Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность понятия «социально-воспитательная деятельность»




Введение

Актуальность темы. Масштабные преобразования в России в начале 90-х гг. XX в. обострили многие социально-экономические проблемы общества, и в первую очередь проблемы жизни и деятельности молодого поколения. Заметный рост преступности в стране и криминализация молодежи, проблемы трудоустройства, ухудшение здоровья населения, сокращение финансирования социальной и культурной сферы - все это свидетельствует о том, что дети и подростки становятся в настоящее время менее защищенными. Одиночество, недоверие к людям, отсутствие уверенности в себе, страх перед будущим уже испытывает значительная часть молодежи в России.

Положение усугубляется негативной деятельностью отдельных государственных и коммерческих структур, спекулирующих на духовных запросах населения.

В этих условиях задачи социального воспитания молодежи становятся особо актуальными. Вопрос о том, какой социальный тип личности может возникнуть в сложившейся ситуации является предметом анализа социальных педагогов, объектом научных исследований в области культуры и воспитания. В этой связи культура становится главным фактором развития творческого начала человека, неиссякаемым источником общественных нововведений, средством воспитания социально активной личности и формирования ее позитивного имиджа в обществе.

В новых условиях развития социальной сферы значительно возросла роль общедоступных учреждений культуры открытого типа, являющихся важнейшей составной частью всей системы социального воспитания. Одним из таких учреждений, тесно связанным с динамикой развития общества, стремительно реагирующим на изменения в духовных потребностях разных слоев населения, максимально открытым и доступным всем социальным и возрастным группам, является музей. Досуг в музее стимулирует развитие творческих способностей людей разного возраста, способствует расширению диапазона их интересов, гуманизации мыслей, чувств, поступков, активизирует созидательную активность. Становится насущной потребностью времени решение коллективами художественно-исторических музеев (как государственных, так и частных, включая частные коллекции) социально-воспитательных задач.

Цель исследования: дать анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Объект исследования: процесс социально-воспитательной деятельности музея со старшеклассниками в условиях малого города.

Предмет исследования: формы и методы социально-воспитательной деятельности музея со старшеклассниками.

Задачи исследования:

1. Раскрыть социально-воспитательную деятельность музея на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.

. Изучить возрастные особенности старшеклассников.

. Показать роль музея в образовательно-воспитательной деятельности старшеклассников.

. Описать основные формы и методы работы музея со старшеклассниками.

 

 


Теоретический аспект проблемы социально-воспитательной деятельности музея со старшеклассниками

Сущность понятия «социально-воспитательная деятельность»

музей старшеклассник воспитательный образовательный

В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Рассмотрим несколько определений понятий социальное воспитание.

Социальное воспитание - взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации [3, с. 51]. Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием и дизсоциальным воспитанием). Социальное воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления). В воспитательных организациях воспитание реализуется в трёх взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи.

Социальное воспитание - целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека [19, с. 131]. Категория воспитание - одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении - как решение конкретной воспитательной задачи (например, воспитание обществ, активности, коллективизма) [17, с. 91].

Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идёт в процессе социализации - усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов обществ, бытия (по сути, весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий.

Рассмотрим несколько понятий «социальная деятельность».

Социальная деятельность - это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы [23, с. 99].

Социальная деятельность в философии - специфический способ отношения к миру [16, с. 12].

Социальная деятельность в психологии - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в котором человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект [22, с. 50].

Социальный аспект образовательной деятельности современного музея заключается в том, что, являясь частью среды и активно участвуя в социализации личности с самого раннего ее возраста, музей расширяет восприятие человеком окружающего мира. Приобщение к окружающему миру и обществу происходит в музейной среде в процессе передачи чувственного опыта, знаний, умений и ценностей от одного поколения к другому. Этот процесс вписывается в концепцию непрерывного образования, ибо его образовательным результатом является преобразование социокультурного опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей и т.д.

