Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На третьем этапе самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность.




Это завершающий этап в формировании системы ученического самоуправления. Для него, по В. М. Коротову, характерны расшире­ние прав, обязанностей и усложнение функций органов самоуправ­ления; передача отдельных воспитательных функций педагогов уче­ническим коллективам; постоянное увеличение числа школьников, принимающих участие в организации его жизни; повышение роли общественных детских и молодежных организаций; выполнение уп­равленческих функций в порядке очередности.

Характерен в этом отношении опыт московской школы № $25, возглавляемый доктором педагогических наук В. А. Караковским. Владимир Абрамович рассматривает самоуправление как развиваю­щийся признак коллектива, как один из методов организации деятель­ности детей. Согласно сложившейся структуре самоуправления в этой школе нет учкома, но есть система дежурных командиров, ими X


руководит ежемесячно обновляемый совет. Дежурный командир имеет довольно значительные права и обязанности, определенные специальным положением. В течение месяца (срок избрания) он яв­ляется организатором всей жизни класса, отвечает за ее качество, а совет командиров организует жизнь коллектива взрослых и детей на основе ключевых общешкольных дел. В реализации этих дел прини­мают участие все учителя (независимо от причастности к классному руководству) и ученик (независимо от класса), вместе планируя, вы­полняя и анализируя.

В школе практикуются разовые поручения отдельным учащимся и их объединениям, «сводные отряды», советы дел. Учебно-познава­тельной деятельностью в классах руководят штабы знаний через кон­сультантов и обозревателей, в чьи функции входит: воспитание от­ветственного отношения к учению, оказание помощи в нем, развитие детской активности и желания узнать больше. Для более плодотвор­ной и эффективной работы школьников проводится воскресная твор­ческая учеба. Ребенок из объекта воспитания превращается в актив­ного участника самого воспитательного процесса, выступая в нем в различных ролях.

Преемником идей коллективного творческого воспитания являет­ся педагогический коллектив СШ № 5 г. Подгороднего Днепропет­ровской области. Всего за три года ему удалось организовать само­управленческую деятельность детей.

Ребята здесь отвечают не только за чистоту, сохранность книг, имущества, но и за уровень знаний товарищей. Через систему кон­сультантов по предметам идет повседневная работа с каждым учени­ком. Взаимная передача знаний повышает их общественную значи­мость, формирует чувство ответственности и долга друг перед дру­гом, определяет как негативное общественное мнение в детской среде о ленивых и недисциплинированных.

Особыми правами в школе наделена дежурная команда, включа­ющая ребят в порядке прямой очередности. Она выполняет и защит­ные функции. Например, не будет проблем у невыучившего урок, если в этот день он проинформировал дежурных, и они за него пору­чились. Ценность такой педагогической идеи усиливается тем, что дежурная команда, в том числе и командир, меняются, через эти роли проходит каждый. Это позволяет чувствовать себя гражданином шко­лы, жить без страха быть униженным.

На всех этапах развития коллектива система ученического само­управления формируется под руководством педагогов на основании следующих принципов: каждому коллективу учащихся — свой орган самоуправления; самоуправлению школы — систему исполнитель­ных органов; каждому направлению работы — орган самоуправле­ния; каждому делу — свой организатор; каждому учащемуся — кон­кретное поручение; всем членам исполнительных органов — дей-


ственные права и обязанности; всем активистам — школу организа­торов; всем органам самоуправления — единство действий и взаимо­действие.

Динамика развития самоуправления на разных этапах развития

коллектива представлена в табл. 1.

Мы остановились лишь на основных положениях развития сис­темы ученического самоуправления, характерных для каждого вос­питательно-образовательного учреждения. В принципе же каждое заведение должно иметь свою модель ученического самоуправле­ния. Она определяется содержанием деятельности учащихся, сло­жившимися традициями в их коллективах, типом и месторасполо­жением школы (сельская, городская, поселковая), включением уча­щихся в социальную жизнь. Ученическое самоуправление предпо­лагает широкую вариативность, которая определяется спецификой данного коллектива, а не механическим насаждением готовых сис­тем и структур, позаимствованных в других школах. Вся система самоуправления должна стоять на страже гарантий, обеспечиваю­щих реализацию учеником своих прав и обязанностей. В школах не­обходимо создавать такие подструктурные элементы самоуправле­ния, которые предполагали бы защиту прав и обязанностей учащих­ся, развитие социального творчества, изобретательства и новатор­ства, защиту чести школы и школьника, способствовали бы содру­жеству, взаимодействию с разными организациями, учреждениями, объединениями и др. В настоящее время каждое учебное заведение имеет право разрабатывать свой документ (положение, устав, дек­ларацию или др.), в котором, исходя из специфики, опыта работы, типа школы, определяются цели, задачи, функции и содержание де­ятельности ученического самоуправления. Этот документ предус­матривает создание демократического и гуманного коллектива, ус­ловий для свободного развития личности, приоритет общечелове­ческих ценностей.

