Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура первой половины 19 в.

Особенности. Развитие культуры этого периода связано с общественно-художественными течениями предшествующего времени. В общественном сознании сохранились идеи просветительства, понимание просвещения как силы, способной излечить многие социальные язвы и преобразовать жизнь. Уже со второй половины 18в идет процесс формирования современного русского языка, формирование национальных школ в живописи, музыке, архитектуре, определилась тесная связь художественной культуры с идейными изысканиями. Происходит окончательное становление института цензуры. Огромное влияние на развитие культуры оказали такие события как война 1812г и движение декабристов.

Просвещение. В начале 19в в России сложилась система общеобразовательной школы. Начало ее было положено еще в 80г 18в учреждением главных (в губернских городах) и малых (в уездах) народных училищ.

в 1802 было создано министерство народного просвещения, которое централизовало руководство школьной системой. Главные народные училища преобразованы в 4 классные гимназии, а малые – в 2 классные уездные училища. В школах вводятся единые учебные планы. это позволяло реально обеспечивать преемственность между начальной и средней школой.

По школьному уставу 1804г учреждались одногодичные приходские училища, в которые принимались дети «свякого состояния» без различия «полу и лет». Они создавались и в городе и на селе, однако денег из казны на их развитие не поступало, они находились на финансировании города.

Интенсивно развивается высшее образование. Помимо Московского в первые 2 десятилетия открываются еще 5 университетов: Дерпт 1802 Казанский, харьковский, Виленский 1804, Петербургский 1819г. они возникали, как правило, на базе ранее существующих учебных заведений. Например, главный Педагогический институт преобразован из учительской семинарии. Университеты были основной формой высшего образования. Им отводилась большая роль в развитии школьного, прежде всего гимназического образования. 1804-1835 они возглавляли ученые округа, осуществляли контроль за работой школ, создавали учебники, составляли учебные программы.

Школьная реформа сделала актуальной проблему учительских кадров. в уездном училище в начале 19в работало только 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии 8. в 1804 перед университетами поставлена задача подготовки учителей. В них открываются педагогические институты. т.е. в России не было специальных педагогических заведений для подготовки учителей. во второй четверти 19 в отношение правительства к задачам, которые решала образовательная школа, стало меняться. Теперь школа должна не только учить, но и воспитывать. И это осуществлялось под контролем государства.

официально закреплялась сословность в образовании. Приходские училища предназначались для детей самых низших сословий, в них обучались закону Божьему, грамоте, арифметике. Уездные училища создавались для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей. В их программу входили русский язык, арифметика, начала геометрии, история и география. В гимназиях обучались дети дворян, чиновников, богатых купцов. Цель – подготовка в университет.

Возникаю технические учебные заведения: Петербургский практический технологический институт 1828г, Московское ремесленное училище 1830г (ныне Баумана) в 30г появляются ведомственные школы (Министерств финансов, гос имуществ, Военного, Духовного ведомства).

Формируются культурно-просветительские учреждения – библиотеки, музей, выставки, издательские дома. 1837 стала выходить первая правительственная газета «Губернские ведомости». большую роль играли журналы. официальная журналистика «Москвитянин», «Северная пчела», демократическая печать – «Московский телеграф», «Телескоп» позже «Современник» и «Отечественные записки». Появились крупные отечественные издатели – А. Смирдин. Формируется библиотечная система при университетах, городах (Тула, Калуга). 1814г открывается Императорская публичная библиотека в Петербурге. (ныне – Российская национальная библиотека). Библиотека рассматривалась как хранилище и музей книжных редкостей. Доступ в них ограничен три раза в неделю. «непристойно одетые» люди не могли быть читателями. при книжных магазинах открывались платные библиотеки. Более 100 книжных магазинной. 1825г открывается для публики Эрмитаж, существовавший до этого как дворцовый музей со второй половины 18в. При всем при этом грамотность составляла 1 % - 2%. основным носителем культуры являлось дворянство.

Наука. В результате экспедиций делаются важные географические открытия. 1819-1821г в ходе экспедиции М. Лазарева и Ф. Беллинсгаузена открыта Антарктида. Русские ученые исследовали острова Тихого, Ледовитого океанов, Аляску.

