Внешняя политика: сущность, субъекты, средства, функции и методы.
ЛЕКЦИЯ № 13 Тема: Международная политика и мировой политический процесс Цель:. раскрыть понятие, сущность международных отношений, охарактеризовать институты международной власти. Проанализировать субъекты, средства, функции и методы международной политики. Охарактеризовать основные тенденции современных международных отношений.
Тип занятия: лекция.
План 1. Международные отношения: понятие, сущность, институты международной власти. 2. Внешняя политика: сущность, субъекты, средства, функции и методы. 2. Тенденции современных международных отношений.
1. Международные отношения: понятие, сущность, институты международной власти. С глубокой древности и до наших дней международные отношения государств занимают важное место в политической жизни человечества. Сегодня мировой порядок зависит от поведения на международной арене около 200 государств, находящихся на разных уровнях исторического, социально-экономического и культурного развития. В политической науке существует немало различных подходовк пониманию природы и сущности международных отношений. Так, на Западе весьма распространен биологический подход. Его сторонники исходят из "инстинктивной агрессивности", вытекающей из врожденного эгоизма людей. Тем самым объясняется "естественность" и "неизбежность" политической агрессивности государств в прошлом и настоящем. Сторонники другого, психологического подхода утверждают, что международные отношения и сопутствующие им военные конфликты определяются эмоциональным состоянием руководящих кругов и общественности, энергией "жажды стресса", мечтой о национальном величии.
Как показывает практика, все же в принятии политических решений в сфере международных отношений верх берут объективные интересы. Политические действия вызываются не столько эмоциями, сколько жизненно важными потребностями государства, его народа, социальных групп. Международные отношения – это совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества. Главными субъектами международных отношений являются государства; международные (межправительственные и неправительственные) организации; многочисленные ассоциации, движения, объединения, возникшие для реализации политических, экономических, социальных, правовых, военных, гуманитарных и других отношений; конкретные личности и индивиды, которые оказывают заметное влияние на развитие международных отношений. Международными отношениями движет международная политическая власть. Институты международной власти – это правительственные,а также неправительственныеобщественно-политические организации, которые способны по своему международному статусу принимать решения, обязательные длявсех членов сообщества (например, Совет Безопасности ООН) или же решения рекомендательного характера.
Внешняя политика: сущность, субъекты, средства, функции и методы. Различают внутреннюю и внешнююполитику, хотя это различие в известной мере условно. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика призваны решать одну задачу – обеспечивать сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Вместе с тем как внутренняя, так и внешняя политика имеют свою специфику. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Внешняя политикарегулирует отношения данного государства с другими государствами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов па международной арене.
Внешняя политика – это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени всего народа выражать и защищать национальные интересы на международной арене, Ложно понятые и превратно сформулированные национальные интересы могут стать причиной реальных конфликтов на международпой арене. Так обстояло дело при принятии руководством СССР решения о введении советских войск в Афганистан в декабре 1979г. Подобная позиция нередко просматривается во внешнеполитическом курсе США, которые зоной своих "жизненных интересов" способны объявить любую территорию Земного шара. Функции внешней политики: 1. Охранительная функция внешней политики связана с обеспечением сохранения и упрочения существующей в рамках данного государства системы общественных отношений от посягательств извне, защитой прав и интересов данной страны и ее граждан в международных делах. 2. Представительно-информационная функция заключается в деятельности представительных органов и институтов государства за рубежом по изучению внешнеполитических процессов; накоплению, обработке и анализу достоверной информации о состоянии международных дел; доведению этой информации до своего правительства с выдачей конкретных рекомендаций по ее исполнению.
3. Идеологическая функция внешней политики состоит в пропаганде философских, политических, экономических, социальных преимуществ своей системы и образа жизни на международной арене. 4. Координиция усилий государств по решению многих сложных проблем, имеющих общечеловеческий, глобальный характер . Глобальные проблемы — это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, включая его будущее. К ним относятся проблемы войны и мира, взаимодействия человека и природы, преодоления экономической отсталости населения 2/3 земного шара, борьбы с голодом и нищетой, охраны здоровья людей, роста народонаселения планеты, энергии и природных ресурсов, взаимоотношения человека и общества. 5. Торгово-организаторская функция внешней политики, через которую раскрывается взаимосвязь внутренней и внешней политики. Суть этой функции заключается в инициативных организаторских действиях государства, направленных на повышение международной конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции, расширение экспорта товаров, поиск выгодных торговых сделок, контактов, создание других благоприятных внешнеполитических условий деятельности. Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется с помощью целого комплекса средств и методов. К ним относятся информационно-пропагандистские, политические, экономические, военные. Средства массовой информации, пропаганды, агитации играют важную роль в усилении международных позиций государства, помогают укреплять его безопасность, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров, получению материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты, формируют у международной общественности симпатию и дружелюбие по отношению к данному государству, а в случае необходимости — гнев, осуждение, возмущение и т.п. Пропагандистские средства внешней политики способствуют завуалированию истинных интересов и намерений государства. Примеров тому история знает множество, в частности ложные заверения нацистов в начале второй мировой войны.
