Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Улицы заречной части города




Улица Андрея Ревы. Начинается от автомагистрали (улица Чира) и заканчивается оврагом Прудище. Протяженность 633 метра, ширина 21 метр, озеленена. Проезжая часть и тротуары покрыты асфальтобетоном. До революции проезжая часть была покрыта булыжником. По ней курсируют автобусы городского маршрута и другой транспорт, особенно в период хлебозагото­вок.

Трасса улицы проложена после 1694 года, когда мужской монастырь был переведен из малого острога крепости за овраг Прудище. В 1830-е годы через овраг устроен деревянный мост, соединивший монастырь с городом.

Первоначально улица называлась Сергиевской. В конце XVIII века в начале улицы было построено небольшое здание церкви из кирпича. Точная дата строительства не установлена. Известно, что в 1809 году к церкви пристроили новый придел. После расширения церкви главный ее придел был освящен во имя Сергия Радонежского. С того времени и улица называлась Сергиевской.

Со строительством железной дороги Москва — Орел в 1868 году по этой улице усилился поток гужевого транспорта, пере­возившего различные товары на станцию Мценск для отправки по железной дороге в Москву и другие города.

С сентября 1917 года по июнь 1918 года на этой улице жил Андрей Григорьевич Рева, присланный Петроградским Советом в 189-й запасный пехотный полк, где готовились маршевые роты для отправки на фронт. Имя Андрея Ревы тесно связано с установлением Советской власти в Мценском уезде и защитой завоеваний Октября на фронтах гражданской войны.

Прибыв в Мценск. Рева развернул революционную деятель­ность среди солдат гарнизона и жителей города. Вскоре его из­бирают командиром полка. Жители Мценска знали А. Г. Реву как талантливого пропагандиста идей Октябрьской революции. В октябрьские дни 1917 года он становится центральной фигу­рой: он председатель ревкома и уисполкома. комиссар по воен­ным делам, организатор и руководитель первого уездного съез­да Советов.

В нюне 1918 года во главе сформированного им 6-го Мценского пехотного полка Рева выехал на Восточный фронт. Мценский пролетариат по достоинству оценил заслуги А. Г. Ревы: в

 

Снимок 17. Бывшая почтовая станция, построена в середине XIX века.

 

1918 году 4-й уездный съезд Советов назвал улицу Сергиевскую именем Андрея Ревы. Здесь он жил, по этой улице ушел в бес­смертие. 1 апреля 1921 года А. Г. Рева погиб за Советскую власть в схватке с белогвардейцами. Похоронен в городе Ольгополе Винницкой области. В память о герое гражданской войны улица Ольгополя названа его именем.

Улица Болховская. Является западными воротами города. По этой трассе в старину проходил Болховский большак — "Большая дорога в город Болхов". Улица начинается от Орлов­ской площади, в том месте, где до конца XVIII века действовал Орловский шлагбаум с заставным домом, сторожевой будкой и кузницами. В старину по ней привозили на пристань свои то­вары болховские купцы и крестьяне Чичиневской и Тельченской волостей. Трасса образована после появления города Болхова в XVI веке. Современное название получила после утверждения 1 плана застройки города. Протяженность около двух километров.

После 1960 года проезжая часть улицы покрыта асфальто­бетоном. Кроме домов частного сектора на улице размещены предприятия и организации: дорожный участок (бывшая почтовая станция (снимок 17), строительные организации, метеостанция, отделения «Сельхозтехники» и «Сельхозхимия», мех-лесхоз, радиорелейная вышка.

Улица Больничная. Появилась на карте города, на старом посаде, после утверждения плана города. Протяженность 150 метров. В старину называлась Протасовской. На этой улице до революции функционировала единственная в городе крохотная больница на 15—20 кроватей. По больнице улица получила та­кое название. В свое время в больнице бывал И. С. Тургенев, обращаясь за медицинской помощью к врачу К. И. Метелицину. Появилась больница в 30-е годы прошлого столетия. Тогда в нее поступало до 80 больных в год.

