Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Апрель. Занятие 22. Тема «Тарелочка из глины». Задачи.Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности.




Апрель

Занятие 22

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Тарелочка из глины»

Задачи. Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности.

Занятие 23

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Няня моет посуду»

Задачи. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошколь­ного учреждения — помощников воспитателей; учить называть их по име­ни, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду.

Занятие 24

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Что лучше: бумага или ткань? »

Задачи. Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет, и способом использования предмета.

Май

Занятие 25

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Подарки для медвежонка»

Задачи. Закреплять знания детей о свойствах различных материа­лов, структуре их поверхности. Совершенствовать умения детей раз­личать материалы, производить с ними разнообразные действия.

Занятие 26

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Подарок для крокодила Гены»


Задачи. Познакомить детей с трудом повара, показать важность по­ложительного отношения взрослого к своей работе. Воспитывать ин­терес к трудовой деятельности взрослых.

Занятие 27

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Опиши предмет»

Задачи. Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно-следствен­ные связи между предметами.


Методика работы с детьми 3-4 лет

Работа по ознакомлению с предметным и социальным окружением в младшей группе построена с учетом преемственности работы в груп­пах более раннего возраста.

Предметное окружение

В младшей группе продолжают расширять знания детей о пред­метах домашнего обихода, развивают умения выделять их существен­ные и несущественные признаки, дифференцировать и группировать предметы.

Необходимо упражнять детей в назывании предметов, продолжать знакомить с их функциями — способом использования (резать, жа­рить, варить), назначением (способностью предметов удовлетворять потребности человека), строением (у автомобилей впереди кабина, сзади кузов).

Детей продолжают учить различать материалы (глина, бумага, ткань, дерево), выделять их качества и свойства (мягкий, твердый, тонкий, рвется, мнется, ломается). Важно научить их различать величину пред­метов (большой, не очень большой, маленький), их цвет; вес (легкий, тяжелый), ориентироваться во времени (сейчас, потом, после обеда), в пространстве (высоко, далеко, близко).

Ребенок уже способен понимать несложные логические связи, ле­жащие в основе объединения предметов под общим названием: по­суда—это то, из чего едят и пьют. Поэтому его начинают учить груп­пировать предметы по способу употребления, подводят к пониманию слов с обобщенным значением. Однако отношения между общим и частным осознаются детьми этого возраста своеобразно. Так, они ча­сто называют незнакомый предмет известным им собирательным су­ществительным: «Это салатница называется посуда», «Папа купил большую мебель с зеркалом» (сервант) и т. п.


Особое внимание детей необходимо обращать на то, что одни пред­меты сделаны руками человека (мебель, посуда, одежда, предметы ги­гиены и т. п. ), другие созданы природой (камень, шишки и т. п. ).

Ознакомление с предметным миром проводится в форме игр-за­нятий (см. Дыбина О. В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2002), в основе которых лежат раз­личные действия детей.

Серия «Игры-раскладки» («Чудесный мешочек», «Помоги Незнай­ке» и т. д. ) направлена на определение предметов природного мира и предметов, созданных руками человека. Так, в игре «Помоги Незнай­ке» дети по просьбе любимого героя раскладывают предметы природ­ного мира и предметы рукотворного мира в конверты с соответству­ющими символами («человек», «бабочка»). Затем задача усложняется: требуется не только разложить предметы разного происхождения, но и обосновать свой выбор («Мяч положу в конверт с человеком, его сделали люди» и т. п. ).

Серия «Игры-определения» («Что лишнее», «Назови, как исполь­зовать предмет» и т. д. ) направлена на определение и различение цве­та, величины, формы, веса, строения, функции. Дошкольников сна­чала побуждают назвать цвет, форму, функцию предметов; затем, например, в игре «Найди пару», задание усложняется: надо не толь­ко знать способ использования названного предмета, но и подобрать к нему другой с подобной функцией (шкаф — кровать; тарелка — блюд­це и т. д. ). Эта задача требует опоры на прежний опыт использования предметов.

Детей продолжают знакомить с материалом, из которого сделан предмет (дерево, бумага, ткань, глина), в процессе действий с ним, то есть позволяют его ощупывать, поглаживать, ломать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать. Для этого целесообразно создавать си­туации выбора материала для игры, например, необходим твердый, прочный материал — заменитель стола, стула, кровати. Дети при уча­стии взрослого рассматривают бумагу, дерево, ткани, называют их, ре­шают творческую задачу («Какой материал выбрать? ») с помощью сле­дующих действий: гладят поверхность (гладкие); мнут (не мнется только дерево); разрывают (не рвется только дерево); тянут за края в разные стороны (не нарушается целостность только дерева); кладут в воду (намокают бумага и ткань) и т. д. В результате выбирают дерево.

