Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способ организации совместной деятельности




В сознании членов коллективного труда должны быть отражены их обязанности и способ взаимодействия между собой. Рассмотрим следующую классификацию организаций:

1. Правительственные и неправительственные (статус правительственной организации дается официальными органами власти).

2. Коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся те организации, чьей основной целью является получение прибыли). Некоммерческие в качестве цели определяют – удовлетворение общественных потребностей.

3. Бюджетные и небюджетные. Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств).

4. Общественные и хозяйственные. Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества).

5. Формальные и неформальные. Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица.

Как особенный вид классификации организаций выступают социально-экономические организации. Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.

К социальным связям относятся:

- межличностные, бытовые отношения;

- отношения по уровням управления;

- отношения к человеку общественных организаций.

К экономическим связям относятся:

- материальное стимулирование и ответственность;

- прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.

Классификация по способу организации совместной деятельности.

О. И. Зотова (1987) выделяет внешнюю структуру бригады и внутреннюю.

Внешняя структура может быть чисто внешней формой объединения работников.

Внутренняя структура отражает бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях.

Коллектив низкого уровня развития представляет собой группу как сумму отдельных личностей (при этом отсутствует ролевое и статусное давление, не выработаны групповые нормы поведения). Коллектив среднего уровня развития имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствую связи, могут быть противоречия.

Коллектив высшего уровня развития обладает взаимоувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нормами и ценностями, которые признаются и значимы для его членов.

Обратим внимание на тот факт, что существует взаимосвязь между количественным составом бригады и уровнем развития и коллектива и эффективности совместного труда. Долгое время признавалось, что группа совместно работающих людей должна быть в пределах 7-15 человек, это соответствовало размерам неформальных малых групп. В производственных организациях этот принцип оказался не всегда адекватным. О. И. Зотова провела сопоставление показателей уровня развития бригад производственной организации, сформированных по разным основаниям: специализированных и комплексных.

Специализированная бригада «С» состояла из 12 человек. Все члены бригады – представители одной профессии. Способ деятельности каждого члена в бригаде индивидуальный. В бригаде сложились хорошие дружеские отношения, но эти отношения не отражались на эффективности труда (каждый работал фактически на себя, при определении месячной заработной платы возникали споры по поводу принципа использования коэффициента трудового участия).

Комплексная бригада «К» объединяла рабочих разного профиля, их заработная плата зависела от производства конечного продукта, в котором реализовывался вклад всех участников. Состав бригады был существенно выше – 44 человека. Более того, часть членов бригады работала территориально на другом участке, и они непосредственно не имели возможность контактировать. Тем не менее, объединение усилий всех членов команды на конечный результат привело к повышению производительности труда на 32 %[5].

Эффективность совместного труда обусловлена не столько теплотой межличностных отношений членов бригады и возможностью непосредственно взаимодействовать в процессе работы, сколько способом объединения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единой, общей конечной цели.

Психология группы.

Группа, объединяя то или иное число людей, не представляет собой простую их сумму. В группе всегда возникают качественно особые явления, которые называются «групповыми эффектами». Они характеризуют группу как целое. Такими эффектами, например, является групповое настроение, психологический климат в группе, коллективная воля, групповые нормы поведения и др.

 

Группа – совокупность людей, выступающая не как сумма входящих в нее лиц, а как целостное объединение, она отражает социальную природу общества, частью которого является.

 

Выделяют большие и малые объединения людей. Это деление основывается на особенностях контактов между их членами. В больших группах (нация, демонстрация, члены определенного спортивного общества) контакт между всеми людьми их составляющими отсутствует. В малых группах (бригада, спортивная команда, семья) каждый член группы лично знает всех других ее членов по именам, фамилиям, каким-либо личностным особенностям, деловым качествам; все члены группы непосредственно общаются друг с другом. В больших и малых группах выделяют организованные (официальные, формальные) и неорганизованные (неформальные) группы. Они различаются способами возникновения. Организованные группы (группа техникума, рабочие завода) создаются специально на основе официальных документов, штатного расписания. Они образуются для осуществления определенных общественных целей. Неорганизованные группы (дружеские компании, товарищи по играм, толпа, очередь) возникают стихийно , как бы сами собой. Их никто специально не создает, никто не руководит ими. Причиной их появления служат общие потребности, интересы, взгляды, симпатии, а нередко и просто случайно возникшие условия встречи.

