Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство культуры Республики Татарстан




Министерство культуры Республики Татарстан


Государственное бюджетное учреждение культуры

«Национальный музей Республики Татарстан»

 

  УТВЕРЖДАЮ И. о. генерального директора _____________ А. Л. Вяткина «____»___________ 2021 г.  

 

 

Дополнительная профессиональная ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«МУЗЕЙНАЯ ЭКСКУРСИЯ»

 

28 часов

 

 

Категория слушателей: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие высшее образование.

 

 

Разработчик:

Хисаметдинова Л. Х., старший научный сотрудник

отдела научно-методической работы

Национального музея Республики Татарстан

 

 

Рассмотрено и одобрено

научно-методическим советом

Национального музея Республики Татарстан

протокол №____________________ 20___ г.

 

 

Казань-2021

 

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Характеристика программы

3. Цель и задачи

4. Нормативно-правовая база реализации Программы

5. Содержание Программы

5. 1. Основные аспекты теории экскурсионной деятельности

5. 2. Особенности музейной экскурсии

5. 3. Экскурсионная методика: основное содержание и структура

5. 4. Профессиональное мастерство экскурсовода

5. 5. Методика работы с экскурсантами.

6. Режим обучения в процессе реализации Программы

7. Требования к уровню подготовки слушателя

8. Условия реализации программы

9. Оценка качества реализации программы

10. Ожидаемые результаты реализации Программы

11. Учебно-тематический план Программы

12. Календарный учебный график Программы

13. Список литературы

14.  Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

 

 

1. Пояснительная записка

Экскурсия является традиционной формой культурно-образовательной деятельности музея и сохраняет свое приоритетное положение в этой сфере. Сегодня в сознании многих посетителей музейная экспозиция и экскурсия по ней почти неразделимы, так как посредством экскурсии происходит приобщение к музею.

Значимость и необходимость музейной экскурсии обусловлены тем, что экскурсия является связующим звеном между экспозицией и посетителем. Только во время экскурсии может быть адекватно раскрыто содержание экспозиции – ее идеи, эмоциональные лейтмотивы, информационный потенциал экспонатов. Поэтому экскурсионная деятельность играет роль одного из ведущих каналов музейной коммуникации.

Вопросы, связанные с экскурсиями и совершенствованием их поведения, традиционно являются первостепенными в научно-методической работе музеев.

Тем не менее, в настоящее время выявляется ряд проблем, в числе которых следующие:

· существует тенденция снижения популярности музейных экскурсий у посетителей, многие из которых предпочитают самостоятельный осмотр экспозиций;

· качество музейных экскурсий в большей степени зависит от индивидуальных способностей экскурсоводов, чем от владения методикой;

· далеко не всегда музейные экскурсоводы осознают специфику экскурсионного метода, его чувственно-зрительную природу (природу восприятия), что превращает экскурсию в подобие лекции и значительно обедняет ее воздействие;

· методика музейных экскурсий еще не стала предметом специального рассмотрения в музееведении в свете современной социокультурной ситуации и новейших научных подходов.

В силу этого необходимо оказать практическую и теоретическую помощь музейным экскурсоводам в их работе по подготовке и проведению экскурсий. При этом понимание экскурсионной методики и ее применение на практике невозможны без осмысления сущности экскурсии как единства зрительного и вербального компонентов, восприятия и познания.

Актуальность дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Музейная экскурсия» (далее – Программа) обусловлена тем, что в процессе ее реализации решаются вопросы и обозначенные проблемы, связанные с методикой проведения экскурсии.

Необходимость разработки Программы обусловлена и тем, что в открывшейся 2020 году новой экспозиции Национального музея РТ «История Татарстана с древнейших времён до наших дней» в связи с большим объёмом информации, количеством экспонатов, масштабом представленных в экспозиции тем необходима организация комплексной программы подготовки экскурсоводов с целью допуска к проведению экскурсий по крупнейшему музею республики.

Программа рассчитана на слушателей, желающих приобрести дополнительные знания и навыки, компетенции, необходимые для выполнения профессиональной экскурсионной деятельности. программа ориентирована на слушателей, начинающих работать экскурсоводами, включает в себя лекционные и практические занятия по теории проведения экскурсии в музее, актуальным проблемам истории края, тематике разделов экспозиции, а также учебно-методические экскурсии.

 

2. Характеристика Программы

Освоение Программы позволит обучающимся познакомиться и дать систематизированные знания по подготовке, проведению экскурсий. Программа предусматривает изучение проблем, связанных с организацией и содержанием экскурсий, рассматривает их как важную форму обучения и воспитания обучающихся.

Раскрывается содержание таких понятий, как сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии, краткая история экскурсионного дела, классификация и тематика экскурсий, требования экскурсионной методики. Также показывается многосторонний процесс создания экскурсии, её основные этапы подготовки, даётся представление о том, как составляется индивидуальный текст, об основных методических приёмах показа и рассказа, о технике проведения экскурсий.

Основными видами учебных занятий являются: лекции, практикумы, углубленная самостоятельная работа, учебные экскурсии по городу, в музеи, с дальнейшим анализом, проведение пробных (заочных) экскурсий с использованием мультимедийных средств и завершающий этап – проведение экскурсий.

Содержание Программы представлено пояснительной запиской, учебным планом, календарным учебным графиком, рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Программы, условиями реализации Программы, системой оценки результатов освоения программы, перечнем литературы и электронных учебно-наглядных пособий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...