В качестве примера предлагаем два документа, определяющих об­щую модель ученического самоуправления. Первый разработан учас­тниками сбора старшеклассников в пионерском лагере «Орленок», второй действует в общеобразовательной экспериментальной школе № 734 г. Москвы.


 




СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

[^Права ребенка — социально-правовая основа ученического само­управления^ Органы самоуправления и их значение в обеспечении уча­щихся социальной защитой, социальными гарантиями. Роль органов са­моуправления в социальной адаптации детей. Знание прав ребенканеобходимое условие демократической культуры учащихся. Права и обязанности учащихся в школе. Законодательные документы о пра­вах учащихся. Декларируемые и реальные права учащихся в школе. Диапазон доверия учащимся. Права органов ученического самоуправ­ления. Внутришкольные документы о правах органов ученического самоуправления.

права ребенка определяют соответствующие документы. В их числе Женевская декларация прав ребенка (1959), Декларация прав ребенка ООН (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), закон «Об образовании в Республике Беларусь» (1991), закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993), Примерное положение об обще­образовательной школе (1993). На основании документов каждый ре­бенок наделен определенными правами независимо от своей принад­лежности к стране, нации.

Международные документы раскрывают права детей, которые приобрели силу норм. Это права на благополучие ребенка во всем мире; обеспечение ребенку свободы и уважения его достоинства; формирование основ, необходимых детям для полноценной и плодот­ворной жизни в обществе; создание условий для полного раскрытия способностей. Указанные документы также предоставляют детям права на сохранение своей индивидуальности, на свободу мысли, со­вести и религии; на создание ассоциаций; на защиту от всех форм дискриминации; свободно выражать свое мнение; искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме и др.

В нашей республике документы о правах детей оговаривают ус­ловия, необходимые для гуманистического воспитания учащихся.


Прежде всего это руководство школой на основе принципов гласнос­ти, демократии и самоуправления. Очень важно положение указан­ных документов о том, что воспитательная работа в школе ведется с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся на принци­пах взаимоуважения и сотрудничества, с учетом местных социально-экономических условий, национальных традиций и региональных особенностей.

В школах могут быть разработаны положение, конституция, устав, внутриколлективные законы, заповеди, обращения к своим воспитан­никам, правила внутреннего распорядка, нравственные наказы, ко­дексы чести и др. Все они должны создаваться с учетом обществен­ного мнения и социального опыта учащихся, ежегодно обновляться. В основе этих документов должны быть нравственные ценности, оп­ределенные самим коллективом и направленные на уважение личнос­ти воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, дос­тоинства и чести.

Что касается самоуправления, то оно должно охватывать все сто­роны деятельности детей и подростков: познавательную, трудовую, организационную, художественную, спортивную и другие, а также взаимоотношения ученик — ученик, ученик — коллектив, ученик — учитель и т. д. Все эти отношения оформляются в разных документах, которые и являются нравственной основой самоуправления.

Ратифицированная парламентом Беларуси в октябре 1990 г. Кон­венция ООН о правах ребенка и принятый Верховным Советом РБ закон «О правах ребенка» дают возможность, реализовать два прин­ципиально важных подхода в жизнедеятельности, воспитании и раз­витии подрастающего поколения.

Первый. В организации жизнедеятельности подрастающего поколения идти от ребенка, а не к ребенку со своими требованиями и указаниями, как это было в традиционной педагогике. Такой подход обеспечивает ребенку социальную защиту (реализация прав ребенка в семье, школе, внешкольных учреждениях, обществе, государстве), социальную адаптацию (отношения ребенка с самим собой, окружа­ющей средой и миром) и социальные гарантии (развитие ребенка как личности, его склонностей, способностей, возможностей). Ответ­ственность взрослых за социальную зрелость молодого поколения — одна из глобальных проблем современности.

Второй. Названные документы ставят в равные условия всех субъектов воспитательного процесса, т. е. семью, школу, общество. Это дает возможность говорить об образовании открытой системы воспитания в школе. Профессиональное, компетентное участие всех взрослых в развитии личности ребенка — показатель цивилизован­ности нашего общества. А это обеспечивает уверенность взрослых в завтрашнем дне своих детей.


