Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая среда и уровень регионального законодательства.




Это социально-экономические, политико-правовые и иные условия жизни, которые определяют параметры влияния на формирование права региона, его правовые отношения и институты, правосознание и правовую культуру.

В каждом регионе процесс правосознания протекает по своему, право есть конкретное проявление народной жизни [утверждение 19 века]

Формирование права – поиск потребности, необходимости правового регулирования определённых общественных отношений или изменения такого регулирования.

Формирование права протекает на различных уровнях в зависимости от субъекта права, которым является необходимость урегулирования определённых общественных отношений и предания им отношений; в данном процессе принимают участия такие субъекты, как компетентные органы (представительные органы государственной власти субъекта РФ, органы исполнительной власти, оМСУ, а также принимают участие иные субъекты, которые не являются компетентными: научные институты, учёные-теоретики, специалисты-практики, политические партии, и само население субъекта РФ.

В результате процесса правообразования в действующую правовую систему региона вводятся новые либо изменяется и отменяется существующие нормы права.

Что включает формирование права в регионах:

§ анализ социально-экономического положения в регионах;

§ оценка действительности учёными-теоретиками и специалистами-практиками;

§ разработка научных концепций и правовых доктрин о будущем правовом регулировании и учёт общественного мнения.

Мнения учёных:

[Соколова] подчёркивает социальные аспекты правообразования и считает, что формирование права представляет собой сложный относительно долговременный процесс социального становления, юридического оформления и последующей социализации правовых норм конкретных жизненных условиях.

[Поляков] выделяет три момента при определении правовых возможностей государства:

· творческий.

Государственная власть может инициировать появления права.

 

· консервативный.

Государство признаёт уже сложившиеся отношения, органичные для данного общества, в качестве правоотношений и придаёт отражающим их нормам статус норм официального права.

 

· поскольку общественные отношения зачастую имеют правовую форму независимости от государства, то последнее может санкционировать существующие правовые нормы.

Правообразование на уровни РФ – выявление социальной потребности в необходимости придания общественным отношениям статуса правовых, как на уровне региональных властях, так и на уровне региональных институтов гражданского общества.

Правотворчество - завершающая стадия правообразования.

Лишь в результате правотворчества накапливающиеся до этого предпосылки и потребности, т.е. всё то, что можно отнести к необходимости правообразования действующей юридической системе становится действительностью, юридической реальностью и воплощением в правовых отношениях.

Правотворчетсво понимается:

В широком смысле комплекс мероприятий по возведению волей в сторон,

в узком – совокупность организационных действий государственных органов по рассмотрению и утверждению законопроектов, и именно здесь происходит качественный скачок в правообразовании, приводящий к появлению правового акта как такового.

[Дмитриевцев] выделяет в нормотворчестве две взаимосвязанные стороны:

ü социальную,

ü юридическую.

В чисто юридическом представляет собой особый вид юридической деятельности, специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц.

В социальном разрезе правотворчество – это деятельность по принятию особого рода правовых решений, которые должны быть результатом согласования интересов различных социальных групп и слоев и являться итогом разноправной конкуренции правовых взглядов и мнений.

В науке также существует подход связанный только с деятельностью государства.

[Иванов] понимает правотворчество как систему организационно-процессуальных действий субъектов права государственных и негосударственных, которая направлена деятельность на установление (создание/изменение/отмену) правовых норм.

[Тихомиров/Котелевская] понимают под правотворчеством процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирование и принятие правовых актов, уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.

[Сергевнин] считает, что правотворчество включает элементы:

§ факторы, влияющие и одновременно ограничивающие законодателя;

§ законотворческий процесс;

§ закон или иная норма права;

§ изменения, которые производятся системой законодательства в обществе.

[Шварц] правотворчество субъектов – часть правотворчества России, выражающаяся в деятельности специально уполномоченных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, а в случае референдума всего населения субъекта РФ, направленной на принятие/изменение или отмену нпа, которые создаются в пределах компетенции субъекта РФ и отражают специфические особенности социальной действительности России.

