Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Онтогенетический феномен жизни

Ключевые слова: онтогенез, филогенез, биогенетический закон, феномен жизни

В статье рассмотрены понятия онтогенеза и филогенеза, их взаимосвязь, выраженная биогенетическим законом Э.Геккеля, дана попытка охарактеризовать онтогенетический феномен жизни. Приведены примеры использования биогенетического закона при формулировании иных специфических законов в различных генетических концепциях, затронуты вопросы онтогенеза человека. Большое внимание уделено исследованиям А.И. Субетто.

 

Современный мир и наука, с одной стороны, продлили и возвеличили жизнь, а с другой, сделали ее более хрупкой и беззащитной. Несмотря на господство ценностей эпохи потребления, жизнь остается главной ценностью индивидуального и общественного бытия [3]. Г.Зиммель считал, что «индивидуальность повсюду жизненна, а жизнь повсюду индивидуальна». С этой точки зрения жизнь выражает свою неповторимую единичную сущность на фоне такого же многообразия других феноменов.

Онтогенез (от греч. «онтос» – «существо», «генезис» – «происхождение») -индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти. Онтогенез делится на следующие периоды: предзародышевое развитие – гаметогенез; развитие зародыша – эмбриогенез (от момента оплодотворения до рождения (пренатальное развитие)); постэмбриональное – постнатальное развитие (период развития взрослого организма). В основе онтогенеза лежит сложный процесс реализации на разных стадиях развития организма наследственной информации, заложенной в каждой из его клеток. Обусловленная наследственностью программа выражается во взаимосвязанных процессах размножения клеток, их роста и дифференциации. Сердцевину науки об онтогенезе составляет эмбриология - раздел биологии, изучающий развитие зародышей.

Онтогенез и историческое развитие организмов - филогенез - неразрывные и взаимообусловленные стороны единого процесса развития живой природы. Соотношение онтогенеза и филогенеза - одна из фундаментальных и далеко не решенных проблем современной биологии.

Филогенез (от греч. «филос» - «племя», «раса» и «генезис» - «происхождение») - историческое развитие организмов, изменения, происходящие в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е. видов. Предмет филогенеза в широком значении - реконструкция эволюционных преобразований животных, растений, микроорганизмов, установление на этой основе их происхождения и родственных связей между таксонами, к которым относятся изученные организмы [5, с.50]. Если онтогенез касается индивидуального развития, то филогенез касается исторических эпох. Раздел биологии, изучающий филогенез и его закономерности, называется филогенетикой [2].

Термин «онтогенез» («онтогения») был введен немецким зоологом Э. Геккелем (1834-1919) в 1866 г. при формулировании им биогенетического закона как противопоставление «филогении» - историческому (эволюционному) развитию данного вида. Биогенетический закон Э.Геккеля гласит: каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет формы, пройденные его предками или его видом (филогенез).

Впервые взаимосвязь онтогенеза и филогенеза была выявлена в начале XIX в. (К.Кильмейер, И. Меккель, К. Бэр). Ч. Дарвин сформулировал закон зародышевого сходства: на ранних стадиях эмбриогенеза зародыши разных видов сходны между собой. Ф. Мюллер сформулировал принцип рекапитуляции: признаки взрослых предков, так или иначе, повторяются в эмбриогенезе их потомков. Э. Геккель считал, что филогенез усложняется за счет удлинения онтогенеза путем добавления новых стадий: уже имеющиеся стадии развития не изменяются, а лишь сокращаются по длительности [2]. Новое освещение биогенетический закон получил в теории филэмбриогенеза русского биолога А.Н. Северцова в начале XX в.: в онтогенезе происходит повторение признаков не взрослых особей предков, а их зародышей [4]. Интересно мнение А.И. Субетто, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ, который считает, что принцип повторения филогенеза в онтогенезе имеет характер нетождественного отношения. Временная структура повторения всей эволюции в жизненном цикле имеет обратную зависимость. Чем дальше в прошлое отдалены фазы филогенеза, тем больше они «сжимаются». Это прекрасно видно на временных фазах эмбриогенеза человека.

Принцип Э. Геккеля был переформулирован в виде соответствующих специфических законов в различных генетических концепциях. Например, в теории эволюционного синтеза систем Е.П. Балашов формулирует закон Э. Геккеля по отношению к техноэволюции; в геологии принцип Э.Геккеля приобретает статус геогенетического закона, сформулированного академиком Д.В. Рундквистом (минералогические процессы в короткие интервалы времени как бы повторяют (в измененном виде) общую историю геологического развития) [7, с.337].

Перечисленные законы и иные подобные аналоги в других сферах бытия являются законами как бы первой сущности, через которые проявляется, по мнению А.И. Субетто, более глубокий и более сущностный закон развития систем в рамках системной картины мира, или системной онтологии, который фиксирует наличие специфической горизонтально-временной (горизонтально-цикловой) фрактальности развития. Временная структура эволюции повторяется во временной структуре жизненного цикла системы, но как бы в обращенной форме: чем дальше по времени в прошлом отстоят от настоящего циклы, тем больше они «сжимаются», и чем ближе к настоящему, тем больше они приближаются к реальному времени [7, с.340].

