Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Давайте поздороваемся с ней.




ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

 

Утверждена

на педагогическом совете

протокол №___от_________200__г.

Директор ЦПМСС «Преображение»

______________________Перов С.Б.

 

 

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»

 

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:

Роньжина А.С.

ТУЛА-2007г.

 

Пояснительная записка

Актуальность программы:

Проблема адаптации - одна из наиболее актуальных проблем психологии, особенно при поступлении детей в детский сад. Адаптация - этоприспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Основные проявления социальной адаптации — взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

В раннем дошкольном возрасте ребенок еще не обладает необходимыми коммуникативными навыками, желание общаться с другими детьми только начинает формироваться. Для большинства детей это первый опыт общения в незнакомом обществе. Малыши нередко болеют и после болезни нуж­даются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения).

Вопросы адаптации детей к дошкольному учреждению рассматриваются в работах Лютовой Е.К., Мониной Т.Б., Граббет Р., Морозовой Е.И., Макшанцевой Л.В. Разработаны игры, занятия для детей, диагностические методики для родителей, воспитателей.

Данная программа составлена и апробирована автором в процессе практичес­кой работы в ДОУ №733, УВК №1763 (для детей с задержкой психического развития), в группе кратковременного пребывания детей 2-4 лет ДОУ №1397 СЗУО.

 

Цель и задачи программы.

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определя­ются основные задачи занятий:

-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возра­ста в период адаптации к детскому саду;

-обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период;

-формирование активной позиции родителей по отношению
к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей:

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Занятия рекомендуется проводить не только в первое два и на протяжении всего учебного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым воображением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быст­ро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объ­единяют детей, задают положительный эмоциональный на­строй. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на кон­такт со взрослыми и сверстниками.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы дети2-4 лет, испытывающие трудности в адаптации;

Сроки реализации – в течении года по мере необходимости

Формы и режим занятий. Занятия продолжительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятие повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектова­ние и количество модулей (игр и упражнений), из которых занятие, варьируются педагогом.

Структура занятия. З анятие начинается с упражнений, требу­ющих согласованности действии всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотво­рения. Эти упражнения создают положительный эмоцио­нальный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, сво­бодно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. Последнее занятие проводит совместно с родителями. Это форма контроля эффективна так как:

-совместные занятия являются своеобразным «мастер -классом» для родителей, так как из них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми;

-неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями.

Рекомендации по проведению занятий:

-Психолог является непосредственным активным участни­ком занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, за­дает образцы выполнения действий.

-Не стоит настаивать на активном участии всех детей в за­нятии. Нормально, если на первых порах часть детей бу­дет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы присту­пить к игре.

-Не следует оценивать детей, добиваться единственно пра­вильного, на Ваш взгляд, действиями ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять соответственные спонтанные, живые и естественные реакции.

- В процессе практической работы допустимо как сокраще­ние количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребно­стями и индивидуальными особенностями детей. Родите­лям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее: полезно порекомендовать им дома поиграть с ре­бенком в те же игры.

- Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить от­дельные занятия, игры и упражнения.

Надеемся, что предложенные в пособии советы, упраж­нения и игры помогут правильно организовать общение пе­дагогов, детей и родителей в сложный адаптационный пери­од, сделают пребывание ребенка в детском учреждении ин­тересным, радостным и полезным.

 

Тематическое планирование

Тема занятия Кол-во мин.
Божья коровка 10-20
Листопад 10-20
Мячик 10-20
Прогулка в осенний лес 10-20
Веселый петрушка 10-20
Новый год 10-20
Мячики 10-20
Зайка 10-20
Мыльные пузыри 10-20
Музыканты 10-20
Мамин день 10-20
Мишка 10-20
Непослушные мышата 10-20
Колобок 10-20
Котята 10-20

Занятие№1 БОЖЬЯ КОРОВКА

Задачи:

-создание положительного эмоционального настроя в груп­пе;

развитие умения действовать соответственно правилам игры;

-развитие координации движений, общей и мелкой мото­рики, ориентации в собственном теле;

-развитие зрительного восприятия (цвета, формы, разме­ра предметов);

-развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

игрушечная «божья коровка» (желательно круглой формы);

большие и маленькие машинки, матрёшки, куклы, кубики и т.п.;

черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой

лист с изображением божьей коровки [1] (для каждого ребенка).

Ход занятия

Приветствие.

Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:

- К нам в гости прилетела Божья коровка. Посмотрите, какая она красивая!

Давайте поздороваемся с ней.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Психолог предлагает определить цвет, форму и величи­ну игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки[2].

- Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

Психолог, делая вид, что пытается поймать воображае­мого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.

- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.

- Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.

Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.

(Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.[3])

 

Божья коровка, Ритмично покачивают ладонями
Улети на небо, Делают взмахи перекрещенными кистями рук
Принеси нам хлеба, Машут кистями рук на себя.
Чёрного и белого, Ритмично хлопают в ладоши
Только не горелого! Грозят указательным пальцем.

 

-Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давай­те согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки[4].

- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и вы­дохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, под­ставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

На начальном этапе освоения этого упражнения мож­но предложить детям на выдохе длительно произно­сить звук «У».