Разработана также серия «Игры-занятия с элементами опыта, экс­перимента» («Деревянный брусочек», «Что лучше, бумага или ткань? », «Бантик из бумаги и ткани», «Послушная глина», «Подарки для мед-


вежонка», «Что из дерева? » и т. д. ). Например, в игре-занятии «Бан­тик из бумаги и ткани» воспитатель показывает детям куклу Катю. Она грустная, не может завязать себе бантик; у нее много бантиков, но все они бумажные. Дети подходят к Кате, говорят, что бант из бу­маги порвется, но Катя упрямится, просит завязать бант. Все пробу­ют это сделать, но бумага рвется. Дети рассказывают все, что знают о бумаге; называют ее свойства (мнется, рвется, пачкается, намока­ет) и советуют Кате сделать бант из ткани; рассказывают о достоин­ствах ткани, выполняют действия-с тканью (завязывают, мнут, опус­кают в воду, разглаживают) и наконец убеждают Катю сделать бант из ткани. Кукла Катя благодарит детей за то, что они хорошо и по­нятно рассказали ей о бумаге. Теперь она знает, что из бумаги нель­зя сделать бантик, бумага мнется и рвется, бумажный бант нельзя сти­рать. «Кате очень понравился бантик, который мы сделали из ткани. Она запомнила, что ткань можно стирать и гладить», —говорит педа­гог. Дети прощаются с куклой Катей.

В игре-занятии «Послушная глина» в гости к детям приходит кук­ла Маша. Она рассказывает, что на день рождения ей подарили гли­ну, а что с ней делать —она не знает. Дети проявляют желание по­мочь Маше. Все берут по кусочку глины и пробуют помять ее в руках (мнется); отрывают кусочек от целого куска (отрывается), делают из него колбаску, раскатывают в ладошках (раскатывается, принимает разные формы). Дети делают вывод: глина послушная, из нее, как и из пластилина, можно вылепить разные предметы. Они лепят из гли­ны баранки и дарят их кукле Маше. Кукла благодарит ребят за по­дарки.

Восприятию и усвоению представлений о предметном мире, овла­дению способами действий способствуют игры серии «Алгоритмичес­кие игры», направленной на формирование у детей умения вычленять существенные признаки предмета, понимать причинно-следственные связи между функцией, назначением предметов и потребностями лю­дей в их преобразовании.

В алгоритмические игры можно включать предметно-схематичес­кие действия, использовать следующие наборы карточек:

1. Природный или рукотворный мир. На карточке нарисованы дерево
(лягушка или бабочка) и человек.

2. Цвет. На карточке изображены цветовые пятна. Важно, чтобы
они не имели четкой, узнаваемой формы, тогда внимание детей кон­
центрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» и
«форма».


3. Форма. На карточке изображены геометрические фигуры. Их не рас­
крашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.

4. Величина. На карточке нарисованы два предмета контрастной ве­
личины.

5. Вес. На карточке изображены два контрастных по весу предмета.

6. Материал. На карточке наклеены квадратики из различных мате­
риалов (дерево, ткань, бумага, глина).

7. Части (строение) предмета. Они изображены раздельно (напри­
мер, детали игрушки).

8—9. Обобщение. На восьмой карточке нарисованы несколько пред­метов, выполняющих разные функции (стул, часы, кисточка, мыло, шапка и т. д. ). На девятой карточке нарисованы разные сюжеты (девоч­ка в ванной комнате, девочка рисует и т. д. ), требующие обобщения предметов по назначению (например, удовлетворяющих потребности в игре или труде и т. д. ).

10. Действия с предметом. На карточке изображены кисти рук.

В ходе каждой игры используется соответствующая карточка, на­пример, в процессе игры «Какой величины предметы» используется карточка «Величина». Дети рассматривают различные по величине предметы.

Если дети хорошо усваивают определенные признаки предметов, то постепенно в игру можно вводить две—три карточки для описания од­ного предмета. Умение обследовать предмет по карточкам («волшеб­ным» подсказкам) закрепляется в алгоритмических играх: «Помоги ма­ме напоить Мишку», «Кто больше», «Найди такой же», «К нам в гости пришел Петрушка». В ходе игр разрешается пользоваться «волшебны­ми» подсказками; дети обследуют предмет по заданному алгоритму (пиктограмме).