Дипломатия — это официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел дипломатических представительств за рубежом. Наиболее распространенными дипломатическими средствами и методами являются визиты и переговоры, дипломатические конференции, совещания и встречи, подготовка и заключение двух- и многосторонних международных договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных организаций и их органов представительства государств за границей, дипломатическая переписка, публикация дипломатических документов. Политические средства внешней политики тесно взаимосвязаны с экономическими. Под экономическими средствами внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей. Государства, обладающие сильной экономикой, финансовой мощью, имеют и прочные международные позиции. Эффективными экономическими средствами внешней политики являются эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление лицензий, инвестиций, кредитов, займов, другой экономической помощи или отказ от ее предоставления. Военным средством внешней политики принято считать военную мощь государства, которая включает в себя наличие армии с учетом ее численности, качества вооружения, боеготовности, морального состояния; наличие военных баз, ядерного оружия. Военные средства могут быть использованы для оказания как прямого давления на иные страны, так и косвенного. Формами прямого давления могут быть война, интервенция, блокада; косвенного — учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия. Официальными субъектами внешней политики являются государствов лице его представительных учреждений и исполнительно-распорядительных органов, а также должностных лиц: главы государства, парламента, правительства. Внешнеполитическая деятельность осуществляется через специально созданный механизм — систему органов внешних сношений. Современная система органов внешних сношений, как правило, состоит из двух групп: внутригосударственных и зарубежных. К внутригосударственным органам относятся президент, парламент, правительство, специализированные учреждения (министерства иностранных дел и др.). Зарубежные органы делятся на постоянные (консульства, посольства, постоянное представительство в международных организациях) и временные (участие в международных конференциях, совещаниях, симпозиумах и др.). Рассмотренные структура, функции, методы внешней политики, система органов внешних сношений, национальные интересы в комплексе обеспечивают функционирование внешнеполитического механизма любого государства.
Внешняя политика осуществляется строго определенными государственными структурами. Субъектами международных отношений (мирового политического процесса) являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, общественные движения, транснациональные корпорации, религиозные объединения, народы, этносы, политические и общественные лидеры. Ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена такими факторами: 1. Субъекты мировой политики владеют колоссальными ресурсами и возможностями влияния не только на собственно политические, но и на экономические и другие международные процессы. Убедительным примером являются годы «холодной войны» в XXст., когда по политическим соображениям над созданием оружия массового уничтожения людей работало большинство наилучших умов ученых и технической интеллигенции планеты. 2. Международные отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, осложнению и расширению, что нуждается в усовершенствовании международных политических механизмов для их регуляции. 3. Международные политические отношения существенно влияют на формирование международного порядка, то есть обеспечение нормального функционирования государства и других международных институтов. 4. Сегодня как никогда остро встают вопросы безопасности всего человечества, проблемы его выживания. Именно в этом направлении концентрируется внимание мировой политики. 5. Посредством мировой политики возможно наиболее эффективно решать сложные проблемы мирового розвития, которые связаны с противоречием между тенденциями к розширению взаимоотношений народов и государств, с одной стороны, и разнообразием политических и социально-экономических систем – с другой.
3. Основные тенденциисовременных международных отношений. 1. Доминантой международного политического процесса последнего десятилетия является укрепление международной безопасности, так как международные отношения и сегодня во многом остаются сферой несовпадающих интересов, соперничества и даже противоборства и насилия. 2. Рост взаимозависимости государств и интеграционных процессов. Он наблюдается особенно там, где созданы благоприятные условия для международных инвестиций, кооперирования производства и кредитно-финансовых связей. 3. Возрастание роли научно-технических и социокультурных факторов во взаимодействии государств. Основной тенденцией мировой политики является проблема глобализации. Глобализация – процесс планетарного объединения всех сфер человеческой деятельности, который охватывает производство, технологию, торговлю, культуру, политические и государственные институты. К глобальным изменениям принадлежат: ускорение темпов экономического и технического прогресса не только в развитых странах, но и в государствах, которые развиваются; усиление взаимосвязей и взаимозависимости континентов и стран; превращение мира на целостную систему. Невзирая на то, что человеческое общество состоит из 200 государств, которые отличаются общественным строем, традициями, верованиями, уровнем экономического и культурного развития, национальными и государственными интересами, они представляют собой взаимозависимую целостность. Между странами происходит активный обмен продукцией, сырьем, культурным достоянием. Ускорение развития современных стран во многом обусловлено усилением всесторонних контактов, взаимосвязей. Самой важной глобальной проблемой является предотвращенипе войны. В связи с этим актуализируются другие проблемы, решение которых касается всего мирового сообщества: прекращение гонки вооружений, разоружение, применение мирных средств решения межнациональных, государственных, региональных и других конфликтов. Не менее важной является экологическая проблема, обусловленная генным ухудшением природной среды. Екологическая проблема связана с невиданным ускорением экономического и технического развития, следствием чего является усиление уничтожения природных ресурсов, разрушения гармоничных природних связей, отравление природной среды. Опасным является колоссальный разрыв в уровне экономического и социально-культурного развития между развитыми и отсталыми странами. Требует решение и продовольственная проблема. По разным данным в мире голодает 435—600 млн. лиц. При росте населения (в настоящее время оно составляет почти 6 млрд чел. а до 2030г. достигнет 8-9 млрд.) эта проблема может заостриться. К тому же в странах, которые розвиваются (проблема голода там актуальнее всего), население растет быстрыми темпами, а экономически развитые стран находятся в состоянии демографического кризиса. Так, в 1966-1988 гг. населения Африки выросло в 2,14 раза, а в Европе — менее чем на 12 %. Среди проблем глобального масштаба — борьба со СПИДом, международный терроризм, наркомания. В последние десятилетия становятся заметнее изменения в отношениях между государствами, внешняя деятельность которых в первую очередь формирует «мировую политику». Наблюдается переход от методов принуждения к методам регулирования и согласование при решении конфликтов, поиск компромиссных решений. Пробивают себе дорогую тенденции к углублению демократизации, гуманизации международных отношений. Таким образом, международные отношения — это сложная система, охватывающая все международные явления, события и процессы. Это — механизм корректировки государственных и надгосударственных интересов, их защиты и реализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|