Роль транспорта в системе народного хозяйства
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение Транспорт -- перемещение людей и грузов (от латинского слова «транспорто»--«перено-шу», «перемещаю», «перевожу»), одна из важ-нейших областей общественного материально-го производства. Возникновение транспорта относится к древ-нейшим временам. В Древнем Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощеных дорог для военных целей. Для транспортировки грузов самоходным путем использовались рабы-носильщики, ко-торые переносили вьюки или тащили 2- 4 колесные повозки. С ростом торговли появи-лось морское судоходство -- гребные, а за-тем и парусные суда. Транспорт выделился в самостоятельную отрасль производства. Транспорт играет огромную роль в экономике страны. От его работы зависят развитие и нормальное функционирование пред-приятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и тор-говли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоении новых экономических районов. Единая транспортная сеть - совокупность всех видов транспорта, обслуживающих сферу обращения, т. е. обеспечивающих доставку продукции из пунктов её производства в места потребления, а также осуществляющих перевозки пассажиров. В Единой транспортной сети каждому виду транспорта отводится та сфера, где применение его даёт наибольший эффект. Единая транспортная сеть включает железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопровод-ный транспорт. Основным видом транспорта в России является железнодорожный, на его долю приходится 85 % всего грузооборо-та и около 40 % пассажирооборота. Роль транспорта в системе народного хозяйства Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материального производства и выступает как самостоятель-ная отрасль народного хозяйства страны.
Транспорт призван удовлетворять потребности хозяйственного комплекса и населе-ния в перевозках. Осуществляя эти перевозки, транспорт связы-вает в единое целое различные отрасли хозяйства и различные районы страны. Как отрасль материального производства транс-порт имеет свои особенности: 1. Создаваемая на транспорте стоимость заключается именно в перемещении грузов и пассажиров, причем создание и потребление этой стоимости происходит синхронно, в одно и то же время. 2. Схема кругооборота капитала на транспорте отличается от кругооборота в промышленности и сельском хозяйстве: в ней от-сутствует звено -- приращенный капитал в товарной форме, так как он выступает только в денежной форме. 3. Ценообразование на транспорте, как и в других отраслях экономики, происходит на основе закона стоимости, при этом цена транспортной продукций принимает особую форму тарифов и фрахтов. 4. Количество труда, затрачиваемого на перевозку грузов, зави-сит не от их стоимости, а от веса и расстояния (без учета расходов на охрану грузов). 5. В отличие от отраслей промышленности, транспорт вовсе не потребляет сырья, зато использует огромное количество топлива, электроэнергии, стали, синтетического каучука, смазочных масел и других материалов. 6. Для транспорта характерны линейные формы размещения (в то время как для промышленности -- дискретные, а для сельского хозяйства -- площадные и континуальные). Уяснение этих и некоторых других особенностей данной отрас-ли помогут лучше осмыслить ее выдающуюся роль в экономике России -- крупнейшего по территории государства мира. Транспорт образно называют «кровеносной системой» хозяйст-ва. С его помощью осуществляется перемещение огромных масс грузов и пассажиров как внутри городов, так и в междугородном, межрайонном и международном сообщениях. Надежные транс-портные связи являются необходимым и обязательным условием специализации любых территорий на производстве продукции, предназначенной для потребления за их пределами. Н.Н. Баранский писал: «Районы в экономическом смысле как специализиро-ванные, дифференцированные части единого хозяйственного цело-го -- мыслимы только при наличии достаточно уже развитого транспорта». Иными словами; транспортные связи -- основа тер-риториального разделения труда.
Транспорт -- самостоятельная отрасль хозяйства, по характеру своей деятельности (работы) занимающая промежуточное положе-ние между отраслями производственной и непроизводственной сфер. Перевозка грузов -- прямое продолжение производственной деятельности, и с этих позиций транспорт следует отнести к произ-водственной сфере». Транспорт продолжает производственный процесс в сфере обращения, доставляя продукцию всех отраслей хозяйства к месту потребления. Особенно его роль возрастает в Российской Федерации в связи с большой протяженностью тер-ритории, неравномерным размещением природных богатств, существенным различием в специализации районов и уровне их экономического развития. Обеспечивая экономические связи, он способствует успешному функционированию других отраслей хозяйственного комплекса страны. Велика роль транспорта, в рациональном размещений произ-водительных сил, освоении новых территорий, совершенствова-нии территориального разделения труда не только между районами Российской Федерации, но и мирового хозяйства. Транспортные составляющие в стоимости производимой продукции составляют 13%, а в таких отраслях, как черная ме-таллургия, лесная, нефтеперерабатывающая, химическая, уголь-ная достигают 50% себестоимости. Поэтому без тщательного учета транспортного фактора невозможно обеспечить рацио-нальное размещение производства и повышение его эффектив-ности. Осуществляя производственные связи между отраслями хо-зяйственного комплекса и районами страны, транспорт выступа-ет как важный фактор развития специализации и комплексности экономических районов. Рациональное территориальное разделение труда, углубление специализации предприятий и районов, усиление экономических связей между ними невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов -- без внутрирайонной транспортной системы.
Следовательно, транс-порт выступает как одна из важных основ территориального раз-деления труда, территориальной структуры хозяйственного ком-плекса страны и ее экономических районов, а также размещения производства и освоения новых территорий и природных богатств. Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэко-номических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Роль транспорта возрастает в период становления рыночной экономики, так как он обеспечивает перемещение товаров и ус-луг из одних районов в другие и способствует формированию внутрирайонного, межрайонного и общефедерального рынка. Транспорт выступает и как важнейшая составная часть рыноч-ной инфраструктуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|