Планируя дидактические игры и упражнения, подводящие к понима­нию родовых понятий, следует предусмотреть разнообразные задания:

«Что в коробке? ». Дети по одному подходят к столу воспитателя, до­стают из коробки предмет, называют и характеризуют его: «Это шубка куклы Маши. Она меховая, коричневая». Когда в коробке ничего не ос­тается, воспитатель раскладывает вещи и подводит итог: «В коробке ле­жала одежда: шубки, пальто, платья, костюмы, брюки. Все эти вещи мы надеваем на наших кукол» (среди предметов одежды должны быть и та­кие, названия которых дети путают: шуба — пальто — плащ, брю­ки — шорты и т. п. ).

«Куда что положить? » («Магазин»). В коробке лежат одежда, обувь, посуда для кукол. Вынув предмет из коробки, ребенок называет его и го-


ворит, куда надо поместить эту вещь (одежду повесить на «плечики», обувь поставить на специальную полочку; посуду—на большой поднос), объясняет: «Поставлю чашку на поднос; туда, где стоит посуда». Среди предметов должны быть два—три, названий которых дети не знают.

Дети четвертого года жизни испытывают определенные трудности в освоении цвета. Большинство из них различают красный, желтый, бе­лый, черный цвета, но путают зеленый с синим; различают и оттенки цветов (оранжевый, серый), но не умеют правильно называть их. Поэто­му необходимо регулярно проводить упражнения, способствующие луч­шему усвоению знаний о цвете: «Найдите предметы такого же цвета, как мой шарик»; «Составьте башенки из одинаковых по цвету колец (ку­бов)»; «На синий поднос положите вещи такого же цвета»; «Подберем кукле берет такого же цвета, как ее пальто» и т. п. Следует также прово­дить упражнения, требующие решения более сложных умственных задач: «Подари Машеньке большие зеленые варежки» (рядом — большие синие варежки, маленькие желтые варежки); «Посади серого слоника на боль­шой куб» (есть еще и синий слоник) и т. п.

Одна из любимых детских игр — приготовление еды куклам (живот­ным) и кормление их. Однако малышам пока недостает жизненных впе­чатлений, их действия отличаются однообразием. Поэтому целесообраз­но проводить дидактические игры-занятия «Поучимся заваривать чай», «Сварим овощной суп» и другие (разработаны В. В. Гербовой). Опыт свидетельствует о том, что на этих занятиях малышам следует показы­вать действия на реальных предметах. Например, воспитатель рассмат­ривает с детьми сухой чай (заварку), затем высыпает его в чайник; зали­вает кипятком и, прикрыв грелкой, дает возможность настояться. При этом дети не только наблюдают: они дают советы, сравнивают заварку и распаренные чаинки, определяют, что приятнее на вкус — кипяченая вода или чай, угощают чаем няню или повара.

Уже в младшем возрасте у детей необходимо формировать бережное отношение к книгам: приучать рассматривать их только за столом, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы, после рассматривания убирать на место.

Социальное окружение

В младшей группе продолжается работа по формированию пред­ставлений о семье. В индивидуальных беседах воспитатель спрашива­ет у ребенка: «С кем ты живешь? Кто еще живет вместе с тобой? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя


брат, сестра? Как зовут сестру, брата? » И тому подобное. Беседовать на эти темы можно на прогулке, во время утреннего приема и во вре­мя других режимных моментов.

Необходимо учить детей называть некоторых работников детско­го сада (воспитатели, няня, музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель) по имени, отчеству, учить обращаться к ним на «вы». С сентября целесообразно проводить ди­дактические игры типа «Кто в домике живет? », которые дают детям возможность лучше запомнить имена друг друга, имена и отчества ра­ботников детского сада. Игру, продолжающуюся всего 3—4 минуты, следует неоднократно повторять на занятиях, постепенно усложняя ее содержание. Так, вначале дети просто запоминают имена товарищей; далее их внимание обращают на черты характера, особенности пове­дения каждого ребенка, например: «Не живет ли в домике Игорек? Он знает несколько стихотворений и, если вы его попросите, непре­менно прочтет их»; «Не живет ли здесь Оленька, которая умеет оде­ваться на прогулку быстрее всех? ».

Обращаясь к ребенку, надо называть его только по имени, жела­тельно использовать и ласковые обращения (Костя — Костик — Кос­тенька). Это важно по ряду причин: дети начинают называть друг дру­га так же, как называет их воспитатель; ласковые обращения не только способствуют возникновению симпатий, но и обогащают словарь.

