Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Важность и сложность проблемы информационной безопасности




Основные составляющие информационной безопасности

 

Информационная безопасность – многогранная, можно даже сказать, многомерная область деятельности, в которой успех может принести только системный, комплексный подход.

 

Спектр интересов субъектов, связанных с использованием информационных систем, можно разделить на следующие категории: обеспечение доступности, целостности и конфиденциальности информационных ресурсов и поддерживающей инфраструктуры.

 

Поясним понятия доступности, целостности и конфиденциальности.

 

Доступность – это возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу. Под целостностью подразумевается актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения.

 

Конфиденциальность – это защита от несанкционированного доступа к информации.

 

Информационные системы создаются (приобретаются) для получения определенных информационных услуг. Если по тем или иным причинам предоставить эти услуги пользователям становится невозможно, это, очевидно, наносит ущерб всем субъектам информационных отношений. Поэтому, не противопоставляя доступность остальным аспектам, мы выделяем ее как важнейший элемент информационной безопасности.

 

Особенно ярко ведущая роль доступности проявляется в разного рода системах управления – производством, транспортом и т.п. Внешне менее драматичные, но также весьма неприятные последствия – и материальные, и моральные – может иметь длительная недоступность информационных услуг, которыми пользуется большое количество людей (продажа железнодорожных и авиабилетов, банковские услуги и т.п.).

 

Целостность можно подразделить на статическую (понимаемую как неизменность информационных объектов) и динамическую (относящуюся к корректному выполнению сложных действий (транзакций)). Средства контроля динамической целостности применяются, в частности, при анализе потока финансовых сообщений с целью выявления кражи, переупорядочения или дублирования отдельных сообщений.

 

Целостность оказывается важнейшим аспектом ИБ в тех случаях, когда информация служит "руководством к действию". Рецептура лекарств, предписанные медицинские процедуры, набор и характеристики комплектующих изделий, ход технологического процесса – все это примеры информации, нарушение целостности которой может оказаться в буквальном смысле смертельным. Неприятно и искажение официальной информации, будь то текст закона или страница Web-сервера какой-либо правительственной организации. Конфиденциальность – самый проработанный у нас в стране аспект информационной безопасности. К сожалению, практическая реализация мер по обеспечению конфиденциальности современных информационных систем наталкивается в России на серьезные трудности. Во-первых, сведения о технических каналах утечки информации являются закрытыми, так что большинство пользователей лишено возможности составить представление о потенциальных рисках. Во-вторых, на пути пользовательской криптографии как основного средства обеспечения конфиденциальности стоят многочисленные законодательные препоны и технические проблемы.

Если вернуться к анализу интересов различных категорий субъектов информационных отношений, то почти для всех, кто реально использует ИС, на первом месте стоит доступность. Практически не уступает ей по важности целостность – какой смысл в информационной услуге, если она содержит искаженные сведения?

Важность и сложность проблемы информационной безопасности

 

Информационная безопасность является одним из важнейших аспектов интегральной безопасности, на каком бы уровне мы ни рассматривали последнюю – национальном, отраслевом, корпоративном или персональном.

 

Для иллюстрации этого положения ограничимся несколькими примерами.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (здесь, подчеркнем, термин "информационная безопасность" используется в широком смысле) защита от несанкционированного доступа к информационным ресурсам, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем выделены в качестве важных составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере.

По распоряжению президента США Клинтона (от 15 июля 1996 года, номер 13010) была создана Комиссия по защите критически важной инфраструктуры как от физических нападений, так и от атак, предпринятых с помощью информационного оружия. В начале октября 1997 года при подготовке доклада президенту глава вышеупомянутой комиссии Роберт Марш заявил, что в настоящее время ни правительство, ни частный сектор не располагают средствами защиты от компьютерных атак, способных вывести из строя коммуникационные сети и сети энергоснабжения.

Американский ракетный крейсер "Йорктаун" был вынужден вернуться в порт из-за многочисленных проблем с программным обеспечением, функционировавшим на платформе Windows NT 4.0 (Government Computer News, июль 1998). Таким оказался побочный эффект программы ВМФ США по максимально широкому использованию коммерческого программного обеспечения с целью снижения стоимости военной техники.

Заместитель начальника управления по экономическим преступлениям Министерства внутренних дел России сообщил, что российские хакеры с 1994 по 1996 год предприняли почти 500 попыток проникновения в компьютерную сеть Центрального банка России. В 1995 году ими было похищено 250 миллиардов рублей (ИТАР-ТАСС, AP, 17 сентября 1996 года).