 




Учитывая большой социально-педагогический потенциал, зало­женный в Конвенции ООН о правах ребенка и законе РБ «О правах ребенка», необходимо вести широкую пропаганду указанных доку­ментов. Анализ деятельности школ, внешкольных учреждений, дет­ских объединений, организаций по месту жительства показал, что взрослые и дети слабо знают и мало реализуют в своей работе поло­жения названных документов. Незнание прав подрастающего поко­ления формирует у взрослых ложное представление о воспитательной работе. Именно поэтому в основу ее сегодня нередко кладут требо­вания к детям, не обеспечивая их социальных гарантий на защиту, адаптацию и развитие.

Чтобы устранить этот недостаток, целесообразно доводить до сведения детей и их ближайшего окружения, т. е. родителей, опе­кунов, друзей, знаний о самом факте существования прав ребенка. За многие десятилетия наше общество привыкло к лозунгам, кото­рые звучат в высшей степени привлекательно, но остаются невы­полненными. Эта участь может постигнуть и названные докумен­ты, если их значение и необходимость выполнения не будут вос­приняты широкой общественностью, родителями, педагогами и са­мими детьми.^Поэтому следует использовать весь имеющийся ар­сенал средств в учебных и внешкольных учреждениях, в том числе родительские, ученические собрания, индивидуальные беседы, чтобы знакомить и детей и взрослых с правами ребенка, изложен­ными в Конвенции ООН о правах ребенка и законе «О правах ре­бенка», а также прав учащихся, изложенных в законе РБ «Об обра­зовании в Республике Беларусь» и Примерном положении об об­щеобразовательной школе.

Важно разъяснять сущность этих прав, содержание документов, в которых они изложены и закреплены. Это юридические документы, поэтому они нуждаются в соответствующих комментариях и кропот­ливой работе по их разъяснению. К данной работе следует привлекать юристов, социальных работников, представителей детских фондов, организаторов детских организаций и движений.

Определенный опыт такой работы есть в гимназии № 2 г. Бреста. Здесь под руководством старшего преподавателя кафедры педагоги­ки и психологии начального обучения Брестского педагогического университета Т. М. Степановой в рамках уроков педагогики в психо­лого-педагогических классах был разработан и прочитан курс «Мы и наши права». Цель этого курса — формирование у учащихся нрав­ственно-правовой культуры, развитие чувств гуманности, милосер­дия, осознание своих собственных прав, желание содействовать раз­витию другого человека. По замечанию Т. М. Степановой, данный курс помогает учащимся осознать такие понятия, как «жизнь», «спра­ведливость», «свобода», «равноправие».


Разъяснение прав и изучение этих прав являются исходным мо­ментом для формирования у учащихся гражданственности, демок­ратической культуры, социального творчества, умения действо­вать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Система самоуправления не получает развития в тех школах, где плохо ведется разъяснение прав учащихся. Они не знают о праве на пользование культурно-спортивной базой учебного заведения, о пра­вах на безопасные условия и охрану здоровья, на поощрение и воз­награждение, на участие в органах самоуправления и др. Не знают они и своих обязанностей: уважать достоинство учителей и препода­вателей; придерживаться правил внутреннего распорядка; исполнять требования, предусмотренные законодательством республики, и др.

Одно из ведущих прав ребенка — это право на различие. Детей надо не только объединять, но и различать. Европейский комитет по образованию детей и подростков с ранним умственным разви­тием, одаренных, талантливых в декабре 1988 года принял специ­альную резолюцию. Она так и называется «Право детей на разли­чие». В этом документе сказано, что дети независимо от происхож­дения имеют право на развитие и на полное применение их воз­можностей на самом высоком уровне. В резолюции подчеркнуто, что необходимо благоприятствовать успеху детей, образование должно учитывать различие ритмов обучения, различие уровней развития, различие способов обучения. Уважение к различию — единственный путь, гарантирующий развитие всех детей, какими бы ни были их потенциалы.

Не зря многие исследователи ученического самоуправления рассматривают отсутствие у учащихся реальных прав как одну из центральных проблем, без решения которой нельзя говорить о де­мократизации школы. В частности, В. В. Жуков отмечает, что ну­жен правовой всеобуч для всех учащихся на тему «Ученик в школе и обществе». По его мнению, у нынешних органов ученического самоуправления нет ни единого участка их школьной жизни, пусть малозначительного, за который они несли бы всю полноту ответ­ственности.

Мы часто упрекаем наших воспитанников в пассивности, под­черкиваем, что кто-то когда-то в их возрасте командовал полком. От учителей слышишь: «Безынициативные дети». Учащиеся дока­зывают обратное: взрослые не дают возможности проявлять ини­циативу.

