Улицы заречной части города
Улица Андрея Ревы. Начинается от автомагистрали (улица Чира) и заканчивается оврагом Прудище. Протяженность 633 метра, ширина 21 метр, озеленена. Проезжая часть и тротуары покрыты асфальтобетоном. До революции проезжая часть была покрыта булыжником. По ней курсируют автобусы городского маршрута и другой транспорт, особенно в период хлебозаготовок. Трасса улицы проложена после 1694 года, когда мужской монастырь был переведен из малого острога крепости за овраг Прудище. В 1830-е годы через овраг устроен деревянный мост, соединивший монастырь с городом. Первоначально улица называлась Сергиевской. В конце XVIII века в начале улицы было построено небольшое здание церкви из кирпича. Точная дата строительства не установлена. Известно, что в 1809 году к церкви пристроили новый придел. После расширения церкви главный ее придел был освящен во имя Сергия Радонежского. С того времени и улица называлась Сергиевской. Со строительством железной дороги Москва — Орел в 1868 году по этой улице усилился поток гужевого транспорта, перевозившего различные товары на станцию Мценск для отправки по железной дороге в Москву и другие города. С сентября 1917 года по июнь 1918 года на этой улице жил Андрей Григорьевич Рева, присланный Петроградским Советом в 189-й запасный пехотный полк, где готовились маршевые роты для отправки на фронт. Имя Андрея Ревы тесно связано с установлением Советской власти в Мценском уезде и защитой завоеваний Октября на фронтах гражданской войны. Прибыв в Мценск. Рева развернул революционную деятельность среди солдат гарнизона и жителей города. Вскоре его избирают командиром полка. Жители Мценска знали А. Г. Реву как талантливого пропагандиста идей Октябрьской революции. В октябрьские дни 1917 года он становится центральной фигурой: он председатель ревкома и уисполкома. комиссар по военным делам, организатор и руководитель первого уездного съезда Советов.
В нюне 1918 года во главе сформированного им 6-го Мценского пехотного полка Рева выехал на Восточный фронт. Мценский пролетариат по достоинству оценил заслуги А. Г. Ревы: в
Снимок 17. Бывшая почтовая станция, построена в середине XIX века.
1918 году 4-й уездный съезд Советов назвал улицу Сергиевскую именем Андрея Ревы. Здесь он жил, по этой улице ушел в бессмертие. 1 апреля 1921 года А. Г. Рева погиб за Советскую власть в схватке с белогвардейцами. Похоронен в городе Ольгополе Винницкой области. В память о герое гражданской войны улица Ольгополя названа его именем. Улица Болховская. Является западными воротами города. По этой трассе в старину проходил Болховский большак — "Большая дорога в город Болхов". Улица начинается от Орловской площади, в том месте, где до конца XVIII века действовал Орловский шлагбаум с заставным домом, сторожевой будкой и кузницами. В старину по ней привозили на пристань свои товары болховские купцы и крестьяне Чичиневской и Тельченской волостей. Трасса образована после появления города Болхова в XVI веке. Современное название получила после утверждения 1 плана застройки города. Протяженность около двух километров. После 1960 года проезжая часть улицы покрыта асфальтобетоном. Кроме домов частного сектора на улице размещены предприятия и организации: дорожный участок (бывшая почтовая станция (снимок 17), строительные организации, метеостанция, отделения «Сельхозтехники» и «Сельхозхимия», мех-лесхоз, радиорелейная вышка. Улица Больничная. Появилась на карте города, на старом посаде, после утверждения плана города. Протяженность 150 метров. В старину называлась Протасовской. На этой улице до революции функционировала единственная в городе крохотная больница на 15—20 кроватей. По больнице улица получила такое название. В свое время в больнице бывал И. С. Тургенев, обращаясь за медицинской помощью к врачу К. И. Метелицину. Появилась больница в 30-е годы прошлого столетия. Тогда в нее поступало до 80 больных в год.