Продолжается работа по ориентировке в дошкольном учреждении. В процессе экскурсии по детскому саду воспитатель вместе с детьми выясняет следующее: где они находятся? Для чего нужны эти поме­щения? Как можно узнать, что это раздевальная, туалетная, группо­вая комнаты? Основная цель — объяснить детям: все, что их окружа­ет, сделано руками человека. Люди вложили в эти предметы много труда, поэтому их надо беречь.

Необходимо совершить целевую прогулку по улице, где располо­жен детский сад (если это безопасно), подвести детей к пониманию того, что в городе (поселке) много улиц, поиграть с ними в игру «Я живу в городе (назвать его), а ты? » и т. п. Такие игры-упражнения про­водятся для закрепления материала, который легче переносится деть­ми в повседневную жизнь. Очень эффективным средством, способст­вующим усвоению названия города (поселка), названий улиц, является использование художественных средств в различных сочетаниях. В пра­здничные дни воспитатель вместе с детьми рассматривает красочное оформление зала детского сада, формирует у них чувство сопричаст­ности к жизни дошкольного учреждения, страны.


Детей продолжают знакомить с трудом близких взрослых. Им лег­че понять личностные и деловые качества человека, его трудовые дей­ствия на примере труда их мам, пап, бабушек, дедушек.

С этой целью проводятся игры-занятия «Жилая комната» (мама или бабушка умелые, заботливые, моют посуду, чистят ковры, дела­ют влажную уборку и т. п. ); «Варвара-краса, длинная коса» (мама до­ма—парикмахер, она девочкам заплетает косички, завязывает банти­ки, мальчикам — делает модельную стрижку); «Заболели зверюшки, любимые игрушки» (мама дома — врач, заботливая, чуткая, вниматель­ная; лечит всю семью); «Как медвежонок катался с нами на папиной машине» (папа дома —шофер, он разбирается в машинах; возит всю семью по городу, на дачу, к бабушке; помогает маме перевозить раз­личные грузы из магазина, гаража, с дачи).

Детей продолжают знакомить с трудом работников дошкольного учреждения: медицинской сестры, повара, воспитателя. Осуществляя эту работу, необходимо соблюдать определенные правила.

• Знакомить детей с теми видами труда, трудовые действия и ре­
зультаты которых наглядны («Медицинская сестра промыла царапи­
ну на руке, смазала йодом, заклеила пластырем. Так скорее заживет»).

• Знакомить с трудом близких взрослых, показывая их личност­
ные и деловые качества, особенности их труда и отношение к нему
и на конкретном содержании раскрывать их взаимосвязь. Так, повар
(аккуратный, умелый, творческий) делает несколько пирожков в при­
сутствии детей в групповой комнате, затем относит на кухню, печет.
Помощник воспитателя (заботливая, аккуратная) раскладывает гото­
вые пирожки на тарелки и угощает малышей.

• Рассказывать о человеке и его труде надо интересно, чтобы обы­
денный факт выступил для них ярко и значимо. Например, познако­
мив детей с поваром, воспитатель подводит их к пониманию: «Наш
повар Нина Павловна — мастер своего дела, трудолюбивая, добрая, за­
ботливая. Она печет пирожки и готовит разные другие вкусные блю­
да. Были мука, дрожжи, сахар, молоко (все это стоит у воспитателя
на столе). А теперь получились пирожки — поджаристые, румяные! Вот
какая мастерица Нина Павловна». Можно рассказать о том, как по­
вар месил тесто, раскатывал его, делил на порции, готовил начинку
и делал пирожки. Рассказывая о представителях той или иной про­
фессии, педагог должен давать детям представления о личностных и
деловых качествах человека, воспитывать уважение к его труду.

Воспитатель обогащает представления детей о труде, называя про­фессии (медицинская сестра, повар, воспитатель), оценивая их труд,


и человеческие качества (работает быстро, аккуратно; трудолюбивый, умелый и т. п. ), обозначая трудовые действия (измеряет рост, опреде­ляет вес, смазывает, ставит горчичники; варит, жарит, печет, моет, ре­жет) и т. п.

Полученные детьми представления о предметах и явлениях дейст­вительности, их свойствах уточняются и закрепляются в процессе рас­сматривания сюжетных и предметных картинок и иллюстраций.


-


Примерное содержание работы с детьми


 


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...