Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 С целью оценки эффективности проведенного обучения по его окончании мы провели контрольное исследование. Для исследования лексико-грамматического строя речи мы предлагали аналогичные диагностические задания. Результаты обследования речи старших дошкольников представлены в таблице 4 и на диаграмме (рис.2).
Таблица 4 Уровни развития лексико-грамматического строя речи старших дошкольников, в %
Рис.2. Уровни сформированности лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)
В результате обработки данных, полученных в ходе повторного проведения диагностических методик после формирующего обучения, было выявлено следующее: уровень сформированности состояния лексико-грамматического строя речи повысился. Как видно из представленных данных, только у 5,6% детей не сформирован лексический и грамматический строй. Около половины дошкольников имеют средний уровень лексико-грамматического строя, они выполняли задания с незначительными ошибками. У 50% и 38,9% лексический и грамматический строй речи соответственно сформированы на высоком уровне. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи. Взаимодействие логопеда и воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.
В группе стали активно использоваться следующие формы работы и речевые традиции, направленные непосредственно на формирование лексико-грамматических категорий. "Копилка слов" - это традиция по расширению, закреплению и конкретизации словаря. Привлекаются родители через такие задания как: подобрать с мамой или папой красивые (осенние, зимние, вкусные, мягкие и др.) слова. По результатам этой работы в группе создаются книжечки, в которые объединяются картинки (рисунки) детей и родителей соответствующие данному определению, например "Мягкие слова" - на всех картинках этой книжки предметы и объекты соотносятся с прилагательным мягкий (-ое, -ая, -ие): мягкий диван, мягкое кресло, мягкая подушка, мягкие игрушки. Рассматривая картинки, дети не только называют, что на них, но и упражняются в умении соотносить прилагательные с существительными, описывать предметы подбирать другие определения к ним, называть части предметов. Также совместно с родителями создали специальный фонд материалов, обеспечивающих работу родителей с ребенком в домашних условиях. Сюда относятся: - картотека методических рекомендаций по формированию у дошкольников грамматического строя речи в форме дидактических игр ("Скажи наоборот", "Подскажи словечко", "Два и пять", "Большой - маленький" и т.д.); - дидактические игры на формирование фонематических представлений; - настольно-печатные игры ("Логопедическое лото", "Скажи ласково", "Большие и маленькие" и т.д.) - картотеки лексико-грамматических игр. Родители с большим удовольствием пользуются созданным фондом для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи своего ребенка. Выводы по 2 главе
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ЦРР детский сад №462 г. Челябинска, в старшей группе, количество детей - 18 человек.
На первом этапе эксперимента было проведено обследование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников. Полученные данные показали необходимость дальнейшего развития и совершенствования умений словообразования и словоизменения, накопления активного словаря. Данная работа должна осуществляться в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагога, родителей и детей. Комплексный подход предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома. Разрабатывая содержание процесса сотрудничества педагогов ДОУ и семьи в обучении детей, мы выделяем 6 стадий. Непрерывная связь с родителями может осуществляться с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы. С целью оценки эффективности проведенного обучения по его окончании мы провели контрольное исследование. Для исследования лексико-грамматического строя речи мы предлагали аналогичные диагностические задания. В результате обработки данных, полученных в ходе повторного проведения диагностических методик после формирующего обучения, было выявлено следующее: уровень сформированности состояния лексико-грамматического строя речи повысился. Заключение
В работе поставлены и решены следующие задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; установление уровней сформированности лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста; разработка комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста и проверка его эффективности. При нормальном речевом развитии дети к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. Тогда как у детей с речевыми нарушениями отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.
При проведении работы по развитию лексики и формированию грамматического строя необходимо учитывать современные о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики и онтогенезе, особенностях лексико-грамматического строя в дошкольном возрасте. При этом необходимо организовать взаимодействие с родителями. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. Основная цель взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать в процессе общения. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Гипотеза исследования о том, что вовлечение родителей в процесс развития лексико-грамматического строя речи старших дошкольников будет успешным при: использовании методики поэтапного вовлечения родителей в процесс взаимодействия с ДОУ по развитию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников; использовании системы форм взаимодействия между педагогами и родителями по развитию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников нашла свое подтверждение в результате проведенной экспериментальной работы. В перспективе необходимо продолжить работу по формированию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников в подготовительной группе в рамках подготовки детей к школе. Также необходимо разработать систему взаимодействия ДОУ и семьи в развитии всех сторон речи: звуковой культуры речи, связной речи. Библиографический список 1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 118 с. 2. Бойкова С.В. Содержание работы по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников // Логопед в детском саду. - 2005. - №5-6. - С.76-82.
. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. - М.: АПО, 1996. - 417с. . Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. - М., 2003. . Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. . Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В.Забродина, Е.С.Ренизбрук. - М.: АСТ, 2006. - 159 с. . Залмаева Р.Я. Сам себе логопед: пособие для родителей. - СПб.: Петербург-XXI век, 1996. - 93 с. . Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 80 с. . Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет. Выпуск 2: пособие для педагогов. - М.: Гном и Д, 2005. - 24 с. . Кудрова Т.И. Как сделать увлекательными занятия дома // Логопедия. - 2006. - №3. - С.59-61. . Леонова М.А. Дидактический материал по логопедии: Методические рекомендации. - М.: Школа-пресс, 1999. - 16 с. . Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.105-112. . Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 159с. . Максакова А.И., Туманова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. - М.: Просвещение, 1979. - 127 с. . Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В.Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2005. - 240 с. . Микляева Н.В. Изменение родительских установок на процесс коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2008. - №5. - С.119-123. . Микшина Е.П. Методика формирования и развития устной речи: Практикум для подготовки специалистов по коррекции слуха и речи. - СПб.: Изд-во РПУ им. А. И. Герцена: СОЮЗ, 2001. - 159 с. . Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 240 с. . Обогащение и активизация словарного запаса. Старшая группа / Автор-сост. О.И.Бочкарева. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2008. - 96 с. . Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. - М., 2008. . Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2005. - №5. - С.39-41. . Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 80 с. . Свободина Н.Г. Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения // Логопед. - 2007. - №2. - С.4-9. . Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. - СПб.: Детство-Пресс, 1999. . Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 112 с.
. Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас: Рабочая тетрадь. - Екатеринбург: ООО "Издательский дом Литур", 2008. - 24 с. . Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками: Книга для родителей. - М.: АСТ, 2002. - 266 с. . Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1988. - 128 с. . Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Академия, 2003. - 240 с. . Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М., 1996. Приложение Памятка родителям 1. Для закрепления результатов работы воспитателя ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. 2. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. . Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям педагога; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку. . При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем. . Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком. . Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты. . Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы. . Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. . Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер. . Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра. . Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи. . Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности. Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|