Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реляции между показателями одного сиблинга — младшего возраста




И второго — более старшего возраста. Сравнение корреляций у био-

Логических сиблингов, т.е. имеющих и общие гены и общую среду, а

Также приемных сиблингов, т.е. имеющих только общие средовые ус-

Ловия, позволили авторам определить вклад генотипа в межвозраст-

ную стабильность и изменчивость когнитивных показателей (табл. 17.3).

Анализ позволил выявить увеличение год от года роли генетических

Влияний в межвозрастной стабильности таких признаков, как общий

Интеллект и вербальные способности. Что же касается другого при-

Знака — пространственных способностей, то генетические влияния

Определяют его межвозрастную преемственность в более младших

Возрастах, но в 3-4 года решающую роль начинают играть средовые

Условия.

Таблица 17.3

Межвозрастные корреляции показателей интеллекта [по: 355]

Коэффициенты корреляции

Родные сиблинги

Возраст (годы)

Приемные сиблинги

Возраст (годы)

Показатели

1-2 2-3 3-4 1-2 2-3 3-4

Общий интеллект 15 25 37 14 06 22

Способности:

Вербальные 02 18 34 09 -03 13

Пространственные 21 18 20 -11 -03 20

Сравнение IQ родителей и детей проводилось по трем вариантам:

Дети и их биологические родители, с которыми они были разлучены

Очень рано; дети и родители-усыновители; дети и биологические ро-

Дители, с которыми они живут вместе, Результаты сравнения подтвер-

Дили значительную роль генетических факторов в опосредовании воз-

Растной стабильности IQ.

В итоге можно констатировать, что вклад генотипа в индивиду-

Альные различия интеллекта с возрастом увеличивается, причем

Генетические влияния в детском и взрослом возрасте преемственно

Связаны.

* * *

Соотношение генотипических и средовых влияний в формирова-

Нии индивидуальных различий (в отличие от нормативного развития)

Является предметом многочисленных экспериментальных исследова-

Ний в русле возрастной психогенетики (или психогенетики развития) —

Науки, изучающей природу межиндивидуальной изменчивости пси-

Хологических особенностей человека в процессе онтогенеза. Генети-

Ческие изменения в онтогенезе имеют два аспекта: изменения в срав-

Нительной величине генетических и средовых компонентов межинди-

видуальной изменчивости признака, т.е. изменения наследуемости;

Изменение генетической ковариации в ходе онтогенеза. В первом слу-

чае используется вариант метода возрастных срезов; во втором — лон-

Гитюдное исследование, в котором определяется корреляция между

Генетическими компонентами дисперсии изучаемой характеристики,

Полученными в разных возрастах на одной и той же группе испытуе-

Мых. Этот способ дает возможность оценить вклад генетических фак-

Торов в изменчивость возрастных преобразований,

Лонгитюдные исследования близнецов и приемных детей свидетель-

Ствуют о том, что вклад генотипа в индивидуальные различия IQ с

Возрастом увеличивается, причем генетические составляющие диспер-

Сии интеллекта в младенчестве и в старших возрастах высоко коррели-

Руют между собой. Это значит, что, несмотря на сравнительно низкий

Уровень наследуемости интеллекта в младенчестве, генетические эф-

Фекты, проявившиеся в столь раннем возрасте, продолжают оказывать

Влияние на интеллект человека и на более поздних этапах развития.

Методы психогенетики развития позволяют оценить возрастную

Динамику средовых эффектов. В детском возрасте средовая вариатив-

Ность IQ определяется в основном действием факторов систематичес-

Кой семейной среды, т.е. общих для всех членов семьи, По мере взрос-

Ления влияние систематической среды на IQ существенно снижается,

Но весьма ощутимо возрастает влияние уникальной, индивидуальной

Среды.

Г л а в а XVI I I

ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ

ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

При анализе роли генотипа в формировании биоэлектрической

Активности мозга отмечалось, что в целом ряде случаев в исследова-

Ниях принимали участие близнецы разного возраста, причем возраст-

Ной разброс иногда оказывался весьма значительным. На первых по-

Pax возрастным различиям не придавалось особого значения. Априори

Подразумевалось, что «генетическое» значит стабильное, неизменяю-

Щееся, поэтому возраст не является переменной, которую надо учи-

Тывать при оценке генетической детерминации психофизиологичес-

Ких признаков.

В настоящее время эта позиция уступила место другой: поскольку

Генетическая программа развития реализуется непрерывно, постоль-

Ку признак, изменяясь в ходе развития, испытывает на себе влияния

Генотипа и среды, соотношения которых могут существенно менять-

Ся при переходе с одной стадии развития на другую. Такая логика

Хорошо согласуется с существующими в настоящее время представ-

Лениями о возрастной динамике созревания ЭЭГ и ВП.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ (ЭЭГ)

И ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ (ВП)

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭЭГ И ВП

Возрастные изменения биоэлектрической активности мозга охва-

Тывают значительный период онтогенеза от рождения до юношеского

Возраста. На основании многих наблюдений выделены признаки, по

Которым можно судить о зрелости биоэлектрической активности го-

Ловного мозга. В их число входят: 1) особенности частотно-амплитуд-

ного спектра ЭЭГ; 2) наличие устойчивой ритмической активности;

Средняя частота доминирующих волн; 4) особенности ЭЭГ в раз-

Ных областях мозга; 5) особенности генерализованной и локальной

Вызванной активности мозга; 6) особенности пространственно-

временной организации биопотенциалов мозга [173].

Наиболее _______изучены в этом плане возрастные изменения частотно-

Амплитудного спектра ЭЭГ в разных областях коры мозга. Для ново-

Рожденных характерна неритмичная активность с амплитудой около

МкВ и частотой 1-6 Гц. Первые признаки ритмической упорядочен-

Ности появляются в центральных зонах начиная с третьего месяца

Жизни. В течение первого года жизни наблюдается нарастание частоты

И стабилизации основного ритма ЭЭГ ребенка. Тенденция к нараста-

Нию доминирующей частоты сохраняется и на дальнейших стадиях

Развития. К 3 годам это уже ритм с частотой 7-8 Гц, к 6 годам —

9-10 Гц и т.д. [143]. Одно время считалось, что каждая частотная поло-

Са ЭЭГ доминирует в онтогенезе последовательно одна за другой. По

Этой логике в формировании биоэлектрической активности мозга вы-

Делялись 4 периода: 1-й период (до 18 мес.) — доминирование дельта-

активности, преимущественно в центрально-теменных отведениях;

2-й период (1,5 года — 5 лет) — доминирование тэта-активности;

Й период (6—10 лет) — доминирование альфа-активности (лабиль-

Ная фаза); 4-й период (после 10 лет жизни) — доминирование альфа-

активности (стабильная _______фаза). В двух последних периодах максимум

Активности приходится на затылочные области. Исходя из этого, было

Предложено рассматривать соотношение альфа и тэта-активности как

показатель (индекс) зрелости мозга [430].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...