Улица Власенко. Самая короткая улица в городе — 135 метров, с односторонней застройкой; перед домами оставлен свободный выгон. Начинается от остатка крепостного вала, южнее Петропавловской церкви, и идет по обрывистому берегу Зуши параллельно улице 1-й Городской. Ранее эта улица входила в Петропавловскую (Ново-Введенскую) улицу; в 1947 году включена в городскую черту и названа 2-я Городская. В 1967 году названа именем комиссара Власенко Николая Поликарповича, уроженца села Широкий уступ Калининского района Саратовской области. В боях с белофиннами, на линии Маннергейма, комиссар Власенко проявил отвагу и мужество. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года ему присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В октябре 1941 года участвовал в боях на подступах к Мценску старшим инструктором политотдела корпуса в звании батальонного комиссара. 11 октября добровольно вызвался возглавить группу для эвакуации или уничтожения реактивной установки «РС», случайно оставшейся на захваченной врагом территории, на берегу Зуши. Реактивная установка не досталась врагу, но при проведении этой опасной операции погиб геройской смертью комиссар Власенко и его боевая группа. На месте предполагаемой гибели комиссара-танкиста Н. П. Власенко теперь мемориальный комплекс с Вечным огнем. Улица Железнодорожная. Выделена из улицы Привокзальной в 1960 году; ее трасса пролегает вдоль железной дороги от здания вокзала до моста через железную дорогу на автомагистрали. Протяженность 1650 метров. Строения на улице появились после строительства железной дороги Москва — Орел в 1868 году. На этой улице находится здание железнодорожного вокзала, в котором в 1919 году размещался штаб 13 армии, участвовавшей в боях с армией Деникина (снимок 18).
Снимок 18. Здание вокзала ст. Мценск, построено в 1868г., фото Г. А. Ткаченко.
Улица Заречная. Одна из старейших городских магистралей, проходит вдоль левого берега Зуши от моста через реку и тянется на расстоянии 900 метров до Привокзальной улицы. До 1964 года называлась Нижне-Архангельской, по прежнему названию церкви Михаила Архангела. Возникновение улицы уходит в далекое прошлое. Строении здесь могли появиться с началом работы пристани в XVI—XVII веках. Вдоль берега причаливали баржи, паромы, В начале улицы до 1989 года функционировало учебное заведение, в котором в разное время готовили садоводов, полеводов, пчеловодов, маслоделов. Теперь общежитие. Строительство высоководного моста через Зушу и возведение насыпи к нему прервали транспортную связь этой улицы с автомагистралью, и теперь подъезд к зданию осуществляется через улицы Протасовскую и Андрея Ревы. Правая сторона улицы свободна от застройки, засажена деревьями и кустарниками. Улица 1-я Городская. Начинается от перехвата между Соборной горой и Стрелецкой слободой. Проходит по территории малого и большого острогов бывшей крепости; протяженность 530 метров. В 1919 году улица называлась Петропавловской, по церкви, или Ново-Введенской. В 1947 году вошла в городскую черту и получила название 1-я Городская. В октябре 1967 года переименована в улицу Генерала Захарьева. В конце августа 1990 года решением горисполкома восстановлено прежнее название — 1-я Городская. Николай Александрович Захарьев, уроженец Мценска, участник гражданской войны, был в составе 6-го Мценского полка, которым командовал Андрей Рева. В октябре 1941 года служил в штабе 1-го гвардейского стрелкового корпуса, оборонявшего Мценск, генерал-майор. В начале улицы более четырех веков стоит на высоком обрывистом берегу Зуши замечательный, древнейший на Орловщине, памятник истории — здание Петропавловской (Введенской) церкви, построенной в XVI — XVII вв. Ее купола четко вырисовываются на фоне неба, а с правого берега живописно отражаются в реке. Горизонтальные слои известняка как будто продолжают архитектурные линии и плоскости, и кажется, что храм стал продолжением самой Стрелецкой горы. Будучи построенной в малом остроге крепости, на границе с Диким полем, церковь предназначалась не только для богослужения. В древние времена колокола монастырского храма своим звоном оповещали о приближении кочевников, созывая ратников на битву с захватчиками; приветствовали воинов-победителей, отстоявших крепость от врагов, вносили в праздники веселье и торжественность.
