Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.3 Подготовка выступления студента на защите дипломной работы




Выступление на защите дипломной работы — это краткое изложение основного содержания проведенного исследования, то есть своего рода его визитная карточка. В выступлении должны быть изложены основные идеи и выводы дипломной работы, показано, что именно сделал выпускник в исследовательской работе и в ряде случаев значение результатов исследования.

Без составления текста выступления студент не сможет рассказать о нем и не должен допускаться к защите. Важность содержания выступления, представляемого на защите, заключается также и в том, что по нему судят об уровне диплома и квалификации выпускника. Недаром дипломная работа называется выпускной квалификационной. Работая над выступлением, выпускник является и автором, и как бы редактором текста дипломной работы одновременно.

Основное назначение выступления — служить способом информации о полученных результатах. Кроме того, оно имеет коммуникативную функцию. Выступление не только означает факт фиксации наличия диплома, но и передает его содержание, благодаря чему для всех членов комиссии и присутствующих заменяет чтение выпускной квалификационной работы.

Процесс составления выступления представляет собой процесс свертывания (реферирования) основной информации — основной процесс аналитико-синтетической переработки материала. Этот процесс направлен на то, чтобы выбрать из содержания диплома наиболее существенную информацию и представить ее в новой краткой форме. Такая работа требует определенных знаний, поэтому рассмотрим составление выступления более подробно.

Первое, что должен сделать выпускник, это проанализировать содержание написанной им дипломной работы. При этом он выявляет то, что соответствует целевому назначению выступления и подлежит включению в его текст. В логическом единстве с анализом проводится синтез информации, ее логическое комплектование, обобщение. Важно найти емкие, точные средства и формы представления исследованного материала. Без этого логически построенного текста невозможно изложить сущность проделанного как теоретического, так и практического исследования.

В то же время вся информация, которая прозвучит в выступлении, должна быть идентична той, которая содержится в выпускной квалификационной работой. Она должна содержать ту же терминологию, раскрывать те же задачи.

Процесс составления выступления — это творческий процесс, он, как и вся творческая деятельность, трудно поддается унификации, нивелировке, упорядочению. Однако можно найти общие подходы к составлению выступления на защите. Анализ выступления дипломников показывает, что оно обычно состоит из трех частей. Первая часть является вводной. Вторая часть основная, она как раз и является собственно кратким изложением — реферативной частью. В третьей части содержатся выводы и рекомендации по результатам исследования.

Вводная часть обычно начинается с описания актуальности проводимого исследования, что вполне объяснимо, поскольку именно актуальность подразумевает объективную необходимость психолого- педагогического исследования, полезность исследования для удовлетворения потребностей образования и воспитания подрастающего поколения.

От актуальности темы логично перейти к формулировке объекта и предмета исследования, а также к указанию цели дипломной работы.

Возможен рассказ о гипотезе исследования, то есть формулировка тех предположений о результатах исследования, которые будут получены. Далее излагаются конкретные задачи, вытекающие из цели исследования, решение которых позволяет подтвердить гипотезу. Очень украшает выступление выпускника изложение методологической основы выпускной квалификационной работы, обоснование применяемых методов (методик) исследования, которые служат условием достижения цели предпринимаемого исследования.

В конце вводной части обычно приводят данные о структуре и объеме дипломной работы. Они являются как бы переходом к основной части, которая знакомит с основными структурными элементами диплома в последовательности, обусловленной логикой его построения.

Если вводная часть позволяет составить лишь общее впечатление о работе, то основная часть должна дать более полное представление о ее содержании и построении. При составлении этой части выступления важно показать, как были получены результаты, представить ход исследования, обосновать значение выполненной работы.

В основной части выступления сначала характеризуют теоретическое исследование: указывают источники информации, используемые для рассмотрения, анализа педагогических ситуаций и проблем. Это могут быть любые психолого-педагогические пособия по теме исследования, статьи из педагогических журналов, соответствующие учебники и учебные программы и т. д.