Виды:

ü законотворчество,

ü подзаконное правотворчество,

ü нормотворчество оМСУ,

ü непосредственное,

ü договорное,

ü локальное правотворчество.

II. Вопрос:

Аспект: формально-юридический.

В современной теории права понятие «источник права» трактуется, как в материальном смысле – это причины обусловившие содержание права, а в формально-юридическом – причина юридической обязанности.

[Коркунов] полагает, что «источник права» имеет значение лишь признака общеобязательности, выражающийся в нём нормы.

Закон или обычай – это не суть силы творящей права, а только признак обязательности.

[Михайловский] соглашаясь, что источники права – это факторы творящие право, но подразделял их на две группы, факторы творящие содержание права (материальные источники) и факторы, которые сообщают содержанию безусловно обязательный характер, т.е. обликают содержание в форму юридических норм (формальные источники).

[Шершеневич] понимает под «формами права» различные виды права, которые отличаются по способу выработки содержания норм.

[Шибанов] предлагает заменить понятие «источник права» на понятие «форма права», концепция не получила поддержки большинства учёных.

Тесно взаимосвязаны между собой, но не тождественны друг другу.

Если форма права показывает, как содержание права организовано и выражено во вне, то источник права – это система факторов, предопределяющая содержание и форма выражение – истоки формирования права.

[Авакьян] считает, что к источнику права относятся акты государственных органов, направленные на установление правил поведения, назидание правовых норм, а также это деятельность огв, признающие или санкционирующие определённый постоянный фактический порядок общественных от ношений.

Главенствующее место занимают нпа, в отношении обычаев и прецедентов продолжаются дискуссии и только в последние годы стали уделять внимание.

[Александров] к источникам права в формальном смысле относит деятельность государства по установлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты.

Источники регионального права:

ü правовой обычай (обычное право)

Важной особенностью является представительно-обязывающий характер, авторитет правового обычая подчёркивается отсутствие его письменного закрепления и добровольным исполнением людьми, способ формирования права.

Отличительные черты:

§ Гибкость,

§ Способность легко приспосабливаться к условиям действительной жизни,

§ Есть твёрдость, определённость, точность и устойчивость.

Правовой обычай - устойчивое правило поведения, возникающие на основе определённых фактических отношений, как отражение повторяющихся форм, связей людей конкретной социально общности, в результате многократного совершения ими одних и тех же деяний, а также осознание оценки общественной значимости данных норм, правил, соблюдаемых в силу привычек и под воздействием общественного мнения.

Нужно ли учитывать обычное право, когда принимаются законодательные акты?

Не приведёт ли это к игнорированию общего права?

Не приведёт ли к отделению от народа?

Государство весьма осторожно относится к санкционированию обычаев и обычай действует тогда, когда «молчит» закон, и обычное право не может противостоять позитивному праву.

Обычное право можно причислить к явлению национальной культуры, о чём говорят признаки обычного права: общность территорий, языка, исторического опыта и способов ведения дела.

В 19 веке Россия шла по пути сохранения обычного права, а также национального законодательства, основанного именно на обычаи (Молдавия, Украина, Грузия, Польша, Казахстан).

По судебной реформе 1864 г. судьям было разрешено применение норм обычного права безотносительно к сословно спорящих, если в праве существовал пробел или хотя бы одна из сторон ссылалась на обычай.

Имперский закон от 15.07.1912 Правило было распространено и на окружные суды, т.е. даже торговые споры при неполноте позитивного права, должны были решаться на основании обычного права.

В РФ в настоящее время обычное право играет незначительную роль.

Ст.5 ГК; ст.9, 127 Кодекс торгового мореплавания; ст.82 Таможенного кодекса, законодатель не учитывает многообразие правовой жизни и не принимает во внимание существование и функционирования неинституциональность форм права и в частности правовых обычаев, если даже они сложились в обществе в предшествующие реформам период.