До 1694 года церковь была соборным храмом мужского монастыря, потом стала приходскою. Время строительства здания церкви окружено легендами, утверждающими ее глубокую древность. По внешнему виду памятник прост и лаконичен. Все части здания выстроены из кирпича, стены оштукатурены. В минувшей войне здание было сильно разрушено: оккупанты превратили храм в конюшню. В 1948 году здание восстановлено за счет средств общины верующих. Внутри церкви, перед иконостасом, находится уникальное произведение древнейшей деревянной скульптуры — резное изображение епискона Николы. Улица Зушинская. Застроена в бывшей Подмонастырской слободе после 1694 года. В 1968 году выделена из Привокзальной улицы, в это же время названа по имени реки. Протяженность 460 метров. Улица Кисловского. Образована в соответствии с Регулярным планом 1780 года. Протяженность 730 метров. В граждан скую войну на этой улице размещалась военная больница — лазарет, с тех пор и пошло название улицы — Лазаретная. Решением горисполкома от 19 октября 1967 гола переименована в улицу Кисловского. Петр Максимович Кисловский (1888—1921), уроженец Мценска. С февраля 1918 года по день трагической смерти был военным комиссаром Мценского уезда, член партии большевиков, принимал непосредственное участие в установлении Советской власти вгороде и уезде. Улица Комсомольская. Как и многие другие, эта улица появилась на карте города в конце XVIII века; тогда называлась I Георгиевской — по церкви. Современное название получила в конце 1920-х годов. Начинается от Кукшинского кладбища. На Орловской площади пересекает автомагистраль Москва—Харьков. На месте пересечения в старину стояла деревянная почтовая станция. За автомагистралью застройка односторонняя; трасса улицы проходит западнее полотна железной дороги, до улицы Промышленной. Перед районной подстанцией пересекает овраг Прудище. Протяженность 2300 метров. Проезжая часть с твердым покрытием. Здесь курсируют автобусы городского маршрута и другой автотранспорт. В начале улицы, на возвышенном левом берегу речки Мецны, стоит памятник культовой архитектуры — здание Георгиевской церкви, построенной в 1825 году (Комсомольская, 26а). Здание кирпичное, в отделке цоколя и ордерных членений применен белый камень.
С севера и юга устроены портики из четырех тосканских полуколонн, завершенные треугольными фронтонами. Сохранились основной объем, завершенный широкой ротондой с куполом, трапезная и алтарная апсида. Колокольня разобрана, поверхность стен оштукатурена. По данным Писцовых книг 1625 года, здесь стояли два деревянных храма. В Журнале Министерства внутренних дел за 1838 г. сообщалось, что в 1083 году стольником Протасовым вместо деревянных обветшалых храмов выстроена каменная Георгиевская церковь. Но она оказалась слишком тесной, и в 1825 году вместо нее «тщением прихожан» выстроен сохранившийся храм. При церкви была деревянная богадельня. Улица 2-я Комсомольская. Самая тихая и одна из коротких улиц без выхода езжалой дороги на городские магистрали, без твердого покрытия. Ее десять домов приютились вдоль левого берега обмелевшей речушки Мецны. Красная линия улицы искривлена; зеленый наряд улицы — фруктовые деревья и декоративные кустарники. За речкой Мецной в старину селились служилые люди крепости: пушкари, воротники и другие. Улица Новоприборная. Появилась на месте бывшей Новоприборной слободы. В 1860-е годы сюда переселили новоприборных стрельцов. Ранее их слобода находилась на левом берегу Мецны, в «Земляном городе» около Богоявленской церкви, где прошла железная дорога Москва — Орел. В 1947 году Новоприборная слобода была включена в городскую территорию. Улица Новоприборная начинается от железной дороги