Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «Запомни и расставь точки».

Методика «Найди и вычеркни».

 

Методика предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания.

Стимульный материал. Таблица с изображенными на ней в случайном порядке простыми фигурами: (грибок, домик, мяч, ведерко, цветок, флажок); секундомер.

 

Инструкция. Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы нужно будет до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка названные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится.

Проведение теста. Перед работой проводят тренировочный тест. После его проведения ребенок работает 2,5 минуты в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорятся слова «стоп» и «начинай». Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

 

Обработка и оценка результатов. При обработке и оценке результатов сначала определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 минут, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания, продуктивности и устойчивости:

 

S = N t – 2,8 n

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N – количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;

t —время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

4-5 баллов - показатель S находится в границах от о,50 до 0,75 балла.

2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балла - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,24 балла.

 

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

10 баллов – все точки графика не выходят за пределы одной зоны (преимущественно зоны высокопродуктивного или среднепродуктивного внимания);

8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах;

6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах;

4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах;

3 балла – все точки графика располагаются в пяти разных зонах.

Методика «Проставь значки».

 

 

Методика предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка.

 

 

Стимульный материал. Таблица с изображенными на ней в случайном порядке геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, ромб), секундомер.

 

 

Проведение исследования. Перед началом выполнения задания ребенку показывают приготовленную таблицу и объясняют, как с ней работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е. соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение 1,5 минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

 

 

S = N t – 2,8 n

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N – количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;

t —время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

 

10 баллов – показатель S больше, чем 1,00

8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов – показатель S находится в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов – показатель S находится в пределах от 0,25 до 0,50.

0-3 баллов – показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

 

Выводы об уровне развития

 

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

6-7 баллов - средний

4-5 баллов - низкий

0-3 баллов - очень низкий

 

Методика «Запомни и расставь точки».

 

 

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

 

Стимульный материал: 8 карточек с изображенными на них точками, 8 карточек без точек, секундомер.

Порядок проведения. Карточки с точками раскладываются таким образом, чтобы вверху оказался карточка с двумя точками, а внизу – карточка – с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимися на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

 

Оценка результатов.

 

 

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

 

10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

 

 

Выводы об уровне развития

 

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

6-7 баллов – средний

4-5 баллов – низкий

0-3 балла – очень низкий

 

 


 

       
       
       
       

 

 

       
       
       
       

 

 

       
       
       
       

 

 

       
       
       
       

 

       
       
       
       

 

 

       
       
       
       

 

 

       
       
       
       

 

 

       
       
       
       

 

 

       
       
       
       

 

       
       
       
       

 

 


 

Нахождение недостающих деталей.

 

 

Методика применяется для исследования образного мышления детей 4 –7 лет.

 

 

Стимульный материал.

Рисунки разных предметов, в которых отсутствуют какие-то части – иногда достаточно важные и хорошо видные, а иногда менее выраженные, хотя и имеющие важное значение для предмета.

 

 

Инструкция.

Посмотри внимательно на картинку и скажи, чего в ней не хватает.

 

 

Проведение теста.

Детям дают картинки и достаточное время (не более 5-7 минут) для того, чтобы ребенок мог найти недостающую деталь. Если ребенок дает правильный ответ, ему показывают следующую картинку, если ответ неправильный, взрослый просит посмотреть на картинку еще раз. Если по истечении отведенного на данную картинку времени ответ не найден, переходят к следующему заданию.

 

 

Анализ результатов.

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов. В норме при предъявлении 10 картинок ребенок должен набрать 7-8 баллов.

