Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль исходного уровня знаний




Контроль исходного уровня знаний

Выполните тестовые задания  № 107, 111-116, 121-124 (приложение 1).

 

Глоссарий темы: темперамент, пластичность, ригидность, темп реакции, уравновешенность нервных процессов, характер, черты характера, экстраверсия и интроверсия, способности, задатки.

 

Содержание основных понятий

Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующее динамику протекания у нее психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не столько в их конечном результате, сколько в их течении.

И. П. Павлов считал, что темперамент – это генотип, т. е. прирожденная, природная особенность нервной системы.

Активность – степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям.

Пластичность – легкость, гибкость, быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям.

Ригидность – особенность, противоположная пластичности, – сложность или невозможность перестраиваться при выполнении заданий в зависимости от обстоятельств.

Темп реакции – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания, быстрота ума)

Экстраверсия и интроверсия – направленность реакций и деятельности личности наружу, на других (экстраверты) или на самого себя, на свои внутренние состояния, переживания, представления (интроверты).

Уравновешенность нервных процессов – свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Акцентуация характера – это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы.

Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, формирующиеся в деятельности на основе задатков (врожденные физиологические особенности человека) и позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью.

Контрольные вопросы:

1. В чем отличие характера от темперамента? Какие акцентуации характера встречаются у людей и, возможно, намечаются у вас?

2. Охарактеризуйте темперамент как свойство личности.

3. В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа?

4. Дайте характеристику темпераменту и основным свойствам нервной системы.

5. Что вы знаете о классификации черт характера?

Работа на занятии

Задание 1.

Проверьте свой темперамент, выполнив задания теста Г. Айзенка, используя интернет-ресурсы (см. Приложение №4)

Задание 2.

Работая в паре, из перечисленных качеств определите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика и заполните таблицу:

 

сангвиник флегматик холерик меланхолик
       

 

Бодрое, повышенное настроение; быстрая приспособляемость к новой обстановке; медленное усвоение и перестройка навыков; неуверенность в себе; повышенная эмоциональная возбудимость; выдержанность; однообразие мимики; энергичность; подвижность; подавленность и растерянность при неудачах; быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний; малая активность; терпеливость; невыразительность речи; ровное и спокойное настроение; возбужденное состояние; сосредоточенность внимания.

Задание 3. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1, ОК-5):

1) Укажите те особенности поведения, которые обусловлены темпераментом, и те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно установить?

«У детей дошкольного возраста холерического темперамента при выполнении различных трудовых заданий могут проявляться следующие особенности поведения:

а) они невнимательны при объяснении задания, даже тогда, когда интересно;

б) часто не выслушивают объяснения до конца и приступают к работе;

в) при неудачах бывают срывы: дети рвут тетради, бросают работу, когда

что-нибудь не получается;

г) в новых заданиях с красочным материалом при объяснении внимательно

следят за каждым движением воспитателя;

д) в работах соревновательного характера проявляют терпение и настойчивость при неудачах;

е) в однообразной работе проявляют торопливость, неряшливость, неаккуратность;

ж) в процессе выполнения задания часто переключаются на другие виды деятельности – игру, соревнование со сверстником, общение или просто мешают другим детям;

з) часто не доделывают трудную работу до конца, «забывая» о ней. (По В. С. Мерлину)».

2) Прочитайте данное описание.

«Боря, Саша, Коля и Дима – ученики 4 класса. Все они отличаются отсутствием дисциплинированности. Они разговаривают на уроках, нарушают правила поведения, не выполняют требования дежурного учителя. Мальчики отличаются друг от друга по своему темпераменту.

Боря – типичный непоседа. На уроке ни минуты не сидит спокойно. Постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Исключение составляют уроки математики, на которых он сосредоточен, деловит и настойчив. Говорит он очень быстро – «проглатывает слова». Быстрая походка вприпрыжку. Требованиям дежурного учителя не подчиняется. Легко увлекается каким-нибудь делом (и хорошим и плохим), но быстро охладевает. На замечания учителей не реагирует. Слывет среди товарищей человеком, которому «все нипочем».

Саша выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями и вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку, не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Бывали случаи, когда он устраивал драку на уроке. На переменах он никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Требования дежурного учителя игнорирует.

Коля сидит в классе обычно спокойно, редко отвечая на вопросы болтливого соседа по парте. На уроке часто занимается посторонним делом. На замечания учителя не реагирует. По его лицу трудно понять, что он думает или чувствует в данный момент. Кажется, его трудно рассердить или рассмешить; но когда он рассердится, совершенно теряет контроль: были случаи, когда он оскорблял товарищей и учителя. На перемене спокоен, но может, как бы невзначай подставить подножку расшалившемуся товарищу, ребята побаиваются его. Замечания дежурного игнорирует.

Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Когда его пересадили на другое место, Дима обиделся и долго размышлял, почему так сделали, и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. На уроке часто занимается посторонним делом.

Мешает товарищу, способен на каверзный поступок: может ущипнуть соседа, когда тот отвечает с места. Если учителя делают ему замечание, то краснеет и долго оправдывается. На перемене примыкает к драчунам, и хотя сам в драке участия не принимает, подзадоривает других. При появлении дежурного учителя сразу же убегает.

По данным характеристикам определите, какой тип темперамента у каждого мальчика.

Какие из перечисленных приемов можно рекомендовать по отношению к каждому из них и почему?

1. Применить меры наказания: а) вызвать родителей, б) написать замечание в дневник.

2. Разъяснить правила поведения в школе.

3. Дать ответственное поручение в классе (назначить старостой, организатором какого-либо дела, например, спортивного и др. ).

4. Провести индивидуальную беседу.

5. Представить поведение ученика в смешном виде.

6. Чаще поощрять за хорошие поступки.

7. Сблизить с товарищами. »

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...