Пример регионального законодательства, использующего элементы обычного права закон Якутия 2002 г., который вносил изменения о правовом статусе коренных малочисленных народов Севера (при рассмотрении в судах дела, в которых лица относящиеся…выступают в качестве истцов…могут приниматься во внимание и обычаи, традиции не противоречащие федеральным законом).

Закон Ямало-Ненецкого округа «О рыболовстве», ст.3.

Закон Оренбургской области «О казачестве».

Изучение региональными законодателями правовых обычаев наиболее ценно в процессе создания формирования региональной правовой системы и показывая её особенности, специфику этой системы, её национальных характер, культурные традиции, местное правосознание.

НПА – наиболее изученное в отечественном правоведении формы права.

Ст.76 Конституции РФ наделяет субъекты РФ права принятия законов и иных нпа.

НПА - это изданный в особом порядке официальный акт документа компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Пленум Верховного суда, 1993 г. под НПА понимаются изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо оттого возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

НПА – документ принятый в определённой законе форме, направленный на установление изменение или отмену правовых норм, как общеобязательность государственных предписаний постоянного или временного характера.

Признаки нпа:

§ волевое содержание,

§ официальный характер,

§ входит в единую систему,

§ нормативность,

§ принимается по специальной процедуре,

§ издаётся компетентными органами и лицами,

§ регулирует общественные отношения,

§ гарантируется принудительной силой государства,

§ имеет форму и структуру установленную законом.

Поскольку федерального определения правового акта нет, а судебный прецедент отрицается, но некоторые субъекты России в своих законах сформулировали собственное определение нпа.

Например, республика Адыгея «нпа» - акт принятый на референдуме или изданный полномочным органом Адыгеи.

Закон Вологодской области, 2001 г. Документ, направленный на регулирование отдельного вида общественных отношений, соблюдение, исполнение которого общеобязательно.

Саратовская область, принятый в пределах компетенции, 1998 г.

Предоставлены формы актов, которые он облегает свои предписания, все нпа, традиционно подразделяются на законы и подзаконные нпа.

В советское время называлось законодательство в широком смысле.

Дискуссия:

[Тихомиров] следует отказаться от широкой трактовки законодательства и рассматривать его в более узком смысле, упорядоченная совокупность собственно законов.

В узком смысле определённые различия.

Совокупность издаваемых в государстве нпа,

Совокупность только законов,

Совокупность всех нормативных актов высших органов государственной власти,

Совокупность правовых актов Президента и правительства.

В науке превалирует мнение, что под понятием «законодательства» следует понимать один из основных методов осуществления субъектами РФ своих функций посредством создания законодательными органами законодательной власти законов в узком смысле, в широком – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в регионе: законы, постановления законодательных органов нормативного характера, правовые акты высшего должностного лица субъекта федерации, высшего исполнительного органа субъекта РФ.

В целом определяется широко, например: Вологодская, Липецкая, Томская, Краснодарский край.

Омская область к нпа относит: Устав, законы, постановления собраний Омской области, указы Губернаторы, договоры.

Черты регионального права.

Закон выступает как средство осуществления компетенций субъектов РФ.

Регулирует основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении РФ.

Следует подчеркнуть, что закон нужно воспринимать не только как акт высшей юридической силы, но и акт прямого регулирующего действия, на основе которого можно разрешать конкретные юридические проблемы.

Региональные подзаконные на.

В законах содержаться нормы инициирующие подзаконные акты.

Подзаконные нпа компетентного органа или должностного лица, который издаётся на основе его исполнения закона для специализированного регулирования определённых областей общественных отношений.

Особенности:

Более узкая юридическая сила,

· принимается в более оперативном процессуальном порядке (упрощённая форма);

· субъекты характеризуются профессиональным знанием сферой правового регулирования.

Основная цель издания: реализация соответствующим органом своих управленческих функций наиболее эффективное решение им задач, отнесённых законодателем к его ведению.

Обладают всеми признаками для правовых норм:

§ нормативность,

§ формальная определённость,

§ санкционированность.

Положительные и отрицательные черты:

«+»

ü гибкость,

ü оперативность,

ü наличие у органов специальных знаний, опыта разрешения проблем в определённой сфере жизни региона.