Бесспорно, никто не собирается культивировать вседозволенность учащихся. Но в каждой школе должны быть участки работы, где им было бы предоставлено полное доверие. Кроме того, могут существо­вать отдельные виды деятельности, в которых ребятам предоставля­ется частичное доверие. Возможность учащихся определять свое от-

 

4. Зак. 5441


ношение к тем или иным ценностям; право выбирать коллектив круж­ка, клуба, формы и содержание деятельности; право высказывать свою точку зрения, суждения по тому или иному предложению не имеют ограничений.

Для реализации такого подхода в отдельных школах придумали и форму — стену демократии. На ней вывешиваются личные и группо­вые манифесты, листовки с призывами, независимые газеты и др. Не всегда ребята будут правы. Но тут же, рядом, пусть выскажут свою точку зрения другие ученики, родители, учителя, члены администра­ции школы, внешкольного учреждения.

В школе № 734 г. Москвы, документы которой мы приводим в дан­ной работе, пошли дальше. Здесь разрешена свобода митингов, соб­раний, забастовок, политических и религиозных убеждений. Но все это является средством формирования демократической культуры у учащихся.

Если нет свободы, дети будут уходить из организованных коллек­тивов в неформальные объединения с весьма сомнительной направ­ленностью. Учащимся надо предоставить возможность решать не только организационные вопросы, но и идеологические, и Моральные. Например, школьник действует не только в соответствии с требова­ниями коллектива, но и согласно голосу собственной совести. Это предопределяет самостоятельность в решении нравственных проб­лем, готовность выступать против устоявшихся обычаев, мнения большинства, если это большинство вступает в противоречие с тре­бованиями подлинной нравственности, и др.

Диапазон доверия и формы его проявления пусть каждая школа определит сама. Безусловно, все это зависит от демократической культуры администрации, профессионального мастерства педаго­гов и социальной зрелости учащихся. Последнее особо важно учи­тывать в процессе формирования демократической культуры уча­щихся. Там, где ребята переживают за честь школы, за свой кол­лектив, за свои права и полномочия, последние хорошо восприни­маются ими и реализуются. В этих коллективах все свободно выс­казывают свое мнение, умеют отстаивать его, слушать других, оп­ровергать или соглашаться, командовать и подчиняться, руково­дить и исполнять, проявлять инициативу, товарищество, бороться против негативных явлений, развивать в себе сопричастность к свершениям.

О своих правах и обязанностях не знают не только учащиеся, но часто и сами учителя. Это свидетельствует о низкой правовой куль­туре как воспитателей, так и воспитанников. Каждая школа вправе разработать свои права и обязанности школьника, педагога, можно их конкретизировать, воплотить в моральные заповеди, придать им форму кодекса. Но необходимо учитывать главное условие: они не


должны быть уже тех, которые представлены в вышеуказанных до­кументах.

Следует помнить, что права учащихся в самоуправленческой деятельности — главное в практике работы современной школы. Предоставление учащимся конкретных прав — основа демократи­зации самоуправления. Диапазон предоставленных прав влечет за собой и диапазон расширения ответственности! Это одна из демок­ратических тенденций современной школы. Без поддержки уча­щихся педагог не решит никакой воспитательной проблемы. За­интересованность ребят должна поддерживаться и развиваться именно путем предоставления им реальных прав, и в первую оче­редь права на организацию ученического самоуправления. Анализ ранее действовавших директивных документов в школе показыва­ет, что позиция ученика в них определялась однозначно, ученик рассматривался как объект педагогического воздействия. Это при­вело к тому, что учащиеся отучились отвечать даже за дела своих собственных коллективов. Поэтому мы поддерживаем В. А. Кара-ковского, директора школы № 825 г. Москвы, члена-корреспон­дента РАО, доктора педагогических наук, профессора, который ут­верждает, что школьник, если не имеет или не знает своих прав, начинает их выдумывать или присваивать себе чужие. Сегодня, несмотря на требования времени, мы продолжаем дебаты о том, включать ли представителей органов ученического самоуправле­ния в состав педсоветов или не включать. И, к сожалению, находим убедительные доводы в защиту авторитарной педагогики. Но пора уже понять, что демократизация общества не может происходить без учета мнений общественных организаций, включения их пред­ставителей в органы управления школой разного уровня. Мы имеем в виду совет школы, педагогический совет, родительский комитет, совет при директоре школы, методические объединения и др. Что­бы повышать ответственность органов ученического самоуправле­ния за жизнедеятельность коллектива, необходимо наделить их ре­альными правами, определить их обязанности и придать им статус самоуправляемых коллективов.

