Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Содержание Программы




5. 1. Основные аспекты теории экскурсионной деятельности

Экскурсия представляет собой культурно-образовательное мероприятие, во время которого осуществляется целенаправленный осмотр достопримечательных мест, архитектурных сооружений, памятников природы, музейных экспозиций и других объектов, по заранее определенной теме и выбранному маршруту.

Основополагающий признак экскурсии – видеоряд, формирующий ее содержание и составляемый из совокупности объектов показа (экскурсионных объектов). Данные объекты в большинстве своем принадлежат к природному и культурно-историческому наследию, включают широкий и разнообразный спектр памятников (от ландшафтов до отдельных предметов), обладающих подлинностью, культурной ценностью, выразительностью и т. д. Сегодня, в условиях всеобщей информатизации и доминирования электронной информации, особенно важно то, что экскурсия обеспечивает живое соприкосновение с реальными объектами культуры.

Во время экскурсии происходит многоплановый процесс восприятия экскурсантами объектов показа – процесс, осуществляемый на основе экскурсионного метода.

Экскурсионный метод относится к числу способов познания окружающего мира. В основе этого метода – непосредственное наглядное восприятие подлинных памятников, происходящее в движении, на месте расположения объектов – в естественной (городской либо природной) среде или в каком-либо помещении (в музее, на производстве и т. д. ). Экскурсионный метод сочетает чувственное восприятие и собственно познание действительности – и чем сильнее первое, тем глубже и прочнее второе. Сам процесс познания осуществляется путем «извлечения» и передачи экскурсоводом информации, связанной с экскурсионными объектами.

Экскурсионная информация содержит два главных компонента: зрительный (впечатления, образы) и вербальный (сообщения, комментарии экскурсовода). Процесс восприятия также может дополняться другими элементами: слуховыми (звуки природы, музыки и др. ), осязательными, обонятельными.

Важную роль в восприятии играет эмоционально-чувственный аспект – эмоции, связанные с ощущением исторического времени, с приобщением к прекрасному, с погружением в культурно-историческую среду и т. д. «Сочетание рационального и эмоционального элементов, увеличивающее объем воспринимаемой информации и активизирующее психологические процессы – характерная черта экскурсионного метода»[1].

Подчеркнем: экскурсионная информация не является ни чисто зрительной, ни чисто вербальной. При ее извлечении и передаче происходит взаимодействие обоих компонентов, и в результате создается особый вид информации – зрительно-словесный, получаемый при наблюдении объектов в их реальном существовании. Однако в экскурсионном методе приоритетная роль принадлежит зрительному восприятию, наглядности, что отличает данный метод от лекционного, который является преимущественно вербальным.

Для различения зрительного и вербального компонентов в экскурсоведении принято выделять показ и рассказ.

Показ представляет собой ведущий путь реализации экскурсионного метода наглядности; является заранее подготовленным, целенаправленным наблюдением (изучением, исследованием) объектов под руководством экскурсовода.

Экскурсионный показ включает:

· самостоятельное зрительное восприятие экскурсантов;

· словесный комментарий экскурсовода, который направлен на фиксацию (описание), объяснение, формирование зрительных впечатлений в восприятии экскурсантов;

· организацию экскурсоводом восприятия экскурсионных объектов экскурсантами.

Для экскурсовода показ – это действия, главной задачей которых является целенаправленная интерпретация зрительной информации, связанной с объектами. Показывать – значит сделать понятным язык объекта. Во время показа осуществляется не только простое описание зримого облика объекта, но и виртуальное восстановление утраченных черт, раскрытие тех или иных свойств объекта, которые связаны с его внешними чертами или внутренним устройством, но не явны при обычном рассматривании. Показ играет ведущую роль в приближении к сущности объекта, его культурно-исторической семантике.

Именно показ предполагает сотрудничество и сотворчество экскурсовода и экскурсантов. Эффективность показа возрастает в зависимости от активности самостоятельного (а также с помощью экскурсовода) зрительного восприятия экскурсантами объектов во время экскурсии.

Рассказ – условно принятое в экскурсоведении и экскурсионном деле наименование словесной информации о таких свойствах объекта, которые не связаны с его зрительным образом. Задачи рассказа – комментарий, пояснение, дополнение к увиденному, расширение культурно-исторического контекста экскурсии. Это могут быть сведения об истории объекта, о событиях, явлениях, процессах, людях, связанных с его происхождением и бытованием. Являясь чисто вербальным способом передачи информации, экскурсионный рассказ, тем не менее, несет в себе специфику экскурсионного метода, в том числе подчиненность задачам показа и максимально возможное сохранение связи с объектом (принцип конкретности, предметности).

