Прогнозирование общей емкости регионального рынка потребительских товаров и спроса на торговом предприятии
Важнейшей характеристикой взаимодействия спроса и предложения товаров и исходной основой прогнозирования потребительского спроса и предложения является емкость рынка. Под емкостью рынка понимается возможный объем реализации товаров, определяемый платежеспособностью потребителей товаров при данном уровне потребительских цен на рынке. В условиях насыщенности товарного рынка его емкость находится в прямой зависимости от совокупного спроса потребителей и в обратной от уровня цен на товары. Повышение уровня цен уменьшает емкость рынка, снижение их уровня увеличивает платежеспособность покупателей на данном рынке. Это может быть выражено следующей формулой: ЕР=(EP / I ц)- EP №2 где ЕР — изменение емкости рынка вследствие изменения уровня цен на товары, руб.; ЕР — емкость рынка за определенный период, руб.; Iц — индекс цен на товары за указанный период. В зависимости от масштабов рынка различают: • общую емкость рынка страны или региона; • емкость рынка какой-либо группы товаров; • емкость рынка фирмы, компании. Общая емкость рынка страны определятся на основе суммирования ее источников (покупки товаров населением и организациями социального характера) или источников ее товарного покрытия13, например ЕР= П - Э + И, №3 где П — объем производства товаров в стране, руб.; Э — объем экспорта товаров, руб.; И — объем импорта товаров, руб. Емкость рынка определенного региона определяется суммированием ее источников по таблице (Приложение таблица № 1). Основным источником формирования емкости рынка являются покупки товаров местным населением, которые рассчитываются на основе разработки баланса денежных доходов и расходов населения. В этом балансе отражается движение той части национального дохода, которая в денежной форме распределяется между наемными работниками, предпринимателями и другими группами населения. Баланс состоит из двух частей. В первой части отражаются источники поступления денег населению, а во второй — обратное движение денег от населения (см. Приложение таблица № 2) основе расчета покупательных фондов населения по данным баланса его денежных доходов и расходов.
Покупательные фонды населения представляют собой ту часть его денежных доходов, которая может быть направлена на покупку товаров. Их величина определяется как разность между суммой денежных доходов и суммой нетоварных расходов. ПФ= №4 где ПФ — покупательные фонды населения, руб.; ДД, — денежные доходы населения по статье руб.; ДРу — денежные расходы населения руб. Тогда возможная сумма покупок товаров местным населением (ПТМ) составит: ПТМ = ПФ ± Пр, где Пр — сумма превышения доходов над расходами, руб. (вычитается) или расходов над доходами, руб. (прибавляется). Суммы превышения денежных доходов над расходами или расходов над доходами отражают: •ввоз денег населением в данный регион или их вывоз из региона; •изменение остатка денег на руках местного населения. Миграция денежных средств населения считается нормальной, если она обусловлена передвижением населения в места отдыха, лечения, командировок и т. П. Экономически необоснованной, вынужденной считается миграция денег, связанная с поездками населения за пределы своего региона с целью покупки товаров. Аналогичный характер имеет увеличение денег на руках у населения, связанное с недостаточным уровнем организации торговли в данном регионе. Последние два обстоятельства свойственны товарно-дефицитной экономике.
Суммы превышения доходов над расходами и расходов над доходами в отчетном балансе являются сальдирующими статьями и отражаются в соответствующих разделах баланса. На планируемый год эти суммы прогнозируются исходя из оценки их динамики за последние годы с учетом прогнозируемого насыщения рынка товарами и повышения уровня торгового обслуживания населения в данном регионе. Второй источник емкости рынка региона — возможные покупки товаров приезжим населением — прогнозируется на основе выборочных обследований таких покупок и экспертных оценок их динамики за последние годы с учетом намечаемых в планируемом году условий их финансирования.[3] Таким образом, общая емкость рынка, характеризующая объем потребительского спроса страны или региона, может быть определена прямым суммированием ее источников. При этом основной источник — возможные покупки товаров местным населением — может быть определен как методом прямого счета на основе баланса денежных доходов и расходов населения, так и небалансо- выми методами прогнозирования на основе экономико-статистического моделирования их динамики за последние годы. Прогнозы общей емкости рынка страны или региона являются исходной основой прогнозирования емкости рынка отдельных групп товаров.[1] Микроспрос на товары и услуги.Одним из основных элементов потребительского рынка является категория «потребительский спрос».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|