Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»




Методика преподавания естествознания – педагогическая наука. История развития МПЕ. Принципы обучения

Методика преподавания естествознания – педагогическая наука. Ее предмет, задачи и методы исследования. Актуальные проблемы современной методики.

Зарождение преподавания естествознания в России в XVIII веке. Первый учебник «Начертание естественной истории…» В.Ф. Зуева. Заслуги В.Ф. Зуева в разработке содержания и методики преподавания естествознания в народных училищах. Развитие науки в XIX веке. Роль К.Д. Ушинского, Д.Д. Семенова в развитии родиноведческих идей. А.Я. Герд – основоположник отечественной методики преподавания естествознания как науки. Вклад Д.Н. Кайгородова, Л.С. Севрука, И.И. Полянского, В.В. Половцова, В.В. Вахтерова в ее совершенствование.

Развитие методики естествознания после революции 1917 года. Особенности ознакомления детей с природой и трудом людей в 1920-е годы. Взгляды Б.Е. Райкова, К.П. Ягодовского, Н.К. Крупской, С.А. Павловича, А.А. Половинкина и др. на преподавание естествознания и географии в советской школе.

Становление и развитие начального курса природоведения с 1959 по 1991 гг. Особенности программ и учебников М.Н. Скаткина, Л.Ф. Мельчакова, З.А. Клепининой.

Современные подходы к преподаванию курса «Окружающий мир». Интеграция знаний в системе «Человек-природа-общество».

Принципы обучения. Понятие краеведческого принципа преподавания. История становления краеведческого принципа преподавания естествознания в школах России. Роль краеведческого принципа преподавания в современном естественнонаучном образовании. Содержание краеведческих знаний в ФГОС НОО и современных программах по «Окружающему миру». Методика введения краеведческого материала в содержание предмета «Окружающий мир». Работа с географическими и контурными картами своего края. Экологический принцип изучения естествознания. Формирование экологической культуры младшего школьника. Сущность и компоненты экологической культуры. Содержание экологического образования младших школьников. Уровни развития экологических представлений. Конечная цель экологического образования – формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе.

Особенности содержания учебной дисциплины «Окружающий мир» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования

Значение, задачи изучения учебной дисциплины «Окружающий мир» и ее содержание во ФГОС НОО.

Принципы отбора содержания начального естественнонаучного образования. Обновление содержания начального образования, вариативность на уровне образовательных технологий и учебных курсов. Интеграция естественнонаучных и обществоведческих знаний с целью формирования у младших школьников целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека. Содержание и цели изучения современных программ курса «Окружающий мир».

Формирование и развитие естественнонаучных понятий

Основные этапы формирования естественнонаучных понятий. Физиологические и психологические особенности усвоения представлений и понятий младшими школьниками. Взгляды на данную проблему К.П. Ягодовского, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Характеристика природоведческих понятий. Условия образования и развития представлений и понятий у младших школьников. Уровни развития представлений и понятий. Система естественнонаучных понятий в начальной школе.

Материальная база обучения естествознанию. Средства обучения

Материальная база обучения естествознанию. Сущность и классификация средств обучения естествознанию. Вербальные средства обучения. Учебник и его структурные компоненты. Методические приемы работы с учебником.

Наглядные средства обучения естествознанию. Виды наглядных пособий. Натуральные объекты, способы их хранения и демонстрации. Искусственные и изобразительные пособия. Таблицы по естествознанию и методика их использования. Методические требования к географическим картам для начальной школы.

Современные средства ИКТ в преподавании курса «Окружающий мир». Электронная модель содержания образования по «Окружающему миру».

Вспомогательные средства обучения: лабораторное и экскурсионное оборудование.

Школьный учебно-опытный участок. Географическая площадка.

Методы и методические приемы обучения

Классификационные системы методов обучения. Классификация методов обучения естествознанию. Слово как источник знаний. Характеристика словесных методов обучения естествознанию. Методические требования к рассказу и беседе. Учебные дискуссии на уроках естествознания.

Наглядные методы обучения. Моделирование на уроках «Окружающий мир». Методика организации и проведения демонстрационных опытов по естествознанию. Мультимедийные технологии и методика их применения при знакомстве с окружающим миром. Технологические условия применения ЦОР.

Практические методы обучения. Наблюдение как основной метод познания природы младшими школьниками. Методика подготовки и проведения естественнонаучных наблюдений. Организация и методика проведения практических работ на уроках естествознания. Метод проектов в современной начальной школе.

Методические приемы обучения и их классификация. Метод как совокупность приемов: организационных, логических, технических.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...