Если недостаточность показа в экскурсии ведет к лекционности, что разрушает саму основу экскурсионного метода, то чрезмерное увлечение показом может иметь следствием «перечислительную» демонстрацию объектов с элементарными пояснениями-комментариями, т. е. бессистемный, поверхностный осмотр. Только глубокое раскрытие темы на зрительно воспринимаемых объектах можно считать экскурсией в полном смысле слова.

Вывести типовую модель количественного соотношения зрительного и вербального компонентов экскурсии вряд ли возможно. В каждом конкретном случае это соотношение зависит от вида, темы, специфики экскурсии, а также от самого объекта показа и задач его демонстрации.

Итак, отличительными признаками любой экскурсии являются:

· наличие экскурсантов и экскурсовода;

· высокая степень наглядности, зрительного восприятия; приоритетность зрительных впечатлений; формирование и передача зрительно-словесной информации;

· показ экскурсионных объектов на месте их расположения;

· передвижение (в процессе осмотра) участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

· целенаправленность осмотра экскурсионных объектов, наличие определенной темы, создающей целостность содержания экскурсии и последовательность показа объектов;

· определенная протяженность во времени (обычно от одного академического часа) в зависимости от вида экскурсии.

Экскурсия как вид культурно-образовательной деятельности имеет несколько задач. В их число входят:

· гуманитарная – удовлетворение культурных и духовных потребностей людей, приобщение их к ценностям природного и культурно-исторического наследия;

· познавательная – сообщение информации, расширение знаний;

· образовательная (обучающая, развивающая) – формирование навыков восприятия, наблюдения и изучения;

· воспитательная – воспитание нравственности, исторического мышления, культуры межличностного взаимодействия;

· культурно-развлекательная (организация досуга).

 

5. 2. Особенности музейной экскурсии

В ХХ веке в процессе развития экскурсионного дела сложилось многообразие видов экскурсий, которые традиционно классифицируются по следующим ключевым признакам:

· по месту проведения (расположения экскурсионных объектов) выделяются городские, загородные, музейные, производственные экскурсии;

· по способу передвижения – пешеходные или с использованием какого-либо транспорта (преимущественно автобуса);

· по характеру тематики (содержания ) – обзорные (многоплановые) и тематические (специализированные);

· по задачам (целевым установкам) – культурно-образовательные; учебные; экскурсии с научными задачами;

· по форме проведения – традиционные; театрализованные, костюмированные; экскурсии в форме учебного занятия (урока); экскурсии в игровой форме; экскурсии с элементами ритуалов; с привлечением очевидцев, участников событий и т. д.;

· по составу экскурсантов – градация по возрастному, национальному, социальному составу, профессиональной принадлежности, уровню образования и т. д.

Совокупность признаков, устанавливаемых по указанным параметрам, определяет типологические и индивидуальные особенности конкретной экскурсии.

Музейные экскурсии являются одними из самых распространенных и популярных видов экскурсий. Они проводятся по стационарным экспозициям и выставкам, реже – по фондохранилищам (при специальной организации открытого хранения фондовых коллекций или в случае проведения учебных экскурсий). Также экскурсионная деятельность музея может включать и внемузейные виды экскурсий – городские, загородные, производственные.

Местом проведения музейных экскурсий является «искусственная», специально созданная среда экспозиционно-выставочных залов – в отличие от естественной обстановки города или природного ландшафта.

Музейная среда – это особый мир, созданный из экспонатов, художественного решения экспозиции, архитектуры залов. Здесь присутствует аура исторического Времени, приобщение к которой является задачей музейной экскурсии.

При этом восприятие отличается определенной замкнутостью музейного пространства, а также тем, что проведение экскурсии в помещении избавлено от негативного влияния погодных явлений, уличного шума, других посторонних раздражителей.

По способу передвижения музейные экскурсии относятся к пешеходным, что дает возможность определять и регулировать темп движения, обеспечивает многие благоприятные условия для показа экспонатов. В большинстве случаев экспозиционное решение предполагает удобство для зрительного восприятия предметов.

Зрительный ряд музейной экскурсии составляют в совокупности отдельные экспонаты, экспозиционные комплексы и элементы архитектурно-художественного решения. Все это организовано в едином экспозиционном пространстве. Экспозиция задает тему и содержание экскурсии, последовательность объектов показа, методику проведения. При этом стоит задача отбора экскурсионных объектов, так как экспозиция обычно включает большее количество экспонатов, чем может быть показано и воспринято во время экскурсии.

