Выводы ко 2 главе. Заключение. Список использованных источников
Выводы ко 2 главе 1. Анализ совокупного параметра показал, что как для испытуемых экспериментальной группы, так и испытуемых контрольной группы характерен средний уровень параметра «Сформированность психологической устойчивости обучающихся в опасных ситуациях природного характера» (36% и 42% соответственно). 2. На основе полученных результатов была разработана программа по повышению психологической устойчивости старшеклассников метода кейсов – Анализа конкретной ситуации (АКС). 3. По её окончанию был проведен контрольный эксперимент, который показал, что произошло изменение уровня осознания понятия психологическая устойчивость и отношения к нему со стороны старших подростков, а также уровень сформированности знаний опасных явлений средствами курса Основы безопасности жизнедеятельности изменился до среднего и высокого уровня, что было подтверждено результатами статистического анализа данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Психологическая устойчивость личности является интегральным показателем, в котором отражается опыт взаимодействия с окружающей средой. Учащиеся старших классов признаются наиболее сенситивной возрастной категорией в контексте развития психологической устойчивости, так как именно в этом возрасте происходит усвоение важнейшей информации, связанной с обеспечением собственной безопасности. На данном этапе происходит формирование контроля над собственными эмоциональными переживаниями и использованием конструктивных стратегий поведения в кризисных ситуациях, возникает потребность сохранять целостность и удерживать направленность развития в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий, сохранять равновесие с окружающей средой, собственную идентичность.
Для изучения уровня психологической устойчивости использовалась методика определения нервно - психологической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз», метод педагогического наблюдения. Полученные результаты показали, что у старшеклассников присутствуют различные уровни психологической устойчивости: низкий, средний и высокий, а так же различные уровни активности, знаний, умений, навыков. При помощи данных результатов составлен портрет старшеклассника с соответствующим ему уровнем психологической устойчивости. Теоретически выявлены педагогические средства повышения эффективности развития психологической устойчивости учащихся – методы совместного обучения, проектирования, анализа конкретной ситуации, которые будут апробироваться в формирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Агузумцян, Р. В. Психологическая безопасность личности / Р. В. Агузумцян, Е. Б. Мурадян // Ереван.: Современные проблемы прикладной психологии: Межвузовский сб. науч. статей, 2007. - 184с. -С. 32-40. 2. Акимов В. А., Лесных В. В., Радаев Н. Н. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах. М., 2004. 3. Артюхов, М. В. Здоровье формирующее образование в крупном промышленном городе /М. В. Артюхов, Л. Г. Качан // Валеология. - 2001. - № 2. – С. 77- 81. 4. Баринов А. В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. М., 2000. 5. Волович, В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды / В. Г. Волович. – М. : Мысль, 1983. - 233с.
6. Ионин, Л. Г. Социология культуры /Л. Г. Ионин. М.: Наука, 2007. – с. 56-64. 7. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. – М.: Наука, 2005. – с. 223. 8. Колесников, Л. Ф. Стратегия образования в интересах безопасности страны /Л. Ф. Колесников // Педагогика. - 1999. - № 5. – с. 3-7. 9. Крупник, Е. П. Психологическая устойчивость индивидуального сознания / Е. П. Крупник // Психология человека в условиях социальной нестабильности. – М.: МГПУ, 1994. – с. 183 – 196. 10. Крупник, Е. П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория / Е. П. Крупник // Научные труды МГПУ. – М.: Слово. - 2004. - с. 102. 11. Макеев В. И, Михайлов А. А., Стражиц Д. Н. Классификация чрезвычайных ситуаций // Гражданская защита. – 2006. – №1. с65–70 12. Малкина – Пых, И. Г. Экстремальные ситуации / И. Г. Малкина – Пых, М.: ЭКСМО, 2006. – с. 15. 13. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания/ А. В. Мудрик, Москва.: ЭКСМО, 2001. – с. 131-141. 14. Перевалов, В. Ф. Страх без страха /В. Ф. Перевалов // Безопасность. Инф. сб. НИМБ. – 1997. - № 1 – 2. 15. Потапов Б. Классификация опасных природных явлений. // Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2003. № 1. 16. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 -11 классы / под ред. А. Т. Смирнова. М. : Просвещение, 2006. - 112с. 17. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Психолог, 2005. - С. 125-134. 18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 2006. - С. 22. 19. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1995. - С. 125 - 134. 20. Сапронов, В. О научной базе ОБЖ / В. Сапронов // Основы безопасности жизни. 2001. № 5. С. 7. 21. Смирнов А. Защита населения от чрезвычайных ситуаций. // Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2002. № 11. 22. Фалеев М. И. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. М., 2001. 23. Хван П. А., Хван Т. А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д., 2003. 24. Федотов, С. Н. Проблема психологической устойчивости сотрудников ОВД / С. Н. Федотов // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2006. - № 3. - С. 32. 25. Фелъдштейн, Д. И. Психология взросления /Д. И. Фельдштейн // М., 1999. - 296 с. 26. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. СПБ.: Питер Ком, 1999. – 272 с. 27. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни / В. Э. Чудновский // Избр. Тр. М.: МПСИ, 2006. - 767 с. 28. Шойгу Ю. С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. / Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. - С. 127.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|