Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль исходного уровня знаний




Контроль исходного уровня знаний

Выполните тестовые задания  № 48, 64, 75, 87, 90, 93 (приложение 1)

 

Глоссарий темы: память, основные процессы памяти, виды памяти, внимание, функции внимания, виды внимания, качества внимания; факторы, определяющие внимание.

Содержание основных понятий

Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом совокупности информации и следов прошлого опыта, приобретенной мозгом.

Основные процессы памяти:

- запоминание – закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее;

- сохранение – фиксирование информации, связанной с деятельностью индивида;

- воспроизведение – актуализация закрепленного ранее;

- забывание – выпадение определенной информации из содержательной сферы психики.

Воспроизведение возможно в виде:

1) узнавания – воспроизведение объекта при повторном восприятии;

2) воспоминания – непроизвольного (через ассоциации, мысли, образы, возникающие без волевого действия) и произвольного (через произвольное восстановление ситуации, ассоциации и пр. )

Забывание зависит от следующих факторов:

- неиспользования информации;

- характера  и недостаточной ценности информации;

- наличия проактивного или ретроактивного торможения (влияние деятельности, предшествующей запоминанию или следующей за ним);

- запредельного торможения (охранительное торможение, возникающее при действии стимулов, возбуждающих корковые структуры выше присущего им уровня работоспособности).

Кривая забывания механически (без осмысления) запомненного материала (по Г. Эббингаузу).

   

 

Продуктивность смысловой памяти выше ≈ в 25 раз.

Виды памяти выделяются:

1) по характеру психической активности:

- двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;

- эмоциональная – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоций, чувств, впечатлений;

- образная – запоминание, сохранение и воспроизведение образов или их отдельных сторон (цвет, запах, звук и т. п. );

- словестно-логическая – запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей и образов, имеющих словесное выражение.

2) по характеру целей деятельности:

- непроизвольная – запоминание и сохранение без специальной цели;

- произвольная – запоминание с целью воспроизвести посредством мнемических приемов.

3) по продолжительности сохранения:

- кратковременная – короткое сохранение после однократного непродолжительного восприятия и немедленное воспроизведение.

Характеризуется длительностью и объемом: длительность – примерно 20 сек., объем – 7±2 элемента; если информация не вводится повторно, она исчезает.

- долговременная – имеет безграничную емкость и длительность, однако зависит от способа отбора и систематизации информации; привычности и значимости ее для индивида; мотивации и контекста, в котором происходило запоминание.

Модель памяти, предложенная Р. Аткинсоном и Р. Шифриным (1968).

 

 

Внимание является динамической стороной всех познавательных процессов.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Функции внимания:

1) функции отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;

2) функции игнорирования других несущественных в данной момент конкурирующих воздействий;

3) функции регуляции и контроля деятельности, т. е. сохранения и удержания ее, пока не будет достигнута цель.

Физиологической основой внимания является доминанта – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения, тормозящий работу других нервных центров.

Виды внимания

1. Непроизвольное внимание возникает без волевого усилия, вызывается действием сильного, контрастного; нового или значимого и получающего эмоциональный отклик раздражителя. Оно связано с актуальными потребностями индивида, с общей направленностью личности, с профессиональной деятельностью. Такое внимание позволяет быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, выделять те объекты, которые в данный момент могут иметь наибольший личностный смысл.

2. Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу ее решения. Задача определяет выделение объектов внимания, что предполагает мобилизацию человеком  волевых усилий. Этот вид внимания активно регулирует протекание психических процессов.

3. Послепроизвольное внимание вызывается через вхождение человека в деятельность. При этом сохраняется соответствие деятельности выбранным целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий. Работоспособность сохраняется длительное время и ограничена лишь утомлением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...