При оценке уровня мышления не имеет значения, какие именно картинки вызвали затруднения у ребенка, не подсчитывается и время, затраченное им на это задание. Однако для анализа некоторых характеристик мыслительного процесса эти параметры также важно учитывать. Так, время, затраченное ребенком на ответ, характеризует уровень его импульсивности. Как правило, импульсивные дети (то есть дети, стремящиеся к быстрым, часто необдуманным действиям, подвижные, иногда даже расторможенные) затрачивают на данное задание не больше 10 минут. Как правило, они стремятся побыстрее закончить работу, избавиться от нее, поэтому набирают небольшое количество баллов. Такие дети плохо ориентируются в задании, им не хватает терпения и усидчивости для того, чтобы внимательно рассмотреть предложенные рисунки. Неправильные ответы у этих детей в основном относятся к тем рисункам, на которых недостающая деталь не бросается в глаза, в то время как у отсталых детей ошибки возникают при анализе любых картинок.

У астеничных детей (особенно к концу работы), а также у детей с низкой концентрацией внимания ошибки возникают преимущественно при рассмотрении сложных, требующих внимательного анализа картинок. Эти дети, в отличие от импульсивных, затрачивают на выполнение задания много времени (15-17 мин). таким детям рекомендуется давать меньшее количество картинок.

 

Тест Когана

 

 

Методика применяется для исследования схематического мышления у детей 4-6 лет.

Стимульный материал

Матрица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов спектра и отдельные карточки с этими же фигурами разного цвета. Карточек должно быть всего 25 (5 кругов, 5 квадратов, 5 треугольников, 5 овалов и 5 трапеций).

Тест проводится в несколько этапов, на каждом из которых детям дают свою инструкцию.

 

Инструкция.

1. Разложи карточки по цвету. 2. Разложи карточки по форме. 3. Посмотри внимательно на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.

 

Проведение теста.

На первом этапе детям дают все 25 карточек, но не показывают большую таблицу. Отмечают время, за которое они разложат карточки на группы по цвету. В процессе выполнения задания ошибки не исправляют, а только отмечают правильность ответа. На втором этапе дети должны разложить карточки на группы по форме. Необходимые исправления и объяснения даются только после проведения классификации. Затем детям показывают большую таблицу, дают новую инструкцию и отмечают время, за котое дети систематизируют карточки по форме и цвету одновременно. Помощь взрослого при этом исключается, объяснение способа решения задания, так же как и исправление ошибок, возможно только после окончания работы или отказа ребенка ее делать.

 

 

Анализ результатов.

Вначале исследуют временные показатели. Время, за которое была проведена классификация по цвету (t1), складывают с временем, затраченным на классификацию по форме (t2 ). Эта сумма должна быть меньше или равна времени, затраченному ребенком при систематизации по цвету и форме одновременно (t3), то есть времени, за которое он раскладывает карточки во большой таблице. Таким образом, в норме у детей 5-6 лет

t1 + t2 < (=) t3

исследуют также и характер ошибок, допущенных детьми при выполнении задания. В норме дети этого возраста должны безошибочно разделять фигурки по цвету и форме, то есть выполнять первые два задания этого теста. Если допускаются ошибки, их надо объяснить детям после окончания диагностики, но сам тест больше не повторяют. Ошибки, допущенные ребенком при выполнении этого задания, могут указывать на наличие отклонений в его интеллектуальном развитии. Особенно важно провести диагностику интеллекта таких детей по другим тестам (матрицы Равена, перцептивное моделирование), с помощью которых можно определить причины допущенных ошибок.

Для детей со средним уровнем схематического мышления характерно наличие затруднений и незначительных ошибок (например, путаница некоторых цветов при общем правильном раскладе фигурок по клеточкам) при систематизации картинок на матрице. Все дети этого возраста должны справляться с заданием, и отказ ребенка раскладывать карточки, так же как и грубые ошибки (кладет карточки бессистемно; путает фигуры, помещая, например, квадраты в клеточки, предназначенные для кругов; складывает карточки в кучки, вместо того, чтобы разложить их по клеточкам) при условии правильного проведения теста, говорят о низком интеллектуальном уровне, наличии интеллектуального дефекта.

 

 

           
           
           
           
             
             

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...