«-»

ü узость и односторонность предпринимаемых мер нормативного регулирования,

ü нередко амбициозность вводимого правила,

ü юридическая безграмотность,

ü преобладание целесообразности над законностью.

Региональные акты различаются на вилы с учётом статуса, принимающего их органа:

- постановления законодательных органов нормативного характера, указы и постановления высших д.л. субъекта, постановления исполнительных огв s РФ, в частности акты министерств, ведомств.

Острой проблемой на федеральном/региональном уровне являются проблема соотношения акта и соблюдение определённого баланса, м/у актами данных группы.

Пути решения проблемы пытается найти юридическая наука.

Закон в отличии от актов исполнительных органов выступает главным нормативным ориентиром, который нередко игнорируется и тогда деятельность органов управления утрачивает исполнительный характер.

Закон является основой для принятия судебной, локального правотворчество.

Правотворчество органов исполнительной власти, 2009.

Конституционный механизм соотношения закона и подзаконного акта зарубежных государств, элементами которого является установление приоритета закона и его незыблимость. Признание издания подзаконных актов только или для исполнения законов, установление иерархии подзаконных актов. (н: Конституция Польша, раздел 3 «Источники права», указан особый статус постановлений Совета министров – имеют внутренний характер и обязывют только подчинённые им организационные единицы). В рнауке широко распространено мнение, что наличие закона и подзаконного акта имеет начало в компетенции закон. и исполнит. ветвей власти, соответственно в объектах правового регулирования.

В странах романо-г законность админ. Актов закрепляется тремя юридико-техническими формулами : «принят на основании закона», «во исполнение», «в пределах полномочий, предоставленных законом».

Означает, что подзаконный акт издан в пределах компетенции гос. органа с соблюдением принципов установленных законом, но без опоры на прямые предписания закона.

«Во исполнение закона» - предполагает издание акта на основе прямого предписания закона, в предеалх полномочий предоставленных законом отражает большую степень самостоятельности соответствующих органов в решении вопросов своей компетенции, в т.ч. регламентацией, издавамых в актах отношений не урегулированных законом, данные формулы не в состоянии концептуалоьно разграничитть законы и подз акты.

Делигированное правотворчество – в законе делигируются полномочия исполнительному органу.

В s РФ сложилась комплексная традия разграния законодательной деятельности и административного правотворчества, включающие как элементы романо-германской, так и англо-саксонской системы.

Практически во всех уставо s РФ закрепляется компетенция исполнит. и исполнит.-распорядительных органов, что свидетельствует о восприятии романо-германской традиции.

Англосаксонская практика решения коллизий и определения компетенций с помощью судебных решений.

Нормативный договор.

Изучение источника расширилось.

[Кечекьян] отмечал «совершенно несомнено, что договоры в ряде случаев нетолько создают определённые правоотношения, но и пораждают нормы права, выступают как источники права».

Нормативный договор – совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли в правотворчесуих органах; встречное принятия на себя каждых из них юридических обязанностей, такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства.

ü Взаимный интерес.

ü Равенство сторон.

ü Добровольность заключения.

ü Возмездность.

ü Взаимная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательситв.

ü Правовое обеспечение.

НД - источник регионального права.

Закреплён в законодательных актах Адыгеи, Дагестан, Иркутской, Липецкой и Омской областей.

Ряд субъектов, как Х-М округ, Ненецкий АО называют особыми видами нормативных актов, которые закрепляются по вопросам, представляющих общий взаимный интерес или передающие и разграничивающие полномочия и предмет их ведения м/у огв РФ и огв s РФ.

ОЗ «О договорах и соглшашениях Архангельской области» несколько видов договоров:

§ м/у огв Арх. обл. и огв РФ;

§ огв. Арх. обл. и огв др. s РФ;

§ огв. Арх. обл. и МО;

§ огв. Арх. обл. и ассоциацией МО.

Заключаются от имени Арх. обл, вотличии от соглашений (от имени огв Арх. обл.)