 

— А теперь, ребята, давайте сами превратимся в бо­жьих коровок.

Мы вокруг себя покружились И в божьих коровок превратились Кружатся  
Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики. Показывают названные части тела.

— Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки полза­ют по листочкам.

Дети встают на четвереньки и ползают по полу.

- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.

Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными руками[5].

- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.

Дети снова встают на четвереньки и ползают.

Игра повторяется 2-3 раза.

- Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коро­вок в воздух, и они полетели.

Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бега­ют, плавно машут руками, жужжат.

- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки!
Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.(На детско-родительском занятии дети прячутся в объя­тиях v родителей).

Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машин­ки, матрёшки и т.п.) и говорит:

- Ребята, божьей коровке захотелось по играть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.

Дети выполняют задание.

- Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, пока­жем ручками, какая она круглая.

Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. (При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения.)

Дети садятся за столы. Психолог раздаёт краски и листки с изображением божьих коровок.

- Теперь нарисуем чёрные точки на спинках божьих коровок.

Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пас­той) и закрашивают круги на спинках божьих коровок.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне­ния проводились на занятии, и обсуждают, что ил больше всего понравилось.

Психолог говорит:

- Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания! [6]

 

Занятие № 2 ЛИСТОПАД

Задачи:

-создание атмосферы эмоциональной безопасности

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, повышенной двигательной
активности;

-развитие умения двигаться в одном ритме с другими деть­ми, подстраиваться под их темп;

-развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;

-развитие речи, воображения, творческих способностей.

Материалы:

большой зонт;

магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с за­писью медленной спокойной музыки;

два кленовых листа (для каждого ребёнка);

желтая, красная, зеленая гуашь;

лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка).

Ход занятия

Приветствие.

Психолог предлагает детям посмотреть, что происхо­дит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:

- Представьте, что мы идем гулять в осенний лес.

Дети выстраиваются в колонну. Психолог говорит:

—Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигать­ся дружно. Не обгоняйте друг друга.

Зашагали ножки: топ-топ-топ Прямо по дорожке: топ-топ-топ Ну-ка, веселее: топ-топ-топ Вот как мы умеем: топ-топ-топ Побежали ножки По ровненькой дорожке Убегают, убегают, Только пяточки сверкают Идут друг за другом.  
Бегут, стараясь не обгонять друг друга.  
 
 
 

.

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Дождик и солнышко»

Дети ходят по комнате изображая, что собирают листья.

Как только психолог включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик «, - дети бегут под большой зонт, ко­торый держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы всем хватило места. Психолог может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульвилизатора. (Детям доставляет огромное удоволь­ствие наблюдать, как с зонта скатываются капельки, подстав­лять руки, чтобы их поймать.) Шум дождя прекращается или
звучит команда «Солнышко!» — дети выбегают из-под зонта.

Игра повторяется 2-3 раза. (На детско-родительском занятии дети «прячутся от дождя» под зонтами своих родителей.)

Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Психолог говорит:

- Представьте, что вы — кленовые листочки. Пришла осень - пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют лис­точки на ветру.

Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку.

Психолог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Листопад, листопад Листья жёлтые летят, Под ногой шуршат, шуршат, Скоро станет голым сад. Кружатся, изображая листочки Подбрасывают листочки вверх. Ходят по листочкам.   Ложатся на пол и слушают музыку

 

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упраж­нения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог прощается со всеми до следующей встречи. (На повторных занятиях можно предложить де­тям: докрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) осенний лист; обмакивать кленовые листья в та­релочку с краской и делать ими отпечатки на большом листе ватмана.)

 

Занятие № 3 МЯЧИК

Задачи:

-сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

-повышение эмоционального тонуса;

-развитие чувства ритма, координации движения;

-развитие ориентации в пространстве;

-обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;

-развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Материалы:

большой мяч;

матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч

и пластмассовый кубик (соразмерно по величине)

Ход занятий

Приветствие.

Психолог показывает детям большой мяч и предлага­ет определить его величину, цвет и форму» Дети выполняют задание.

- Покажите рукой форму мяча.

Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеи­ми руками одновременно.

-Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него сти­хотворение.

Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за психологом стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу снача­ла одной, потом другой рукой. (Психолог оказывает помощь детям, которые нерит­мично шлепают по мячу. Он кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.)

— А теперь представьте, что вы превратились в мяч Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? И т.д.

Дети рассматривают свою одежду и называют соответ­ствующие цвета.

- Я буду играть с мячами - легонько шлепать вас ла­дошкой, а вы будете прыгать, как мячики.

Психолог, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети. почувствовав касание, подпрыгивают на мес­те. на слова: «не угнаться за тобой» - дети убегают от психо­лога к воспитателю (родителям). Игра повторяется - и дети убегают от воспитателя (родителей) в объятия психолога

Психолог предлагает «мячам» поиграть в «прятки». Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети прыгают. На слова: «не угнаться за тобой» - дети разбегают­ся по группе и прячутся. Психолог ищет детей. Найденный: ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за крес­лом, в углу и т.п.).

Игра повторяется 2-3 раза.

-Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.

Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По коман­де психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».

Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.

- В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.

Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и расска­зывают, как они отличили его от кубика.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне­ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог говорит:

- Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания [7]!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...