Социальная роль музея позволяет подчеркнуть ценность музейной среды, в которой социокультурная деятельность осуществляется благодаря возможности общения с подлинником, представляющим собой культурную целостность, находящуюся в художественно-временной ситуации экспозиционного пространства

Категория «социальная деятельность» исследована в работах Л.А. Гордона, И.Н. Ерошенкова, Е.Я. Зазерского, Г.Е. Зборовского, Э.В. Кло-пова, В.Я. Нечаева, Г.П. Орлова, И.Е. Романовой и др. и понимается как сознательная, преднамеренная, организованная и планируемая аккультурация, имеющая самостоятельную, автономную ценность для общества и личности. Она охватывает широкий спектр социокультурной активности общества в целом и его институтов (в частности, институтов духовной культуры, образования, политики), организаций и объединений, отдельных лиц, преследующих цели социокультурного развития и социокультурной адаптации (социализации). Социокультурная деятельность наряду с консервативной функцией, обеспечивающей преемственность, наследуемость способов социокультурного бытия, способна вырабатывать инновационные формы, стимулирующие социокультурную динамику.

Различаются три модели социокультурной деятельности: экстенсивная, продуктивная, интенсивная. Первая направлена на передачу опыта в виде знаний. Вторая предполагает овладение умениями социокультурной активности. Третья направлена на развитие универсальных качеств и творческих способностей.

Все три модели являются приемлемыми для нашего исследования. Они позволяют вынести следующее определение: социокультурная образовательная деятельность есть ничто иное, как процесс передачи социокультурного опыта от одного поколения другому в виде знаний, способствующих овладению умениями социокультурной активности и развитию творческих способностей.

Социокультурная образовательная деятельность музея связана с музейно-педагогическим процессом, обеспечивающим единство развития, воспитания и обучения. В условиях музейной среды данные педагогические категории определяются следующим образом:

· воспитание - формирование эстетического восприятия, музейнойкультуры, художественного вкуса;

· развитие - творческое совершенствование личности и формирование ее ценностных ориентации;

· образование (обучение) - формирование опыта общения с музейным памятником и навыков творческой деятельности.

Педагогическая деятельность в музейной среде - синтез воспитания, развития и обучения - ориентирована на эстетическое воспитание, художественное образование и творческое развитие личности.

Музейно-педагогический процесс представляет собой системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, ориентированное на формирование в условиях музейной среды творчески развитой личности. Обеспечивая единство развития, воспитания и обучения, он опирается на следующие гуманистические принципы:

- принцип личностной ориентации, в основе которой лежит знание личностных качеств субъекта, его ценностных ориентации, духовных потребностей, мотивов поведения и деятельности и т.д.;

- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей зрительской аудитории опирается на понятие «общее» (присущее группе одного возраста) и «особенное» (индивидуальное, неповторимое);

· принцип развития личности в действии исходит из понимания необходимости активного участия аудитории в музейном образовательном процессе;

- принцип координации деятельности участников музейно-педагогичес - кого процесса.

Данный процесс состоит из трех взаимосвязанных звеньев: музейный педагог, музейный предмет и зритель (учащийся).

Музейный педагог - специалист, осуществляющий образовательную деятельность в музее. Он организовывает музейно - педагогический процесс и обеспечивает на основе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений непосредственное общение учащегося с памятником в рамках заданной программы. Необходимо отметить, что роль музейного педагога очень выросла в ходе движения его функций от просветительства (приобщения), обеспечивающего накопление первоначальных и самых общих профильных музею знаний, к осуществлению многоуровневого образования музейными средствами, включающего формирование визуального мышления, эстетического восприятия, музейной культуры и творческих начал. Осуществляя музейно-педагогический процесс, музейный педагог, относясь к учащейся аудитории как к субъектам собственного развития, помогает им не только вычленить из информационного потока необходимые сведения, но и обеспечивает их усвоение, анализ и адаптацию в рамках определенной системы. Таким образом, он прокладывает путь к впечатлению, пониманию и истолкованию музейного памятника.

Музейный зритель (учащийся) так же, как и музейный педагог, является субъектом музейно-педагогического процесса, в результате которого через общение с музейным памятником у него формируется визуальное мышление, художественно-эстетическое восприятие и творческое начало.

Музейный предмет (экспонат), являясь ядром музейно-педагогического процесса и будучи материально-идеальной целостностью, наделенной сложной совокупностью неисчерпаемых смыслов, может рассматриваться как объект и особого рода субъект педагогического процесса [13, с. 42].

Данная трехмерная совокупность составляет единую систему, которая реализуется в музейной среде, обладающей специфической образовательной ценностью и являющейся частью такого понятия, как социокультурная среда.

Музейная среда состоит из следующих компонентов: около-музейное пространство, организующее внимание зрителя; собственно музейное здание, настраивающее на восприятие музейных предметов; экспозиция как презентация музейных памятников.