А.И. Субетто считает, что Н.А. Бердяев, по мнению которого «каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир - микрокосм, в котором отражаются и пребывают весь реальный мир и все великие исторические эпохи…», дает аналог закона Э.Геккеля: онтогенетическая история сознания повторяет в определенном смысле его филогенетическую историю, т.е. историю человечества, всемирную историю. Данные психологии свидетельствуют, что аналогичным путем, только в другой временной структуре жизни, развивается интеллект ребенка [7, с.339].

Онтогенез человека невозможно рассматривать, не затрагивая вопроса жизненного пути. Жизненный путь - история формирования и развития личности в определенном обществе (биография). Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Переход филогении в онтогению и есть начало индивида, считал советский психолог Б.Г.Ананьев. Индивид «начинается» задолго до рождения, и новорожденный ребенок приходит во внешнюю среду с определенной историей развития. Эта развертывающаяся цепь изменений является одним из фундаментальных эффектов необратимости времени, действия «стрелы времени» [1].

Идея начинать жизненный цикл человека с внутриутробного периода не является изобретением современной науки. У древних монголов начало жизни отсчитывалось не с момента рождения, а с начала внутриутробного развития. Как свидетельствуют этнографические данные, у многих народов существовали многочисленные обычаи, обряды и представления, связанные с зачатием и появлением ребенка на свет [5, с.63].

Известный российский геронтолог, академик В.П. Скулачев использовал для названия биологических часов, управляющих онтогенезом, термин «онтогенетические часы», которые должны измерять не физическое, а биологическое время. Это должны быть эндогенные часы, на ход которых влияет температура тела и все те факторы, которые изменяют скорость метаболизма. Период колебаний онтогенетических часов должен зависеть от температуры тела: увеличиваться при ее снижении и уменьшаться при росте, так как от температуры зависит скорость диффузии макромолекул, активность ферментов, скорость синтеза мРНК и белков.

Живые организмы составляют естественную иерархию. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовыми нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее, но природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорожденный обучается и приспосабливается ко взрослому миру - детство. Чем выше по лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации [5, с.50].

Личностные черты долгое время приписывались наследственности. В первой половине XX в. накопилось огромное количество новых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность человека. Выяснилось, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность, точно так же родовая травма или недуг не исключали возможности для человека стать полноценным членом общества [5, с.56].

Процесс онтогенеза не случаен, он протекает направленно от стадии к стадии. Всякого рода случайности исключают точную реализацию плана нормального развития. К примеру, В.С. Репин, доктор медицинских наук, профессор кафедры биотехнологии Московского института тонкой химической технологии, считает, что теория Ч. Дарвина не может объяснить феномен самого Ч. Дарвина – способности гения генерировать новые глобальные идеи и творить. Появление таких личностей, как Ньютон, Эйнштейн, Моцарт одной селекцией половых гамет не объяснить.

В онтогенетическом феномене жизни можно открыть другие феномены - феномен жизненного пути, феномен гениальности, феномен памяти человека. Интуиция и воображение опираются на так называемую опережающую память. Например, Джеймс Уатт создал на ощупь паровую машину на 150 лет раньше, чем был открыт второй закон термодинамики. Кремонские мастера XVI в. (Страдивари, Гуарниери, Аманти) создали образцы скрипок, качество которых невозможно описать законами современной акустики. В XI в. французский монах Гвидо Аррезо создал систему нотной записи, которая сейчас используется во всем мире, и не мог объяснить, в чем источник его знаний. Сам Ч. Дарвин многократно пытался найти место индивидуальной биологической жизни, которую определял как «комплекс варьирующих признаков над неизменной сутью вида» [6, с.43].

А.И. Субетто предлагает подумать над концепцией «эволюционного обучения» в педагогике как определенной сознательной реализации обобщенного закона Э. Геккеля в технологии образования, где учащийся смог бы проходить соответствующие фазы «эволюции знания» и погружаться в среду творческой эволюции интеллекта человечества. Очевидно, возможно создание «эволюционных баз знаний», «эволюционного искусственного интеллекта», где бы в качестве одного из эволюционных механизмов была имитация действия обобщенного эволюционного закона Э. Геккеля [7, с.340].

С одной стороны, для каждого индивида жизнь – это процесс, имеющий предел, границу с небытием, похожий скорее на «тупик», оканчивающийся смертью. С другой стороны, для человеческого рода в целом жизнь есть лишь переход от одного состояния к другому, целостный и непрерывный поток. Факт личной жизни и смерти – не только ключевая онтологическая, но и аксиологическая проблема человека [3].

Так, онтогенетический феномен жизни – загадка. Вопрос, сможет ли человечество разгадать ее, остается открытым.

 

Библиографический список:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]. – СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

2. Афонин А.А., Общая и теоретическая биология: генетика, эволюция, цитология, экология: учебн.-метод. комплекс //Брянский государственный университет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://afonin-59-bio.narod.ru/gensecurity.htm

3. Баева Л.В. Аксиологический анализ феномена жизни //Философия и общество. – 2003. – №3.

4. Воронцов Н.Н. Эрнст Геккель и судьбы учения Дарвина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/vv/papers/bio/prodar/prodar.htm //Природа. – 1984. - №8

5. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учеб. [Текст]. – М.: Проспект, 2009. – 400с.

6. Репин В.С. Эволюция в свете системной биологии [Текст] //Вопросы философии. – 2010. - №11. – 37-45с.

7. Субетто А.И.Сочинения. Ноосферизм. Том четвертый. Книга 1. Ноосферное или Неклассическое человековедение: поиск оснований [Текст]: Под ред. Л.А. Зеленова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. – 1000 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...