Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

12.  Календарный учебный график Программы




12.  Календарный учебный график Программы

 

Срок освоения программы: 2 месяца

Объем программы: 28 часов

Режим занятий: 2 раза в неделю

Нагрузка слушателей: 4 аудиторных часа в неделю (по 1 час 20 мин), в течение 2-х месяцев.

Итоговая аттестация проводится в последний день обучения.

Реальный график учебного процесса определяется утвержденным в установленном порядке расписанием занятий.

Для всех видов аудиторных занятий учебная нагрузка устанавливается продолжительностью 1 час 20 минут.

Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий:  

- занятия лекционного типа;

- групповые, в том числе имеющих непосредственно практико-ориентированную направленность (в т. ч. проведение учебных экскурсий по экспозиции НМ РТ), консультации;

- индивидуальные консультации;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация.

Самостоятельная работа обучающихся по видам деятельности:

- чтение основной и дополнительной литературы, рекомендованной по курсу;

- работа с основными понятиями по теме;

- подготовка обучающихся к итоговой аттестации;

- работа в электронной образовательной среде.    

 

 

13.  Список литературы

1. Анциферов Н. П. «Непостижимый город». – Л., 1991.

2. Бакушинский А. В. Исследования и статьи. – М., 1981.

3. Вопросы экскурсионной работы. / Сборник научных трудов НИИ культуры. – М., 1973.

4. Герд В. А. Экскурсионное дело. / Сборник статей по вопросам методики экскурсий. – М. -Л., 1928.

5. Добрина Н. А. Экскурсоведение: учебное пособие / Н. А. Добрина. – 3-е изд., стер. – М: ФЛИНТА, 2013. – 288 с. – ISBN 978-5-9765-1118-7.

6. Емельянов Б. В., Экскурсоведение: учебник / Б. В. Емельянов. – 6-е изд. – М.: Советский спорт, 2009. – 216 с.

7. Культурно-образовательная деятельность музеев. / Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела РИПРИКТ РФ. – М., 1997.

8. Курило Л. В., Основы экскурсионной деятельности: учебное пособие / Л. В. Курило, Е. В. Смирнова. – М.: Советский спорт, 2012. – 208 с.

9. Матюхина, Ю. А. Экскурсионная деятельность: учебное пособие / Ю. А. Матюхина, Е. Ю. Мигунова. – Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 224 с.  

10. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. / Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела РИПРИКТ РФ. – М., 1999.

11. Музейная экскурсия. Методическое пособие/ Национальный музей Республики Татарстан. – Казань, 2018 – 52 с.

12. Музееведение. Музеи исторического профиля. Москва, «Высшая школа». Музеи исторического профиля. М., «Высшая школа» – 275 с.

13. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. – СПб., 1999.

14. Экскурсионная деятельность в индустрии гостеприимства: учебное пособие для вузов / Ю. Б. Башин, А. В. Зайцев, Л. В. Баумгартен и др.; Под общ. ред. проф. Ю. Б. Башина – Москва: Вузов. учеб.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 – 204 с.

14. Приложения

Приложение 1

 

Рабочая программа учебного предмета «Экскурсоведение»

В современных условиях развития экскурсоведения невозможно добиться успеха, если экскурсовод не владеет методикой, логикой и приемами ведения экскурсии. Экскурсовод должен сочетать показ и рассказ в экскурсии, иметь схему последовательности действий экскурсии.

Основная задача изучения «Экскурсоведения» – научить обучающегося вести экскурсию самостоятельно.

 Тема 1.  Введение. Теоретические основы экскурсоведения.

Теоретические основы экскурсоведения. Представление об экскурсионном деле. Сущность экскурсии. Классификация. Функции и признаки экскурсии. Элементы психологии в экскурсии. Логика в экскурсии. Роль показа и рассказа в экскурсии. Сочетание показа и рассказа в экскурсии. Схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта, при рассказе.  

 Тема 2. Методика проведения экскурсий.  

Методика проведения экскурсий. Профессиональное мастерство экскурсовода. Экскурсовод – профессия. Мастерство экскурсовода. Культура речи. Умения и навыки. Мимика экскурсовода, внешний облик, манеры. Требования к экскурсоводу.  

 Тема 3. Методика рассказа и показа. Использование «портфеля» экскурсовода.  