Таким образом, компоненты музейно-педагогического процесса обладают внутренней взаимосвязью, обеспечивающей превращение социокультурного опыта в личные качества формируемого человека.

В основе музейно-педагогического процесса лежат следующие исторически сформировавшиеся педагогические принципы: интерактивность, так как человек запоминает только то, что он делает; комплексность, означающая в данном случае включение всех каналов восприятия (чувственный, логично-аналитический, психомоторный); программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ. Музейно-педагогический процесс представляет собой внутренне единую и динамичную систему компонентов. В этом процессе формируется эстетическая отзывчивость, развивается образно-ассоциативное мышление, идет овладение навыками технического или материально-художественного творчества. В условиях музея художественно-сотворческую деятельность можно рассматривать в двух направлениях: как художественное творчество (Б.П. Юсов) [25, 45] и как художественно-педагогическую деятельность (В.И. Гинецинский) [24, 104]. Данный вид деятельности позволяет музею усилить преподавание в школе и вузе профильных музею дисциплин, включая в содержание учебно-воспитательного процесса материальные ценности человечества. Образовательная деятельность музея способствует гармонизации личности, отдавая предпочтение логическому мышлению, на развитие которого акцентировано школьное и вузовское образование. В процессе обучения в условиях музейной среды повышается общая эрудиция, расширяется культурный кругозор, пополняются знания в профильной музею области и развиваются способности учащегося к творчеству.

Музейно-педагогический процесс - средство реализации образовательной деятельности. Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации аудиторией (учащимися), определяется как музейная коммуникация, в процессе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея.

Главное направление музейно-педагогической деятельности - взаимодействие с системой образования. Формы, имеющие историческую устойчивость бытования в музее, можно считать традиционными (экскурсия, лекция, студийные занятия и т.д.). формы, заимствованные из других сфер культуры, образования и науки или обусловленные развитием новых технологий музейной деятельности, могут рассматриваться как нетрадиционные. Выяснение действенности избранных форм, определение качества полученных результатов и подтверждение правильности использованных методов на основе анкетирования, тестирования, интервьюирования или выполнения контрольных заданий музейной аудиторией обозначаются понятием «проверка эффективности».

Выделение направлений музейно-педагогической деятельности связано с музейной политикой и изменениями ее стратегии на различных этапах развития общества. В музейно-педагогической деятельности можно выделить следующие основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Подобное выделение условно, однако предпринято нами в целях более четкого уяснения возможностей презентации музейной информации, а также определения взаимосвязи форм и методов работы с той или иной категорией посетителей. Сами направления могут быть изменчивы, подвижны. Часто они тесно связаны между собой или пересекаются в каких-либо аспектах (можно осуществлять удовлетворение одновременно от потребности в общении и развитии творчества, а информирование невозможно без общения). Однако для приобретения методических навыков в музейно-педагогической деятельности необходимо четко представить цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия. Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненной единой педагогической цели, становится основой музейно-педагогической программы. Такая программа составляется с учетом психологических, социально-демографических характеристик аудитории.

Безусловно, музейно-педагогическая деятельность может осуществляться и в других направлениях. Это определяется историческими, социокультурными, идеологическими факторами. Так в 1920-е годы в работе с детской аудиторией уделялось больше внимания обучению и развитию творчества. В 1970-е годы в период так называемого «музейного бума» преобладали такие направления, как информирование и досуг. В настоящее время речь идет об информировании, обучении, развитии творческого начала, общении и отдыхе, то есть осуществляется комплексный подход к рассмотрению основных направлений музейной деятельности.

Что же представляет каждое из этих направлений?
 Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах. Информирование осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация. Однако могут быть использованы информационные центры, куда входят печатная продукция, получение информации по телефону, телефаксу, использование компьютерной базы.