 

Малая организованная группа – ближайшее социальное окружение, первичная микросреда, оказывающая влияние на человека.

 

Социально-психологическими особенностями малой организованной группы являются: наличие цели, совместная деятельность, организационное строение, общение, групповые нормы, деловые и личностные отношения.

Цель. Цели различаются по социальному смыслу (общественно значимые, групповые, личные) и по отношению к перспективе (перспективные, ближайшие, конкретные). Общественно значимые цели – это те, достижение которых полезно всему обществу; групповые и личные цели связаны с интересами одной группы людей или одного человека. Между общественно незначимыми целями, с одной стороны, и групповыми или личными, с другой, возможна двоякая связь: личные или групповые цели соответствуют общественным интересам (например, победа в лично-командных соревнованиях); групповые или личные цели противоречат интересам общества, они асоциальны. Перспективные цели связаны с будущим, конкретные – строятся на месяц, неделю, день. Наличие в группе перспективных, общественно значимых целей принятых ее членами и воспринимаемых ими как свои личные, благоприятно для развития группы.

Совместная деятельность. Главной причиной развития малой организованной группы и эффективного ее функционирования является совместная деятельность, направленная на достижение целей. Совместная деятельность – это общий труд, учение, игры, в которых имеют место взаимные действия и взаимная зависимость участвующих лиц. Совместная деятельность может быть взаимосвязанной и взаимонесвязанной. При взаимосвязанной деятельности действия одного участника невозможны без одновременных или предшествующих действий других членов группы. Такова деятельность экипажа самолета, хирурга и его ассистентов во время операции, певцов в хоре, членов команды в спортивной гребле, спортсменов в парном фигурном катании на коньках. При взаимонесвязанной деятельности каждый член группы вносит свой вклад в достижение общей цели, действуя индивидуально. Это характерно, например, для учебной группы, трудового коллектива. Совместная деятельность приучает членов группы считаться с индивидуальными особенностями других участников труда, оказывать им помощь, подчиняться общим требованиям.

Организационное строение группы. Малая организованная группа характеризуется определенной структурой, то есть устойчивой совокупностью связей и отношений между ее членами. В структуре выделяются внешняя (формальная) и внутренняя (неформальная) подструктуры.

Внешняя подструктура определяется приказами, инструкциями, установками, положениями, штатным расписанием и другими официальными документами. Она включает официальных руководителей группы. В приказном порядке, например, занимают руководящие должности в спортивных командах тренер и его заместители. С этой подструктурой связано осуществление официального управления группой.

Внутренняя подструктура возникает в самой группе. Она рождается как бы сама собой, стихийно и нередко выдвигает лидера. Лидер – это член группы, который не предусмотрен штатным расписанием, его не назначают. Он неофициально ведет за собой других членов группы. Так, наряду с официальным руководителем в рабочей группе (бригаде) может быть очень авторитетный работник, влияние которого на поведение рабочих больше, чем влияние бригадира. Вокруг лидера обычно возникают объединения членов группы (группировки). В группе может быть несколько лидеров и несколько группировок.

Внешняя и внутренняя подструктуры могут дополнять друг друга. Тогда возникает единство группы, весьма необходимое для всей ее плодотворной жизни и деятельности. Возможны и расхождения подструктур. Это влечет за собой возникновение разногласий, даже конфликтов и, естественно, неблагоприятно отражается на групповой жизни в целом.

Общение. Взаимодействие в малой организованной группе всегда осуществляется через непосредственное общение ее членов, в прямом обращении их друг к другу. Вопросы, просьбы, разговоры, беседы, диспуты – все это различные формы общения. Оно – непременное условие существования и развития малой группы. Именно в общении происходит обмен различной информацией и возникает договоренность между членами группы.

В профессиональной деятельности общение обычно носит деловой, заранее продуманный и организованный характер. Оно зависит от сложности решаемых задач и правил деятельности, количества участвующих в ней лиц, степени их подготовленности. Личностное общение – это свободные контакты между людьми, позволяющие удовлетворять потребность человека в нем. Это может быть приятельское общение, контакты между незнакомыми зрителями в театре, на стадионе и др..