Улица Власенко. Самая короткая улица в городе — 135 мет­ров, с односторонней застройкой; перед домами оставлен сво­бодный выгон. Начинается от остатка крепостного вала, южнее Петропавловской церкви, и идет по обрывистому берегу Зуши параллельно улице 1-й Городской. Ранее эта улица входила в Петропавловскую (Ново-Введенскую) улицу; в 1947 году вклю­чена в городскую черту и названа 2-я Городская.

В 1967 году названа именем комиссара Власенко Николая Поликарповича, уроженца села Широкий уступ Калининского района Саратовской области. В боях с белофиннами, на линии Маннергейма, комиссар Власенко проявил отвагу и мужество. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года ему присвоено высокое звание Героя Советского Со­юза.

В октябре 1941 года участвовал в боях на подступах к Мценску старшим инструктором политотдела корпуса в звании батальонного комиссара. 11 октября добровольно вызвался воз­главить группу для эвакуации или уничтожения реактивной ус­тановки «РС», случайно оставшейся на захваченной врагом тер­ритории, на берегу Зуши.

Реактивная установка не досталась врагу, но при проведе­нии этой опасной операции погиб геройской смертью комиссар Власенко и его боевая группа. На месте предполагаемой гибе­ли комиссара-танкиста Н. П. Власенко теперь мемориальный комплекс с Вечным огнем.

Улица Железнодорожная. Выделена из улицы Привокзаль­ной в 1960 году; ее трасса пролегает вдоль железной дороги от здания вокзала до моста через железную дорогу на автомаги­страли. Протяженность 1650 метров. Строения на улице появи­лись после строительства железной дороги Москва — Орел в 1868 году.

На этой улице находится здание железнодорожного вокзала, в котором в 1919 году размещался штаб 13 армии, участво­вавшей в боях с армией Деникина (снимок 18).

 

 

Снимок 18. Здание вокзала ст. Мценск, построено в 1868г., фото Г. А. Ткаченко.

 

Улица Заречная. Одна из старейших городских магистра­лей, проходит вдоль левого берега Зуши от моста через реку и тянется на расстоянии 900 метров до Привокзальной улицы. До 1964 года называлась Нижне-Архангельской, по прежнему на­званию церкви Михаила Архангела. Возникновение улицы ухо­дит в далекое прошлое.

Строении здесь могли появиться с началом работы пристани в XVI—XVII веках. Вдоль берега причаливали баржи, паромы, В начале улицы до 1989 года функционировало учебное заве­дение, в котором в разное время готовили садоводов, полево­дов, пчеловодов, маслоделов.

Теперь общежитие. Строительство высоководного моста че­рез Зушу и возведение насыпи к нему прервали транспортную связь этой улицы с автомагистралью, и теперь подъезд к зда­нию осуществляется через улицы Протасовскую и Андрея Ре­вы. Правая сторона улицы свободна от застройки, засажена деревьями и кустарниками.

Улица 1-я Городская. Начинается от перехвата между Со­борной горой и Стрелецкой слободой. Проходит по территории

малого и большого острогов бывшей крепости; протяженность 530 метров. В 1919 году улица называлась Петропавловской, по церкви, или Ново-Введенской. В 1947 году вошла в городскую черту и получила название 1-я Городская. В октябре 1967 года переименована в улицу Генерала Захарьева. В конце августа 1990 года решением горисполкома восстановлено прежнее на­звание — 1-я Городская.

Николай Александрович Захарьев, уроженец Мценска, уча­стник гражданской войны, был в составе 6-го Мценского полка, которым командовал Андрей Рева. В октябре 1941 года служил в штабе 1-го гвардейского стрелкового корпуса, оборонявшего Мценск, генерал-майор.

В начале улицы более четырех веков стоит на высоком об­рывистом берегу Зуши замечательный, древнейший на Орловщине, памятник истории — здание Петропавловской (Введен­ской) церкви, построенной в XVI — XVII вв. Ее купола четко вырисовываются на фоне неба, а с правого берега живописно отражаются в реке. Горизонтальные слои известняка как буд­то продолжают архитектурные линии и плоскости, и кажется, что храм стал продолжением самой Стрелецкой горы. Будучи построенной в малом остроге крепости, на границе с Диким по­лем, церковь предназначалась не только для богослужения. В древние времена колокола монастырского храма своим звоном оповещали о приближении кочевников, созывая ратников на битву с захватчиками; приветствовали воинов-победителей, от­стоявших крепость от врагов, вносили в праздники веселье и торжественность.