Второй ступенью освоения музейной информации на качественно новом уровне является обучение, предполагающее получение дополнительных или альтернативных знаний, которые не могут дать другие образовательные учреждения. Отличительными чертами обучения в музее являются, в первую очередь, неформальность и добровольность, возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы. В процессе обучения в музее личное эмоциональное переживание углубляет полученную вербальную информацию. Обучение стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Важным аспектом является не только получение знаний, но и закрепление этих знаний в учебных мастерских, студиях и т.д. Обучение в музее может осуществляться в форме музейного урока, занятий в кружке. Музейный урок предусматривает коллективное углубленное изучение материала и предполагает проверку его усвоения. Он проводится с целью приобретения учащимися знаний по определенной учебной программе или с целью закрепления и расширения знаний, полученных на уроке в школе. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к полученным знаниям, а как непосредственный источник знаний. Музейная среда не только стимулирует познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие аутентичных музейных предметов побуждает к самостоятельному поиску информации. Музейный урок используется преимущественно как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей, однако может применяться и в работе с другими категориями посетителей (со студентами). Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления и расширения знаний и приобретения умений, связанных с профилем музея. Основой деятельности кружка является музейная коллекция и связанные с ней виды музейной работы. Университет при музее - форма организации занятий, предполагающая систематическое и системное изучение различных отраслей знания или специальных дисциплин (университет искусств, университет культуры).

Развитие творческого начала - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля и в других формах. Студия ставит, целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний. Творческая лаборатория предусматривает ведение экспериментальной научной деятельности в сочетании с творческой практикой. Фестиваль - торжественное действие в музее с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, ансамблей и других творческих групп и организаций.

Общение - установление контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея либо содержанием его коллекций. Общение в музее с использованием его экспозиции или территории очень специфично, так как темы, стиль и способы общения изначально заданы самим музеем, заложены в музейной информации, определены профилем музея. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения, которое может быть в форме встречи в музее с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея; в форме клуба - общественной организации при музее, предоставляющей возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием.

Отдых - организация свободного времени в пространстве музея в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Специфика музея в значительной степени усиливает эмоциональное воздействие форм досуга. Большая часть их рассчитана на поливозрастную аудиторию, однако существует и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенной категории посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста и т.д.). Рекреация в музее может происходить и в форме музейного праздника, концерта, бала.

Формы, как и направления, подвижны, они развиваются и совершенствуются. Они изменялись под воздействием исторических обстоятельств, запросов социума. Некоторые из них стали традиционными (семинары, консультации, музейные кружки, клубы). Активно внедряются в жизнь нетрадиционные для музея формы - олимпиады, конкурсы, викторины, КВН, свадьба в музее, елка в музее, разнообразные праздники.

Успех воплощения конкретной формы в практической деятельности во многом определяется правильным выбором методов ее осуществления. Именно от них зависят управление процессом восприятия музейной информации, а также эффективность ее воздействия на музейную аудиторию. Арсенал используемых методов разнообразен. Среди них преобладают повествовательный, когда монологическое изложение материала, способствует усвоению музейной информации; вопросно-ответный метод состоит в том, что при помощи умело поставленных вопросов музейный педагог побуждает рассуждать и анализировать в определенной логической последовательности; метод сравнения, когда происходит сопоставление однотипных явлений, событий, фактов, предметов; метод контраста, предусматривающий противопоставление явлений, событий, фактов, предметов; метод театрализации, предусматривающий интерпретацию музейной информации с применением комплекса театральных атрибутов (сценарий, элементы режиссуры, распределение ролей, выразительные средства); метод диалогического общении дает возможность равноправного обсуждения вопросов рассматриваемой темы; метод стимулирования самостоятельной деятельности предусматривает создание ситуации и условий для включения посетителя в активную самостоятельную деятельность в различных сферах (эмоциональная, интеллектуальная, творческая, практическая); метод творческого состязания предполагает использование соревнования в целях выявления и активизации творческого потенциала музейной аудитории; игровые методы призваны способствовать освоению музейной информации в процессе игры с переживанием удовольствия от самой деятельности.

В зависимости от целей музейно-педагогические методы могут иметь обучающий, воспитывающий или развивающий характер. Для решения задач обучения в музее чаще всего используются дидактические и ролевые игры. Для решения задач воспитания - метод стимулирования самостоятельной деятельности, метод диалогического общения, позволяющий проверить правомерность высказываемых суждений. Развивающие задачи помогают решить методы сравнения и контраста или метод театрализации. Они углубляют понимание, поднимая его на уровень обобщения.

Таким образом, социокультурная образовательная деятельность музея связана с музейно-педагогическим процессом, обеспечивающим единство развития, воспитания и обучения. Выбор музейно-цедагогических методов должен быть строго продуманным, ибо их применение обусловлено такими параметрами, как направление, форма, социально-психологические характеристики музейной аудитории. В нашем случае музейной аудиторией являются старшеклассники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...