Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Витебский период становления и развития художественного и художественно-педагогического образования.




7. Витебский период становления и развития художественного и художественно-педагогического образования.

После революции 1917 г. в Беларуси открываются различные художественные студии и школы. Весомый вклад в становление художественного и художественно-педагогического образования Беларуси внёс Витебск.

В 1919 г. по инициативе Марка Шагала (Мовша (Моисей) Хацкелев) и с его активным участием было открыто художественное училище. Первым директором Высшего народного художественного училища стал художник-график М. В. Добужинский. Вступительных экзаменов в художественном училище не было, заявления принимались в течение всего года, не требовалось представление дипломов об образовании, отсутствовал и возрастной ценз. Учебный процесс строился по принципу мастерских: каждый художник-педагог набирал группу в 25-30 человек и вёл в ней специальные дисциплины.

Помимо традиционных мастерских в училище существовала так называемая «свободная мастерская», в которой учебным процессом руководил М. Шагал. Занятия проходили раз в неделю, а ориентиром служила современная по тем временам живопись, в частности, работы Матисса. Некоторое время в училище работал К. Малевич и другие художники авангардного направления.

Витебский художественный техникуму, который в 1923 году возглавил выпускник Петербургской Академии художеств М. Керзин (в1924 году техникум стал называться «Белорусским государственным художественным техникумом). С приходом М. А. Керзина обучение в техникуме было поставлено на профессиональную основу. В 1934 г. оно было реорганизовано в Художественно-педагогический техникум (училище) и приобрело четко выраженную педагогическую направленность. В 1963 г. училищу было присвоено имя А. К. Глебова.

Следует отметить, что в истории Беларуси учебный предмет «Рисование» (с 1970 г. «Изобразительное искусство») занял стабильное место в учебном плане лишь в 30-х гг. XX в.

в 1949 на базе педагогического училища было открыто среднеспециальное учебное заведение с четырёхлетним обучением учителей рисования и черчения.

в 1959 г. в связи с новыми требованиями к уровню квалификации учительских кадров на базе вновь созданного в Витебске педагогического института и вышеназванного училища был создан художественно-графический факультет.

В 90-е годы в Республике Беларусь происходит переименование педагогических институтов в университеты. Формирование специалиста на художественно-графическом факультете не ограничивается освоением им основ изобразительной грамоты. Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит методической подготовке учителя, которую мы рассматриваем как неотъемлемую часть профессионализма. Методическая подготовка предопределяет решение проблемы повышения качества художественного, эстетического, нравственного, экологического, патриотического, идеологического воспитания школьников.

8. Особенности обучения изобразительному искусству в общеобразовательной, художественной школе, художественном колледже, на художественно-графическом факультете.

В школе обучение строится на основе образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы.

Занятия ИЗО является важным средством развития личности школьника. Изобразительному искусству, особенно близкому младшим школьникам своёй наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в процессе формирования у детей творческих способностей, креативного мышления, приобщения их к красоте родной природы, окружающей действительности, духовным ценностям искусства. Помимо этого, занятия изобразительным искусством помогает детям овладеть целым рядом навыков в области изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.

Особенность в том, что дети получают первичные знания об ИЗО. приобретают первичные художественные навыки и умения.

В художественной школе. Более углубленно изучаются предметы рисунок, живопись, композиция. Приобретаются и усовершенствуются навыки рисования красками, простыми карандашами. Преподавание строится на изучении академических основ художественной грамоты. Обогащается опыт ребёнка в ИЗО деятельности.

На худ-граф факультетах студенты получают профилирующее образование в системе образования. Приоритетные дисциплины: рисунок, живопись, композиция, графика. Изучают методику преподавания ИЗО. Важная роль в профессионально-педагогической подготовке студентов принадлежит педагогической практике.

9. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности детей.

Учителю изобразительного искусства приходится постоянно использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве — ему всегда нужен наглядный материал.

