Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итоговый контроль. Литература. Практическое занятие № 5. Тема: психические процессы: мышление и воображение. Контроль исходного уровня знаний




Итоговый контроль.

Выполните тестовые задания № 60-63, 74, 77 (приложение 1).

Литература

Основная:

1. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 704 с.

2. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 636 с.

Дополнительная:

1. Амиров А. Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций для студ. мед. вузов: в 2-х ч. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

2. Амиров А. Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: практикум для студ. мед. вузов: в 2-х ч. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

3. Амиров А. Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //psychological. slovaronline. com/ СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.

5. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ. -метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Психические процессы: мышление и воображение.

Цели занятия:

1. Обучающая: сформировать представления об основных характеристиках и феноменах познавательных психических процессов мышления и воображения, о требованиях учета закономерностей мышления и воображения в деятельности врача.

2. Развивающая: способствовать развитию и формированию общекультурных компетенций, развивать способности к применению мыслительных операций при решении профессиональных задач.

3. Воспитывающая: способствовать воспитанию морально-этических качеств личности обучающегося, системы его гуманистических ценностей.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих общекультурных компетенций:

ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.

ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.

ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать:

- проявление основных закономерностей и особенностей мышления и воображения.

Обучающиеся должны уметь:

- раскрывать причинно-следственные связи в рассматриваемых процессах и явлениях;

-  анализировать различные точки зрения, вести дискуссию на актуальные темы.

Обучающиеся должны владеть:

- методами анализа, обобщения и эффективного восприятия информации; методами и средствами познания, обучения и самоконтроля.

Контроль исходного уровня знаний

Выполните тестовые задания  № 65, 67, 82, 84, 85, 91, 92, 94 (приложение 1).

 

Глоссарий темы: мышление, формы мышления, виды мышления, логические операции, язык, речь, воображение, виды воображения.

 

Содержание основных понятий

Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Формы мышления:

- понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки объектов;

- суждение – форма мысли, в которой находит место отражение связей между объектами или их свойствами;

- умозаключение – шаг логического вывода, заключение из одного или более высказываний в результате которого возникает новое суждение или понятие.

Виды мышления классифицируются:

1) по характеру используемых средств:

- наглядное – материал для мыслительной деятельности представлен в конкретной форме;

- знаковое – материал для мыслительной деятельности представлен в знаковой  (символической) форме.

2) по характеру протекания познавательных процессов:

- интуитивное – непосредственное усмотрение решения без осознания путей его получения;

- аналитическое – понимание закономерности и принципа решения путем логических операций. К ним относятся:

 

3) по характеру выполняемых задач:

- практическое – решение задач, возникающей в конкретной ситуации с ее возможностями и условиями;

- теоретическое – решение задачи в общем виде, поиск закономерностей вне зависимости от требований ситуации.

4) по уровню развития:

- наглядно-действенное (доминирует до 3 лет) – познание посредством манипулирования конкретными предметами в конкретной ситуации;

- наглядно-образное (до 7 лет) – мышление образами, а не понятиями;

- словесно-логическое – функционирует на базе знаковых средств и оперирует понятиями, логическими конструкциями, выходит за пределы ситуации. Словесно-логическое мышление является эволюционно самым новым и свойственно только человеческому мышлению

Язык – система знаков и правил оперирования ими. Язык в действии – это речь.

Речь – процесс общения людей посредством составляющих языка, рассматривается как особый вид деятельности, познавательный психический процесс и высшая психическая функция человека. Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). В психологии различают два основных вида речи: внешнюю (устную: диалогическую и монологическую; письменную) и внутреннюю (как фаза планирования в практической и теоретической деятельности). Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Мечта – вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

 Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами сострадать, сорадоваться, сопереживать.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи.

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

Антициптирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельносоздает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Пассивное воображение – подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

- агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

- гиперболизация – преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

- схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

- типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

- заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Совокупность познавательных процессов и характер их протекания определяют интеллект человека.

Контрольные вопросы:

1. Каковы этапы решения мыслительных задач?

2. Что общего и в чем различие между мышлением и воображением?

3. Что такое мысленный эксперимент?

4. Каким образом можно активизировать мыслительную и творческую деятельность?

5. Что такое интеллект?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...