До 1694 года церковь была соборным храмом мужского мо­настыря, потом стала приходскою. Время строительства здания церкви окружено легендами, утверждающими ее глубокую древ­ность. По внешнему виду памятник прост и лаконичен. Все ча­сти здания выстроены из кирпича, стены оштукатурены. В ми­нувшей войне здание было сильно разрушено: оккупанты пре­вратили храм в конюшню. В 1948 году здание восстановлено за счет средств общины верующих.

Внутри церкви, перед иконостасом, находится уникальное произведение древнейшей деревянной скульптуры — резное изо­бражение епискона Николы.

Улица Зушинская. Застроена в бывшей Подмонастырской слободе после 1694 года. В 1968 году выделена из Привокзаль­ной улицы, в это же время названа по имени реки. Протяжен­ность 460 метров.

Улица Кисловского. Образована в соответствии с Регуляр­ным планом 1780 года. Протяженность 730 метров. В граждан скую войну на этой улице размещалась военная больница — лазарет, с тех пор и пошло название улицы — Лазаретная. Ре­шением горисполкома от 19 октября 1967 гола переименована в улицу Кисловского.

Петр Максимович Кисловский (1888—1921), уроженец Мценска. С февраля 1918 года по день трагической смерти был военным комиссаром Мценского уезда, член партии большеви­ков, принимал непосредственное участие в установлении Совет­ской власти вгороде и уезде.

Улица Комсомольская. Как и многие другие, эта улица по­явилась на карте города в конце XVIII века; тогда называлась I Георгиевской — по церкви. Современное название получила в конце 1920-х годов. Начинается от Кукшинского кладбища. На Орловской площади пересекает автомагистраль Москва—Харь­ков. На месте пересечения в старину стояла деревянная почто­вая станция. За автомагистралью застройка односторонняя; трасса улицы проходит западнее полотна железной дороги, до улицы Промышленной. Перед районной подстанцией пересека­ет овраг Прудище. Протяженность 2300 метров.

Проезжая часть с твердым покрытием. Здесь курсируют ав­тобусы городского маршрута и другой автотранспорт. В нача­ле улицы, на возвышенном левом берегу речки Мецны, стоит памятник культовой архитектуры — здание Георгиевской церк­ви, построенной в 1825 году (Комсомольская, 26а). Здание кирпичное, в отделке цоколя и ордерных членений применен бе­лый камень.

С севера и юга устроены портики из четырех тосканских по­луколонн, завершенные треугольными фронтонами. Сохрани­лись основной объем, завершенный широкой ротондой с купо­лом, трапезная и алтарная апсида. Колокольня разобрана, по­верхность стен оштукатурена.

По данным Писцовых книг 1625 года, здесь стояли два де­ревянных храма. В Журнале Министерства внутренних дел за 1838 г. сообщалось, что в 1083 году стольником Протасовым вместо деревянных обветшалых храмов выстроена каменная Георгиевская церковь. Но она оказалась слишком тесной, и в 1825 году вместо нее «тщением прихожан» выстроен сохранив­шийся храм. При церкви была деревянная богадельня.

Улица 2-я Комсомольская. Самая тихая и одна из коротких улиц без выхода езжалой дороги на городские магистрали, без твердого покрытия. Ее десять домов приютились вдоль левого берега обмелевшей речушки Мецны. Красная линия улицы искривлена; зеленый наряд улицы — фруктовые деревья и декоративные кустарники. За речкой Мецной в старину селились служилые люди крепости: пушкари, воротники и другие.

Улица Новоприборная. Появилась на месте бывшей Ново­приборной слободы. В 1860-е годы сюда переселили новопри­борных стрельцов. Ранее их слобода находилась на левом бе­регу Мецны, в «Земляном городе» около Богоявленской церк­ви, где прошла железная дорога Москва — Орел.