Сложность изложения теоретической главы диплома состоит в том, что выпускник должен употребить оценочные слова, характеризующие его собственную работу (а не простой пересказ того, что написали другие авторы). Существует ряд стилистических приемов, которые позволяют сделать это. Корректной считается фраза, которая формулируется безличным предложением. «Был проведен анализ... », «После проведенного анализа обнаружилось... », «Обобщение работ следующих авторов позволило сделать вывод о том, что в педагогике не существует единого мнения по поводу... ». «К тем результатам, которые использовались в исследовании, можно отнести... ». Можно формулировать фразы и от себя. «Мною проведен анализ... », «Я сделала вывод о том, что систему упражнений по данной теме" " некоторые авторы предложили, не учитывая индивидуального подхода к обучению», «По моему мнению... ».

Необходимо точно указать, в чем состоят научные находки самого выпускника. Это можно сформулировать, например, с помощью такой фразы: «К результатам исследования, полученного мною, можно отнести... »

Для убедительности можно привести один или два примера, подтверждающих эту мысль.

При изложении педагогического эксперимента необходимо указать место его проведения, группы учащихся или воспитанников детского сада, перечислить используемые методики, изложить их суть, привести данные о их точности и трудоемкости, представить ход педагогического эксперимента, описать условия и его основные этапы, осветить систему упражнений или заданий, показать конечные результаты опросов. Это могут быть работы детей, конспекты занятий, таблицы и диаграммы. Наглядный материал может быть представлен с помощью настенных таблиц, а можно просто сослаться на соответствующую страницу диплома, где они изображены. В данной части выступления более просто показать именно собственную исследовательскую работу. Нюансы освещения содержания дипломной работы могут различаться в зависимости от темы и от других факторов. В выступление целесообразно включать прежде всего выводы и конечные результаты. Полученные результаты вносят вклад в раскрытие неизвестных ранее выпускнику закономерностей, обосновывают методологическую цепочку исследования. Речь идет о том, что можно применить результаты исследования в практике преподавания

Как показал анализ дипломов, именно практическая часть исследования ярко высвечивает самостоятельную работу выпускника. В этой части выступления звучит нота о том, как, где и когда реализованы результаты исследования. Эти важные сведения обычно написаны в заключении диплома.

Реферирование дипломной работы в основной части — отнюдь не техническая работы. Это особый творческий труд, требующий определенных навыков. Эти навыки студенты приобретают во время всего процесса обучения в педагогическом учебном заведении. Главная цель — в минимальном объеме дать максимум полезной информации. Сокращение текста может быть достигнуто, как правило, за счет уменьшения количества рассуждений (или вовсе их исключения), сравнений, обсуждений, обоснований, описаний и т. п.

Подходы к изложению могут быть разными. Результаты или выводы для выпускника представляют первостепенный интерес. Но важны не только результаты, но и способы их достижения. Описывая способы получения результатов для уменьшения объема, можно представить направления исследования в виде таблиц или других иллюстративных материалов.

Целесообразно использовать речевые конструкции с существительными в родительном падеже, выстроенными в виде логической цепочки, чтобы вместить в одну фразу максимум информации, например: «Выявлены резервы повышения знаний, умений и навыков учащихся первого класса с помощью использования разработанной системы упражнений». Экономию средств выражения мыслей можно достичь заменой сложных предложений простыми.

Повышение информационной емкости выступления естественно связано не только с использованием лексических и синтаксических способов. Они являются лишь наиболее распространенными приемами, позволяющими добиться максимальной краткости языкового материала выступления.

В третьей части выступления, в заключении, необходимо изложить общие выводы, но при этом не повторять то, что уже было сказано ранее, а дать обобщенную итоговую оценку проделанной работе. При этом необходимо сосредоточить внимание аудитории на основных достижениях труда, подчеркнув побочные результаты исследования. Украшают выступление предложения, которые студенты адресуют учителям и воспитателям по теме исследования, а также предложения по дальнейшим разработкам в этом направлении. В последних положениях проявится профессиональная зрелость выпускника.

Текст выступления составляется студентом после завершения дипломной работы, когда отдельные ее аспекты, да и вся работа видятся в ином свете, чем в процессе ее написания. Автор может увидеть в написанном недоработанные моменты, постараться дополнить дипломную работу. Не исключено, что могут поменяться акценты, то, что казалось основным, предстанет перед ним незначительным и не подлежащим описанию в выступлении. В данном случае нужно исходить из того, чтобы с лучшей стороны представить результаты своего труда, сохраняя объективность самооценки. Смысл выступления должен соответствовать тому, что написано в выпускной квалификационной работе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...