Групповые нормы. Нормы – это правила, которые устанавливаются, одобряются и принимаются как эталон поведения в группе. Групповые нормы определяются нормами общества, его нравственными принципами. В каждой конкретной группе наблюдаются свои дополнения к общим правилам, обусловленные особенностями жизни и деятельности этой общности.

Деловые и личностные отношения, формальные и неформальные подструктуры следует рассматривать не только с позиции руководства группой, но и в плане деловых и межличностных отношений в ней.

Деловые отношения – проявление формальной подструктуры. Они складываются на основе распределения и выполнения служебных обязанностей и возникают в процессе деятельности. Это «отношения ответственной зависимости», как называл их выдающийся педагог А. С. Макаренко. К деловым отношениям относятся не только отношения руководства и подчинения, но и деловые связи между равными по положению членами группы. Деловые отношения существуют и между членами группы, выполняющими более или менее равные по значимости и непересекающиеся обязанности. Личностные отношения неформальной подструктуры группы основываются на симпатиях, антипатиях или безразличии между членами группы, на потребностях людей в эмоциональных контактах. Эти отношения обнаруживаются в дружбе, привязанности, товарищеских контактах между одними членами группы и во враждебности, неприязни между другими. Деловые и личностные отношения возникают и складываются в одной и той же группе, между одними и теми же людьми. Ведущими, как правило, являются деловые отношения. Однако влияние их зависит от уровня развития группы.

Рассмотренные социально-психологические особенности малой организованной группы характеризуют ее как целостное образование, в котором главным системообразующим признаком является совместная деятельность людей, направленная на достижение общей цели.

В зависимости от характера совместной деятельности, степени внутреннего единства при ее выполнении можно выделить уровни развития группы:

1. Ассоциация. Люди объединены общей целью, но не все в равной мере принимают ее, деятельность группы осуществляется, хотя действия ее членов разобщены. Группа постоянно нуждается во вмешательстве руководителя, актив ее только начинает складываться. Личностные отношения устанавливаются довольно быстро, но в форме приятельских компаний, они не определяются делом.

2. Кооперация. Более четко выражено единство действий членов группы, существуют единые взгляды на основные ее ценности, стремление к ним. Группа обладает реально и успешно функционирующей организованной структурой. Личностные отношения и общение имеют деловой характер, подчинены достижению общих целей. Однако на этом уровне еще не очень значима направленность деятельности группы, и поэтому возможно как положительное ее движение - к коллективу, так и отрицательное - к корпорации.

3. Коллектив. Ядром его жизни становится совместная деятельность. Характерная черта коллектива - сплоченность. Она проявляется в том, что все помыслы, чувства и усилия ее членов объединены стремлением к достижению общей цели. Групповые нормы и ценности реализуются в практических действиях при выполнении совместной деятельности. Деловые отношения максимально слаженны, четки, обеспечивают взаимодействие всех членов группы. Личностные отношения, с одной стороны, опосредованы делами, с другой - достаточно широки, гуманны, характеризуются чуткостью и внимательностью, доброжелательностью членов коллектива друг к другу. Каждый член группы чувствует себя ее частицей, удовлетворен своим положением в группе, готов к самоотдаче ради общих интересов дела.

4. Корпорация. Группа характеризуется организационной сплоченностью, четким взаимодействием, но замкнута, оторвана от других групп, ее деятельность направлена на узкогрупповые цели. В корпорациях нет согласованности цели с целями и задачами общества. Групповые цели могут быть даже антисоциальными (например, в религиозных сектах).

Отношение членов группы к общему делу, друг к другу, самим себе определяет ее психологический климат. При здоровом психологическом климате деловые отношения являются ведущими. Они обеспечивают нужное взаимопонимание, сочетаются с высокой дисциплинированностью, ответственностью, взаимной требовательностью, взаимопомощью, товариществом и поддержкой. Личностные отношения характеризуются теплотой, симпатией, высокой культурой общения, отсутствием психической напряженности и отрицательных эмоций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...