В 1947 году Новоприборная слобода была включена в го­родскую территорию. Улица Новоприборная начинается от же­лезной дороги и выходит на границу с землями колхоза имени XXIII съезда КПСС. Протяженность 610 метров.

Улица Орловская. Образована в соответствии с планом 1780 года. Начинается от бывшей почтовой станции (ДЭУ) и выхо­дит до спуска к Холопьему мосту. Вдоль этой магистрали до 1780 года проходил земляной вал, ограничивающий город, а правее вала была езжалая дорога в Орел, где селились ремес­ленники, образовав улицу с современным названием. После утверждения плана вал срыли. По этой улице из Москвы катили кареты и ямщицкие тройки с вельможами, купцами и про­чими служилыми людьми.

В июне 1787 года по ней возвращалась со своей свитой в Петербург из южных пределов императрица Екатерина II. Ра­нее, в 1744 году, — Елизавета Петровна. По Орловской улице проходит автомагистраль Москва — Харьков; здесь курсиру­ют автобусы городских маршрутов и дальнего следования, а также многочисленный транспорт.

В 1980 году по этой улице прошла в Москву эстафета с олимпийским огнем на Олимпиаду-80.

Улица Первогвардейская. Названа в честь 1-й гвардейской танковой бригады, воины которой в начале октября 1941 года вели ожесточенные бои с превосходящими силами противника на подступах к Мценску. Немецкие войска были приостанов­лены с большими для них потерями и были вынуждены пре­рвать наступление на 12 дней.

За успешные боевые действия под Мценском 1-я танковая бригада была переименована в 1-ю гвардейскую танковую бригаду. Так на мценской земле родилась танковая гвардия. Подвиг танкистов увековечен названием улицы 13 октября 1966 года.

До революции эта улица называлась Богоявленской — по церкви, что стояла на древнем Кукшинском кладбище (не со­хранилась). В двадцатые годы улицу назвали Безбожной. Она начиналась от Орловской площади и шла параллельно Орлов­ской улице до Кукшинского кладбища: ее протяженность 630

метров. На кладбище стояла древнейшая кладбищенская церковь Богоявления Господня, при которой в 1875 году было учреждено братство Кукши, церковь расширена.

Улица Привокзальная. Образована на месте бывшей Подмонастырской слободы. В 1947 году Подмонастырская слобода, пункт «Заготзерно», станция Мценск и прилегающие пред приятия вошли в городскую черту. Слобода была переименована в Привокзальную улицу. В 1968 году при упорядочении на званий улиц здесь получили самостоятельные названия улицы Привокзальная, Зушинская и переулки Заречный и Привокзальный. В этом месте застройка велась без соблюдения нор

В октябре 1941 года в Подмонастырской слободе располагался штаб 4-й танковой бригады М. Е. Катукова.

Улица Промышленная. Застроена промышленными предприятиями после 1953 года. Протяженность 450 метров; левая сторона занята территорией сушзавода, на правой стороне расположились лесоторговый склад и мебельная фабрика. Заканчивается городская территория маслосырзаводом, построенным в 1985 году. До 1960 года между лесоторговым складом и же­лезнодорожным мостом находился склад «Заготсено». Улица с твердым покрытием.

Улица Протасовская. Раньше называлась Воеводской. Появилась на северной окраине заречной части города рядом с оврагом Прудище после 1780 года. Протяженность 500 метров. Названа именем влиятельных помещиков Протасовых, из се­мейства которых были воеводами в начале XV и начале XVII веков. В 1694 году помещики Протасовы уступили безвозмезд­но часть своей земли, за оврагом Прудище, Петропавловскому монастырю.

Улица Рабочая. В 1958 году застроена на новом месте за дорожным участком. Протяженность 450 метров, без твердого покрытия.

Улица Южная. Расположена западнее железнодорожной линии Москва — Курск, на склоне большого острога бывшей крепости. Протяженность 220 метров, без твердого покрытия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...