и выходит на границу с землями колхоза имени XXIII съезда КПСС. Протяженность 610 метров. Улица Орловская. Образована в соответствии с планом 1780 года. Начинается от бывшей почтовой станции (ДЭУ) и выходит до спуска к Холопьему мосту. Вдоль этой магистрали до 1780 года проходил земляной вал, ограничивающий город, а правее вала была езжалая дорога в Орел, где селились ремесленники, образовав улицу с современным названием. После утверждения плана вал срыли. По этой улице из Москвы катили кареты и ямщицкие тройки с вельможами, купцами и прочими служилыми людьми. В июне 1787 года по ней возвращалась со своей свитой в Петербург из южных пределов императрица Екатерина II. Ранее, в 1744 году, — Елизавета Петровна. По Орловской улице проходит автомагистраль Москва — Харьков; здесь курсируют автобусы городских маршрутов и дальнего следования, а также многочисленный транспорт. В 1980 году по этой улице прошла в Москву эстафета с олимпийским огнем на Олимпиаду-80. Улица Первогвардейская. Названа в честь 1-й гвардейской танковой бригады, воины которой в начале октября 1941 года вели ожесточенные бои с превосходящими силами противника на подступах к Мценску. Немецкие войска были приостановлены с большими для них потерями и были вынуждены прервать наступление на 12 дней. За успешные боевые действия под Мценском 1-я танковая бригада была переименована в 1-ю гвардейскую танковую бригаду. Так на мценской земле родилась танковая гвардия. Подвиг танкистов увековечен названием улицы 13 октября 1966 года. До революции эта улица называлась Богоявленской — по церкви, что стояла на древнем Кукшинском кладбище (не сохранилась). В двадцатые годы улицу назвали Безбожной. Она начиналась от Орловской площади и шла параллельно Орловской улице до Кукшинского кладбища: ее протяженность 630 метров. На кладбище стояла древнейшая кладбищенская церковь Богоявления Господня, при которой в 1875 году было учреждено братство Кукши, церковь расширена. Улица Привокзальная. Образована на месте бывшей Подмонастырской слободы. В 1947 году Подмонастырская слобода, пункт «Заготзерно», станция Мценск и прилегающие пред приятия вошли в городскую черту. Слобода была переименована в Привокзальную улицу. В 1968 году при упорядочении на званий улиц здесь получили самостоятельные названия улицы Привокзальная, Зушинская и переулки Заречный и Привокзальный. В этом месте застройка велась без соблюдения нор В октябре 1941 года в Подмонастырской слободе располагался штаб 4-й танковой бригады М. Е. Катукова. Улица Промышленная. Застроена промышленными предприятиями после 1953 года. Протяженность 450 метров; левая сторона занята территорией сушзавода, на правой стороне расположились лесоторговый склад и мебельная фабрика. Заканчивается городская территория маслосырзаводом, построенным в 1985 году. До 1960 года между лесоторговым складом и железнодорожным мостом находился склад «Заготсено». Улица с твердым покрытием. Улица Протасовская. Раньше называлась Воеводской. Появилась на северной окраине заречной части города рядом с оврагом Прудище после 1780 года. Протяженность 500 метров. Названа именем влиятельных помещиков Протасовых, из семейства которых были воеводами в начале XV и начале XVII веков. В 1694 году помещики Протасовы уступили безвозмездно часть своей земли, за оврагом Прудище, Петропавловскому монастырю. Улица Рабочая. В 1958 году застроена на новом месте за дорожным участком. Протяженность 450 метров, без твердого покрытия. Улица Южная. Расположена западнее железнодорожной линии Москва — Курск, на склоне большого острога бывшей крепости. Протяженность 220 метров, без твердого покрытия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|