Н.И.Лобачевский совершил настоящий переворот в научных представлениях. Он открыл новую геометрическую систему – неевклидовая геометрия 1826г. это создало условия для обоснования математической концепции современной физики. В. Петров в 1802г выдвинул идею применения вольтовой дуги для сварки и плавления металла. Открытия П. Аносова положило начало металлургии высококачественной литой стали. На Нижнетагильском металлургическом заводе крепостными механиками Черепановыми была построена паровая железная дорога. Профессоры Казанского университета Н. Зинин и А. Бутлеров стали создателями химической школы. П. Шиллинг и Б. Якоби 1832 – электромагнитный телеграф. Н. Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии. Его 4-х томный атлас «Топографическая анатомия» получил мировую известность. Н. Карамзин «История Государства Российского» - восемь томов 1818г. С. Соловьев. С 1832г.

В Академии наук присуждались Демидовские премии.

1805 при Московском университете возникает научное общество испытателей природы – цель – изучение природных богатств России.

1811г Общество любителей российской словесности, которое объединяло не только ученых, но и литераторов (Пушкин, Гоголь, Тургенев)

1845г Русское географическое общество.

Художественная культура. Основное направление романтизм: суть – стремление противопоставить реальной действительности синтезированный идеальный образ.

в развитии русского языка большую роль сыграли писатели – сентименталисты, прежде всего Карамзин. Издается «Словарь Российской Академии» - первый словарь русского языка. шло формирование русской научной терминологии.

в литературе возникновение романтизма связано с именем В. Жуковского. Его баллады исполненные гуманизма и высокого человеческого достоинства составили «целый период нравственного развития общества» Поэты – декабристы способствовали утверждению мысли о высоком гражданском предназначении.

Писатели – романтики, по сути, впервые познакомили русского читателя с произведениями западноевропейских и античных писателей. Жуковский был талантливым переводчиком Гомера, Байрона, Шиллера. В русле романтизма закладываются основы русского исторического романа (А. Бестужев- Марлинский, М. Загоскин).

Театр. 1803 введена монополия императорских театров, позволяющих правительству влиять на репертуарную политику. С 1825 на сцене Большого театра (бывшего Петровского) шли только оперные и балетные спектакли. Драматические спектакли шли в здании, построенном архитектором О. Бове и получившем название Малого театра. В Петербурге в 1832г открылся Александринский театр. В отличие от Малого театра с сильными демократическими традициями, театр северной столицы был официально-парадным. Были театры и в губернских городах – Ярославле, Нижнем Новгороде. Крепостные театры имели помещики в Орловской, Курской, Пензенской губерниях. русские актеры – П. Мочалов (Гамлет). Драматургия А. Грибоедов, Н.Гоголя, А.Островского способствовала утверждению реалистической драмы. Основоположником реализма ан русской сцене стал великий актер М. Щепкин.

Музыка. Испытывает сильное воздействие эпохи 1812г Опера К. Кавоса «Иван Сусанин» 1815г. в обществе усилился интерес камерным и публичным концертам – музыкальны вечера в литературных салонах А. Дельвига, Ф. Одоевского, З. Волконской. Летние концерты в Павловске с 1838гЗдесь нередко выступал австрийский композитор «король вальса» И. Штраус.

огромная роль принадлежит М. Глинке. с его именем связано возникновение музыкальной классики, национальной школы в музыке. 1836 опера Глинки «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». Оперу довольно сдержанно встретила великосветская публика, но передовые люди восторженно. Большое наследие оставил композитор А. Даргомыжский. в его произведениях звучало сочувствие «маленькому человеку»: «Русалка» 1856г

Архитектура. Расцвет русского ампира. А. Захаров (здание Адмиралтейства в Петербурге), А. Воронихин (Казанский Собор), К. Росси (Русский музей в Петербурге). Характерным является синтез архитектуры и скульптуры монументальные ансамбли Петербурга - Дворцовая площадь, Сенатская Стрелка Васильевского острова. В Москве стиль ампир имел большую мягкость. А. Бове (Александровский парк, Театральная площадь). Большое распространение получает русско-византийский стиль. К. Тон – автор проекта Храма Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.

Живопись. Интерес к личности, жизни простых людей. Постепенный переход от романтизма к реализму. Романтический портрет О. Кипренский. Создал портрет А. Пушкина. К. Брюллов, будучи представителем классицизма, внес в живопись романтические черты «Последний день Помпеи» 1831-33г. Брюллов – мастер парадных портретов «Всадница» 1832г

А. Иванов «Явление Христа народу» писал 20 лет. 1837-1857гг – вера в духовное возрождение человека.

В творчестве В. Тропинина получает развитие бытовой жанр портрета «Портрет сына» 1818г, элементы бытового жанра «Кружевница» 1823г. Рождение бытового жанра связано с творчеством А. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» «Захарка». Художник показывает крестьян, человеческое достоинство и красоту труда.

1832 открывается Московское училище живописи, ваяния и зодчество.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...