Обзорная экскурсия охватывает всю экспозицию. Тематическая – организуется обычно на базе более или менее крупных экспозиционных разделов. Тематика такой экскурсии зависит от содержания раздела, однако возможны и новые экскурсионные темы, которые не заявлены в концепции экспозиции, но могут быть разработаны при помощи экспонируемых предметов. В этом случае разработка тематической экскурсии носит более самостоятельный характер.

Обзорная и тематические экскурсии могут быть объединены в циклы, в музейно-образовательные программы, предназначенные для какой-либо постоянной группы посетителей. Такие циклы способствуют углубленному восприятию и изучению экспозиции. Возможности разработки тематических экскурсий зависят от масштаба и многоплановости экспозиции.

Добавим, что градация музейных экскурсий по содержанию определяется также профильной характеристикой экспозиции или музея. С этой точки зрения можно выделить исторические, историко-литературные, искусствоведческие и другие экскурсии.

Музейные экскурсии характеризуются большим потенциальным разнообразием видов и форм проведения как для посетителей, так и в рамках методической работы внутри музея – для сотрудников и коллег из родственных учреждений.

Направленность учебно-методических экскурсий предполагает охват проблематики всех основных видов музейной работы, включая методику построения экспозиции, вопросы фондовой работы (в первую очередь в аспекте рассмотрения возможностей, условий и способов сохранения музейных предметов при экспонировании), собственно экскурсионную методику. Эти широкие возможности определяют популярность и эффективность учебно-методических экскурсий в общем процессе научно-методической работы музея.

К особому виду можно отнести рекламно-информационные экскурсии, возможности которых изучены и реализуются еще не в полной мере. Задача таких экскурсий – привлечение определенной категории посетителей, особенно учащихся (например, рекламно-информационные экскурсии для педагогов и др. ).

5. 3. Экскурсионная методика: основное содержание и структура

Любая методика подразумевает определение путей реализации поставленных задач с наибольшей эффективностью. Предмет методики – отбор, систематизация и разъяснение методов, способов, приемов и т. п., с помощью которых осуществляется деятельность в избранной сфере. Проблематика экскурсионной методики в музейном деле объединяет два крупных аспекта:

· методику экскурсионной работы как части культурно-образовательной деятельности музея (вопросы, связанные с формированием экскурсионной тематики; с профессиональной подготовкой экскурсоводов; с организацией и осуществлением экскурсионной работы в целом);

· методику подготовки и проведения экскурсии.

Именно второй аспект, обычно определяемый как собственно экскурсионная методика, рассматривается в нашем пособии. Данный аспект включает в себя несколько взаимосвязанных направлений:

· методику разработки новой экскурсии (по новой экспозиции; новой экскурсионной темы по существующей экспозиции);

· методику подготовки (освоения) экскурсии по существующей экспозиции;

· методику проведения экскурсии;

· методику до- и послеэкскурсионной работы экскурсовода;

· методику работы с аудиторией (экскурсантами).

Научную базу экскурсионной методики формируют исследования по педагогике, психологии, логике, экскурсоведению, музееведению, а также по источниковедению и различным профильным дисциплинам (в зависимости от тематики экскурсии). Также разработка проблем и вопросов экскурсионной методики опирается на значительный практический опыт, накопленный музеями в ХХ-XXI вв.

Экскурсионная методика определяет совокупность критериев, по которым оцениваются качество экскурсии и профессиональное мастерство экскурсовода. В рамках данной методики разрабатываются типовые модели, положения и приемы, применяемые в процессе подготовки и проведения экскурсии. При этом типовой подход сочетается с вариативным в зависимости от специфики экскурсии. Модерирующими факторами выступают параметры экскурсии по классификационным признакам, ее индивидуальные особенности.

Основополагающей частью экскурсионной методики является методика проведения экскурсии, в свою очередь, включающая два крупных раздела – методику показа и методику рассказа. К методике проведения относятся также общие принципы построения содержания, логики в экскурсии и, кроме того, различные вопросы, которые обычно объединяются понятием «техника ведения экскурсии».

 

5. 4. Профессиональное мастерство экскурсовода

Среди различных категорий музейных сотрудников есть экскурсоводы (лекторы-экскурсоводы), но такая узкая специализация встречается не столь уж часто, только в крупнейших музеях. Основной объем экскурсионной работы приходится на сотрудников культурно-образовательного направления. Однако в большинстве музеев экскурсии регулярно проводят также представители других подразделений. Следовательно, каждый музейный сотрудник должен обладать на необходимом уровне профессионализмом экскурсовода.

Профессиональное мастерство экскурсовода складывается из многих факторов:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...