 

Целенаправленное, систематическое использование разнообразных наглядных материалов на уроке активизирует внимание школьников, работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. Наглядность, как правило, оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение. Наглядность – это средство активизации изобразительной деятельности школьников и создание эстетической среды на уроке, в классе, в школе. Не случайно Я. А. Коменский провозгласил принцип наглядности " золотым правилом дидактики".

 

Применение наглядных пособий в значительной степени повышает качество обучения школьников изобразительному искусству, содействует лучшему усвоению материала. В то же время методика применения наглядных пособий должна быть взаимосвязана с методикой проведения всего урока, с учетом задач и содержания каждого конкретного урока. Успех работы учителя зависит не только от правильного использования оборудования, наглядных пособий, но и от применения различных материалов, от техники выполнения заданий.

В обучении изобразительному искусству применяются натуральные и изобразительные наглядные пособия. К натуральным средствам относят различные предметы реальной действительности (муляжи и т. п. ), всё то, что можно нарисовать. К изобразительным средствам относят рисунки, аппликации, таблицы, плакаты, иллюстрации, тетради на печатной основе с заданиями.

Изобразительные наглядные пособия делят на демонстративные и индивидуальные. Демонстративные – плакаты, репродукции с картин, фотографии архитектурных сооружений, объектов природы, скульптур, сравнительные таблицы, схемы поэтапной прорисовки объектов, предметы для рисования с натуры.

К индивидуальным наглядным пособиям относятся тетради на печатной основе, учебники, цветовые схемы, книги с иллюстрациями. Все эти пособия помогают учащимся выполнять самостоятельно задания по изображению предметов, иллюстрированию, познаванию формы предметов, освоению основ изобразительной грамоты

Наглядные пособия должны иметь точное учебно-воспитательное назначение.

Важную роль в обучении школьников изобразительному искусству играют наглядные пособия. Умелое использование учителем репродукций с картин художников, таблиц, рисунков, учащихся способствует и развитию у них цветовосприятия, и пониманию формы, пропорций, конструкции предмета.

Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроках его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя. В зависимости от формы обучения и вида изобразительной деятельности используются и наглядные пособия.

Беседы на уроках изобразительного искусства, как правило, сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукции, открытки, иллюстрации и др. ), комплекты и наборы которых должны быть систематизированы по годам обучения, тематике, творчеству выдающихся художников.

Наиболее важным является подбор примеров рассмотрения основных правил, приемов и средств композиции, особенности колористического решения картины.

Особая роль отводится показу видеофильмов и кинофильмов. Учебное кино способно оказывать неоценимую услугу в обучении рисунку. С помощью кино можно продемонстрировать методическую последовательность выполнения рисунка, приемы работы карандашом, акварельными красками и т. п., показать технику наложения штриха. Средствами кино можно ярко раскрыть методику отдельных процессов построения рисунка. В кабинете должна быть кино-видеотека. Методика показа фильмов разнообразна: фрагменты, продолжительные просмотры. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества учащихся очень велико.

. На уроках декоративного рисования в качестве наглядного материала могут с успехом быть использованы: фотографии музейных экспонатов, иллюстрации, таблицы, предметы народного творчества (резьба по дереву, вышивка, кружева, народные игрушки, роспись — хохломская, городецкая, жостовская) и т. п.

Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Необходимо, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному. Она должна быть не только красивой, но и помогать раскрывать основные законы реалистического рисунка и живописи, характерные особенности строения формы. Это активизирует внимание ученика, помогает ему самостоятельно прийти к выводам.

В развитии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, рисования с натуры и по памяти, тем активнее возникают в сознании разнообразные ассоциации и связи.

Приведём пример использования упражнений на уроке по восприятию эстетического в природе.

Эстетический анализ неба. Методическая задача направлена на восприятие школьниками разнообразных оттенков цвета неба, умению видеть необычное в обычном, на развитие воображения и фантазии учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...