Договор применяется в различных отраслях права конституционной и международной отрасли права, ч.3 ст.66 КРФ устанавливает, что отношения АО, входящих в состав края или области могут регулирроваться как ФЗ, так и договором м/у огв и осоответственно огв края/области, в состав которой они входят.

ФЗ №184 от 06.10.1998 г.

Заключение тдоговор о разграничении полномочий допускается только в том случае если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями s РФ и в той мере, которыми указанннами особенностями определено иное, чем это установлено ФЗ разграничения полномочий, срок действия договора не может превышать 10 лет!

Правовая доктрина.

Ульпиан, Модестин.

В настоящее время продолжает существовать в мусульманском праве, но сохраняет своё значение и в англо-саксонском праве, понимется в различных смыслах:

Ø как учение, философская теория

Ø мнение учёных-юристов по поводу содержания нормативных актов по вопросу правотворчество и правоприминения, объяснения ими дискуссионного права, комментарии действующего законодательсва.

Ø Научные труды авторитетных исследователей в области государства и права.

В общем виде доктрина, как научная теория, получившая официальное призванре посредством воплощения её положений в программных документах политического характера, нормативность правовых актов, договорных и обычных нормах, решениях огв и самоуправления.

Выделяют:

ü Научные

ü Государственные

ü Политические

ü Юридические (общеправовой, отраслевой, институциональный, частны характер). Представлять собой научно-теоретические разработки или иметь чисто прикладное развитие.

Функции правовой доктрины:

§ Теоретическая основа для законопроцесса, источник права. Реализуется в правоприменительном процессе.

§ Как источник права доктрина задаёт словарь и правовыые понятия, которыми пользуется законодатель. Оказывает влияние на законодателя, который лишь выражает те тенденции, которые установились в доктрине и воспринимает подготовленные ею представления.

Принципиальное значение имеет действенность, признанность, авторитетность, широта распространения, влияние на общественны отношения, которые позволяют этому явлению претендовать на самодостаточность.

В советское время одним из нетрадиционных источников права в идеалогическом смысле являлось марксистско-ленинская доктрина, но как форма права доктрина не существовала.

В современнной правовой системе доктрина имеет право на существование.

В юридической доктрине заключена правовая мысль.

Доктрина один из способ выражения правосознания.

В современной России доктрину стали рассматривать не только как неписанный источник, но и данный термин стал именоваться как наименование ряда правовых актов огв.

Военная доктрина.

Информационная безопасность.

Образование.

Экологическая.

Региональный уровень:

Якутия. Арктическая доктрина.

Саратовская область с/х доктрина.

Синоним «концепция».

Определённая система взаимосвязанных м/у собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление.

Определённый способ понимания тракиовки к-л явлений.

Основная т.з. руководящая идея для их освещения, конструктивный принцип различных видов деятельности.

[Баранов]

Практика не признаёт доктрину в качестве официального права, судья не имеет право ссылаться на доктринру в качестве официального источника права в основании своего решения.

КС РФ признал доктрины и концепции разновидностями нормативного акта.

Н: военная доктрина.

Как источник регионального права, представляет собой изложение к-л право положений в праве поведения правовых прнципов, принадлежащих более авторитетным представителям науки и практики, которые влияют на формировании правовой среды региона и находят своё воплошение в региональных источниках права.

Правовая доктрина оказывет влияние на региональное правотворчество, нередко органы законодательной власти s РФ обращаются при подготовке и обсуждению нпа к правовой доктрине, т.е. к мнению учёных-юристов, к научныим трудам по государству и праву, разработанных научными институтами либо авторитетными исследователями права.

В ряде регионах существуют авторитетные школы:

Воронежский институт регионального законодательсвтва.

Уральский институт регионального законодательства.

Поволжский…

Отсутствие правовой доктрины оборачивается рассогласованием.

Отсутсвие в массиве юридической деятельности признаков системности, т.е. согласованности отдельных частей, их взаимозависимости, дополняемости, непротиворечивости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...