Методика рассказа, показа. Использование «портфеля» экскурсовода. Требования экскурсионной методики. Технология подготовки новой экскурсии. Документация, необходимая для каждой темы (карточки объектов, включенных в маршрут, контрольный текст экскурсии, индивидуальные тексты экскурсовода, схема маршрута, «портфель экскурсовода», методическая разработка на тему, список литературы. )

Тема 5. Проведение методической обзорной экскурсии по экспозиции НМ РТ «История Татарстана с древнейших времен до наших дней».

Итоговый контроль – 4 учебных часа.

Методика разработки экскурсионных маршрутов и проведения экскурсий

Экскурсия: понятие, признаки, тематика, классификация. По содержанию: обзорные (многоплановые), тематические. По составу участников: а) для взрослых б) для школьников и студентов.

По месту проведения: а) городские, б) загородные, в) музейные.

По способу передвижения: а) пешеходные, б) транспортные, в) комбинированные (пешеходно-транспортные).

Тематика экскурсий. Развитие тематики экскурсий, ее зависимость от экскурсионных возможностей города, от наличия и характера экскурсионных объектов. Обзорные (многоплановые) экскурсии.

Тематические экскурсии. Историко-революционные, исторические, архитектурно-градостроительные, литературные, искусствоведческие и другие. Вариантность обзорных (многоплановых) и тематических экскурсий для различного контингента экскурсантов.

Задачи методики проведения экскурсии. Вопросы психологии и логики в проведении экскурсий.

Методические приемы ведения экскурсии. Экскурсионный показ объектов. Подготовка экскурсантов к восприятию показываемых объектов. Методические приемы показа экскурсионных объектов. Предварительный обзор объекта; экскурсионный анализ объекта; детальный показ объекта; зрительная реконструкция; сравнения.

Экскурсионный рассказ. Основные требования к рассказу в экскурсиях: тематическая направленность, достоверность, конкретность, лаконичность, доступность, доходчивость и яркость изложения материала. Раскрытие темы через экскурсионные объекты. Логические переходы, их роль в изложении экскурсионного материала.

Методические приемы экскурсионного рассказа. Объяснение; описание (характеристика) объекта; комментирование; экскурсионная справка; воссоздание исторических событий, обстановки, эпохи; литературный монтаж: цитирование: прием локализации исторических событий.

Вступление и заключение на экскурсии. Обобщения и выводы.

Методические приемы, активизирующие познавательную деятельность экскурсантов: беседа, задания, элементы исследования, наблюдения. Подведение экскурсантов к самостоятельным выводам и обобщениям. Движение в экскурсии как методический прием. Техника проведения экскурсии.

Основные этапы подготовки экскурсии, их последовательность. Организация предварительной работы и непосредственная разработка самой экскурсии. Определение цели и темы экскурсии. Работа над содержанием экскурсии. Составление библиографии. Сбор материалов по теме. Изучение литературы (произведении, исторической, географической, краеведческой, художественной, мемуарной, справочной, специальной и другой литературы). Изучение архивных материалов, экспозиций, фондов музеев и выставок. Отбор материалов. Консультации специалистов. Выявление и отбор экскурсионных объектов. Их количество в экскурсии. Изучение экскурсионных объектов. «Портфель экскурсовода».   

Технологическая карта экскурсии. Определение маршрута экскурсии, его объезд (обход).

Уточнение экскурсионных объектов и остановок. Выбор мест экскурсионного показа.

Составление текста экскурсии. Требования, предъявляемые к тексту экскурсии.

Соотношение общего и локального материала. Раскрытие темы экскурсии через подтемы и экскурсионные объекты. Логическая взаимосвязь раскрываемых тем экскурсии. Отбор наиболее целесообразных методических приемов проведения экскурсии. Объезд маршрута, хронометрирование по времени экскурсии. Контрольный текст экскурсии.

Изучение интересов и запросов туристов в области экскурсионного обслуживания.

Дифференцированный подход к организациям и содержанию экскурсионного обслуживания различных групп туристов. Принципы формирования различных групп экскурсантов.

Особенности подготовки, организации и методики проведения экскурсий, их зависимость от возраста, психологических особенностей возрастных групп, уровня знаний и степени подготовленности к восприятию экскурсионного материала.

Экскурсии для групп, экскурсии для индивидуальных туристов. Особенности проведения экскурсий для различных групп туристов.

Формирование мировоззрения экскурсантов в процессе экскурсий.

Правила оформления коммерческой документации

Современные информационные технологии в сфере туризма

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...