Одна студентка потеряла стипендию в 18 тысяч долларов в Мичиганском университете из-за того, что ее соседка по комнате воспользовалась их общим системным входом и отправила от имени своей жертвы электронное письмо с отказом от стипендии.

 

 

(2 вопрос) Регуляторы в области ИБ в России

Ни в одной стране мира нет такого количества регуляторов в области ИБ, как в России. У нас их шесть: Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральная служба безопасности, Министерство обороны, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и Министерство связи и массовых коммуникаций.

 

И это еще не все. На подходе новый официальный регулятор — Банк России. Согласно проекту закона «О национальной платежной системе», внесенного в Госдуму 15 ноября 2010 года, «субъекты национальной платежной системы обязаны обеспечивать защиту информации при осуществлении переводов денежных средств в соответствии с требованиями, установленными Банком России». А ведь есть еще международные (PCI DSS Council, Visa, MasterCard), отраслевые (Газпром) регуляторы и появляющиеся в области ИТ/ИБ саморегулируемые организации. На этом поприще также замечены Совет безопасности, Ростехрегулирование и ряд других.

 

Даже в отношении «известных» регуляторов для многих специалистов по безопасности остается немало белых пятен. Например, немногие знают, что ФСБ в последнее время «замахнулась» и на смежные с криптографией «поляны». Согласно совместному приказу ФСТЭК и ФСБ № 416/489 «Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования», именно ФСБ, а не ФСТЭК отвечает за защиту государственных органов и именно она устанавливает требования к межсетевым экранам, антивирусам, системам предотвращения вторжения и т. п. Но и это не все. По проекту нового приказа ФСБ тематика предотвращения вторжений может «уйти» под данный федеральный орган исполнительной власти и в области защиты персональных данных. А это уже не какие-то несколько тысяч госорганов — это несколько миллионов организаций

 

ФСТЭК (межсетевые экраны, антивирусы, системы предотвращения вторжений) России является федеральным органом исполнительной власти России, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:

· обеспечения безопасности (некриптографическими методами) информации в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на безопасность государства в информационной сфере, в том числе в функционирующих в составе критически важных объектов Российской Федерации информационных системах и телекоммуникационных сетях, деструктивные информационные воздействия на которые могут привести к значительным негативным последствиям;

· противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации;

· обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения её утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях её добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории Российской Федерации;

· защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

ФСБ (криптография)

· при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

· при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях, находящихся за пределами России.

Служба внешней разведки

· за защиту информации (и не только гостайну) в загранучреждениях.

Федеральная служба охраны

· отвечает не только за спецсвязь, но и за «поддержание и развитие сегмента международной компьютерной сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также за безопасность системы межведомственного электронного документооборота.

Минком связи

· Регулирует открытую информацию, потоки и пути передачи информации.

 

 

(4,5,6 вопросы) Виды тайн. Правовое регулирование

На основе положений Конституции Российской Федерации отраслевым законодательством выделяются соответствующие виды тайн: тайна частной жизни, профессиональная, коммерческая, служебная, государственная тайна.

 

· Тайна частной жизни — это охраняемые законом конфиденциальные сведения, составляющие личную или семейную тайну лица, незаконное собирание или распространение которых причиняет вред правам и законным интересам этого лица и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Семейный кодекс РФ, Перечень сведений конфиденциального характера. Утв. Указом Президента РФ).

· Профессиональная тайна — это охраняемые законом конфиденциальные сведения, доверенные или ставшие известными лицу исключительно в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, незаконное получение или распространение которых может повлечь за собой вред правам и законным интересам другого лица, доверившего эти сведения и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Положение об адвокатуре, О банках и банковской деятельности)

· Коммерческая тайна — это охраняемые законом конфиденциальные сведения в области производственно-хозяйственной, управленческой, финансовой деятельности организации, имеющие действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к ним нет свободного доступа на законном основании, обладатель сведений принимает меры к их конфиденциальности, незаконное получение, использование или разглашение которых создает угрозу причинения вреда владелы{у этих сведений и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации. (О бухгалтерском учете, О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну).

режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (из закона РФ «О коммерческой тайне 9 июля 2004 года»). Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по охране информации.

· Служебная тайна — это охраняемые законом конфиденциальные сведения о деятельности государственных органов, доступ к которым ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости, а также ставшие известными в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, имеющие действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к ним нет свободного доступа на законном основании, обладатель сведений принимает меры к их конфиденциальности, незаконное получение или разглашение которых создает угрозу причинения вреда владельцу этих сведений и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством РФ.

