Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характерные признаки насекомых




ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ

Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые  —  самый крупный по числу видов класс животных.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) один 2) два 3) три 4) четыре
5) жабра 6) лёгочный мешок 7) трахея 8) кровь

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гусеница 2) личинка 3) куколка 4) яйцо
5) неполное превращение 6) полное превращение 7) взрослое насекомое 8) чешуекрылое

Типы развития

Тип развития: с метаморфозом (превращением) С полным превращением С неполным превращением
Стадии Яйцо – личинка – куколка – имаго (взрослое насекомое) Яйцо – личинка– имаго (взрослое насекомое)
Представители отрядов    


Отряды насекомых

Признак Представители Ротовой аппарат Тип развития Особенности строения Значение
Прямокрылые            
Двукрылые            
Стрекозы            
Клопы            
Вши            
Блохи            
Равнокрылые            
Жесткокрылые (жуки)          
Перепончато- крылые          
Чешуекрылые (бабочки)            

Среди насекомых есть такие, которые живут сложно организованными группами. Это общественные насекомые. К ним относятся некоторые перепончатокрылые: муравьи, пчёлы, шмели, осы, термиты.

Эти насекомые живут сообществами (семьями). В каждой семье есть отдельные группы, у которых разные обязанности: одни добывают пищу, другие ухаживают за потомством, третьи охраняют жилище. Такие насекомые не могут жить по одному.

 

 

 

Медоносная пчела

Общественное насекомое — это медоносная пчела. Пчёл с давних времён одомашнил человек, чтобы получать от неё мёд. Находят применение и другие продукты пчеловодства: воск, пчелиный яд, прополис.

Пчёлы живут в ульях большой семьёй (до 100 тыс. особей), которую называют роем. В каждой семье пчёл есть матка, самцы ( трутни ) и рабочие пчёлы. Матка откладывает яйца (их количество может доходить до 2000 в сутки). Рабочие пчёлы(бесплодные самки)занимаютсястроительством сот, уходом за личинками и куколками, сбором нектара, защитой улья. Живут рабочие пчёлы около года, а матка — лет пять.

Весной матка откладывает в соты два типа яиц — неоплодотворённые и оплодотворённые. Из неоплодотворённых яиц выводятся самцы (трутни ), а из оплодотворённых — самки (рабочие пчёлы и молодая матка ). ПАРТЕНОГЕНЕЗ – половое размножение без оплодотворения (самцы гаплоидны)!

С выходом молодой матки начинается роение — старая матка улетает из улья с частью рабочих пчёл. Улетевший рой ловят и помещают в улей. Трутни в улье живут до осени. Их функция заключается в оплодотворении самки. Осенью их выгоняют из улья рабочие пчёлы, и трутни погибают.

Пчёлы способны передавать друг другу информацию, выделяя специальные вещества или двигаясь определённым образом. Так, выполняя своеобразный танец, пчела " рассказывает" другим пчёлам, куда нужно лететь за нектаром.

Особенности строения, размножения и жизнедеятельности насекомых, которые позволили им стать процветающей группой животных:

1. Способность к полету, позволяющая насекомым быстро заселять новые территории, преодолевать водные пространства и другие преграды; большая подвижность, обеспеченная развитой поперечнополосатой мускулатурой, членистыми конечностями. 6. Высокая плодовитость и способность к массовому размножению: среднее число откладываемых яиц составляет 200− 300. Некоторые насекомые откладывают небольшое число яиц, но дают несколько поколений (до 10 и более) за вегетационный сезон. Эта способность вызывает массовое появление многих насекомых (хрущи, мухи, комары, саранча и др. ).
2. Многослойная хитинизированная кутикула с наружным слоем, содержащим воскоподобные и жировые вещества, защищающая тело от потери влаги, механических повреждений, воздействия ультрафиолетовых лучей. 7. Разнообразие типов постэмбрионального развития: неполный, полный метаморфоз и другие типы превращения. В фазе личинки происходит рост и развитие особи, в фазе взрослой особи  — размножение и расселение. Способность переживать неблагоприятные условия в состоянии диапаузы  — временного физиологического покоя.
3. Разнообразие ротовых аппаратов, позволяющее использовать различный кормовой материал, что уменьшает межвидовую конкуренцию и способствует поддержанию высокой численности насекомых. 8. Смена среды обитания на разных стадиях онтогенеза: личинки обитают в водной среде, взрослые  — в наземно-воздушной (например, стрекозы, комары и др. ), что снижает внутривидовую конкуренцию за пищу, пространство для жизни и способствует лучшему выживанию насекомых.
4. Малые размеры насекомых, обеспечивающие выживание и способствующие созданию необходимых условий для существования даже в очень незначительных по размеру пространствах (небольшие обрастания на скалах, трещины в коре деревьев, почве и др. ). 9. Хорошо развитая нервная система, разнообразные и совершенные органы чувств, сложные врожденные формы индивидуального и общественного поведения  — инстинкты. В результате пищевой специализации произошли типы РА: колюще-сосущий (у комаров, клопов, тлей и др. ), сосущий (у чешуекрылых), лакающий (у пчел, шмелей), лижущий (у мух).
5. Разнообразие способов размножения  — кроме обоеполого, размножение партеногенетическое (у тлей), на стадии личинок (у отдельных видов двукрылых, жуков и клопов). 10. Органы дыхания  — трахеи  — позволяют осуществлять интенсивный газообмен и поддерживать при необходимости (во время полета) высокий уровень процессов жизнедеятельности.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...