Особо считаем необходимым заметить следующее: управление не только и не столько организационный, сколько нравственно-правовой вопрос. Его решение способствует формированию у уча­щихся правовой и демократической культуры. Поэтому самоуправ­ление не может быть без реальных, конкретных прав и обязаннос­тей. Сегодня ни один демократический, цивилизованный коллек­тив не может обойтись без установления своих реальных прав и обязанностей.

Права — это нормы поведения, которые регулируют жизнедея­тельность и взаимоотношения членов коллектива. Они охраняются тем коллективом, от имени которого приняты.


 




Обязанности — нравственные требования, которые выступают как долг человека, как возлагаемые на него задачи. Обязанности ха­рактеризуют требования, равно относящиеся ко всем членам коллек­тива. Права без обязанностей — это уже привилегии.

В школе должны быть наделены правами и обязанностями обще­школьный и первичные коллективы, их органы самоуправления и каждый ученик.

В любом общешкольном документе (уставе, положении и др.) де­тально излагаются права высшего органа самоуправления — учени­ческого собрания (конференции). Анализ работы органов самоуправ­ления в школах свидетельствует, что, как правило, компетенцией соб­рания являются:

принятие нормативного документа ученического коллектива (ука­за, положения, декларации или др.), внесение в него изменений и до­полнений;

рассмотрение вопросов, связанных с жизнедеятельностью, тради­циями, обычаями ученического коллектива школы.

Исполнительный орган (совет учащихся, ученический комитет, штаб командиров и др.) осуществляет выполнение решения собрания (конференции) учащихся, создает условия и реализует выполнение классами программы деятельности; следит за осуществлением гаран­тий, обеспечивающих реализацию учащимися своих прав и обязан­ностей; готовит и выносит на обсуждение собрания учащихся прог­раммы деятельности постоянных и временных структурных подраз­делений, комплектует функциональные группы актива для выполне­ния соответствующих дел; налаживает работу клубно-профильных объединений и объединений по интересам; дает поручения первич­ным коллективам и проверяет их исполнение; организует работу с активом учащихся первичных коллективов; вносит предложения на собрание (конференцию) учащихся по совершенствованию жизнеде­ятельности ученического коллектива.

Высшим органом первичного коллектива (класса, кружка, клуба, объединения по интересам и др.) является собрание, на котором при­сутствуют все его члены. На собрании могут присутствовать родите­ли, шефы, друзья коллектива. Решение собрания является действи­тельным, если за него проголосовало более половины членов коллек­тива. На собрание могут приглашаться по решению самих учащихся представители других коллективов с правом совещательного голоса. Собрание созывается в первичном коллективе по мере необходимос­ти или по сложившимся традициям.

Исключительной компетенцией собрания является:

определять программу деятельности своего коллектива и его мо­рально-этическую основу (заповеди, законы, правила и др.);

устанавливать и избирать органы самоуправления, определять их структуру и функциональные обязанности;


определять микроколлективы класса, заключать договоры и сог­лашения о сотрудничестве с другими коллективами учащихся, госу­дарственными учреждениями, предприятиями и общественными ор­ганизациями;

избирать исполнительные органы самоуправления (совет учащих­ся, ученический комитет, штаб командиров, другие исполнительные органы);

определять структуры исполнительного органа, его временных и постоянных подразделений и вспомогательных органов самоуправ­ления;

устанавливать конкретные задачи деятельности ученического коллектива на определенный срок и принимать конкретные програм­мы работы;

утверждать права и обязанности первичных коллективов (классов, кружков, клубов и др.), учащихся, нравственных требований к уча­щимся;

делегировать своих представителей в общественные органы само­управления (совет школы, педагогический совет), отзывать их при необходимости;

принимать решения о формировании объединений по интересам, местах их базирования и режиме работы, а также о формировании временных органов самоуправления и их структурных подразделе­ний (команд, бригад, групп);

координировать работу исполнительных органов самоуправле­ния, заслушивать отчеты о их работе и оценке их деятельности;

устанавливать деловые связи с государственными, производ­ственными органами самоуправления, учреждениями науки, культу­ры, спорта, заключать с ними соглашения о совместной деятельности;

определять меры участия учащихся в общественной жизни и тру­довой деятельности школы, района, республики;

устанавливать формы порщрения и порицания в общешкольном коллективе;

решать все вопросы, связанные с жизнью своего коллектива и его органов самоуправления;

оценивать деятельность своих членов, принимать решения о по­ощрении или порицании;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...