· Государственная тайна - ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне 21.07.1993». Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

(7 вопрос) 152 ФЗ. Персональные данные

Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» — федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использованию) персональных данных.

 

Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

 

В соответствии с законом, в России существенно возрастают требования ко всем частным и государственным компаниям и организациям, а также физическим лицам, которые хранят, собирают, передают или обрабатывают персональные данные (в том числе фамилия, имя, отчество). Такие компании, организации и физические лица относятся к операторам персональных данных.

 

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

· персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

· оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных;

· обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;

 

Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

 

(8 вопрос) №149-ФЗ Об информации, информационных технологиях

И о защите информации

 

Базовый нормативный документ, юридически описывающий понятия и определения области информационной технологии и задающий принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, а также регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий.

 

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

· осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

· применении информационных технологий;

· обеспечении защиты информации.

 

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

· свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

· установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

· открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

· равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

· обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

· достоверность информации и своевременность ее предоставления;

· неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

· недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

 

(9 вопрос) N 63-ФЗ "Об электронной подписи"

 

Электро́нная по́дпись (ЭП) — реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭП. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭП.

 

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий.

 

новый закон "Об электронной подписи", которая определяется как информация в электронно-цифровой форме, использующаяся для идентификации физического или юридического лица.

 

В новом законе определены три вида электронной подписи: простая, усиленная и квалифицированная электронная подпись. При этом подлинность электронной подписи обеспечивается надежностью средств, при помощи которых осуществляются ее создание и проверка. Данные средства должны соответствовать установленным требованиям и содержать элементы криптографии.

 

Кроме того, законопроект регулирует выдачу и использование сертификатов ключа подписи, проверку электронной подписи, аккредитацию и оказание услуг удостоверяющих центров.

 

Правовое регулирование отношений в области использования электронных подписей

· Отношения в области использования электронных подписей регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также соглашениями между участниками электронного взаимодействия. Если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или решением о создании корпоративной информационной системы, порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней.

· Виды электронных подписей, используемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, порядок их использования, а также требования об обеспечении совместимости средств электронных подписей при организации электронного взаимодействия указанных органов между собой устанавливает Правительство Российской Федерации.

 

(10 вопрос) РД "АС". РД "СВТ". Области действия

РД СВТ

Настоящий руководящий документ устанавливает классификацию межсетевых экранов (МЭ) по уровню защищенности от несанкционированного доступа (НСД) к информации на базе перечня показателей защищенности и совокупности описывающих их требований.

 

Под сетями ЭВМ, распределенными автоматизированными системами (АС) в данном документе понимаются соединенные каналами связи системы обработки данных, ориентированные на конкретного пользователя.

 

МЭ представляет собой локальное (однокомпонентное) или функционально-распределенное средство (комплекс), реализующее контроль за информацией, поступающей в АС и/или выходящей из АС, и обеспечивает защиту АС посредством фильтрации информации, т.е. ее анализа по совокупности критериев и принятия решения о ее распространении в (из) АС.

РД АС

Настоящий руководящий документ устанавливает классификацию автоматизированных систем, подлежащих защите от несанкционированного доступа к информации, и требования по защите информации в АС различных классов.

1.4. Основными этапами классификации АС являются:

- разработка и анализ исходных данных;

- выявление основных признаков АС, необходимых для классификации;

- сравнение выявленных признаков АС с классифицируемыми;

- присвоение АС соответствующего класса защиты информации от НСД.

 

1.5. Необходимыми исходными данными для проведения классификации конкретной АС являются:

- перечень защищаемых информационных ресурсов АС и их уровень конфиденциальности;

- перечень лиц, имеющих доступ к штатным средствам АС, с указанием их уровня полномочий;

- матрица доступа или полномочий субъектов доступа по отношению к защищаемым информационным ресурсам АС;

- режим обработки данных в АС.

 

1.6. Выбор класса АС производится заказчиком и разработчиком с привлечением специалистов по защите информации.

 

1.7. К числу определяющих признаков, по которым производится группировка АС в различные классы, относятся:

- наличие в АС информации различного уровня конфиденциальности;

- уровень полномочий субъектов доступа АС на доступ к конфиденциальной информации;

- режим обработки данных в АС - коллективный или индивидуальный.

 

1.8. Устанавливается девять классов защищенности АС от НСД к информации.

 

Каждый класс характеризуется определенной минимальной совокупностью требований по защите.

Классы подразделяются на три группы, отличающиеся особенностями обработки информации в АС.

В пределах каждой группы соблюдается иерархия требований по защите в зависимости от ценности (конфиденциальности) информации и, следовательно, иерархия классов защищенности АС.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...