Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ш Этап. «Развитие приемов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей и преодолению психотравмирующих условий».




Ш Этап. «Развитие приемов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей и преодолению психотравмирующих условий».

Занятия № 21–30

 

Основной задачей этого этапа является активизация ресурсов ребенка для формирования более стабильного отношения к себе и уверенного поведения. Он включает в себя дальнейшее развитие коммуникативных навыков у детей, способствующих оказанию помощи и поддержки друг другу. Кроме того, ресурсом для ребенка может служить семья, друзья, лучшее понимание своих сильных качеств, помощь ребенку в простраивании своего будущего, формирование позитивных жизненных перспектив.

Также в этот раздел входит обучение правилам безопасного поведения в  ряде потенциально опасных ситуация, закрепление навыков самозащиты.

Комментарии: Как и в предыдущем разделе при выполнении многих упражнений будут проявляться актуальные проблемы детей, связанные с переживанием неблагополучных семейных условий. Подбор упражнений должен учитывать особенности детей и их семейного положения, а также сопровождаться обсуждением и четкой реакцией ведущих при выявлении характерных когнитивных искажений и острых эмоциональных реакций.  Во многом, данные упражнения являются всего лишь поводом, позволяющим актуализировать представления и переживания детей, которые могут быть скорректированы в процессе последующего обсуждения за счет реакций ведущих и других участников группы.

Модуль 9.   Задача этого модуля помочь ребенку в формировании адекватных представлений о семье и ближайшем окружении, которые могут являться ресурсом для преодоления ребенком травмы и адаптации к жизни..

Структура занятий 21 - 24

· упражнения разминка

· упражнение на релаксацию

· «моя семья», «мои друзья»

· игра на взаимодействие

· упражнение на релаксацию

21 занятие

21. 1 Упражнение: Ритуал «Приветствие».

21. 2 Рефлексия состояния. Выбор мелодии одного из участников группы.

10 мин.

21. 3 Упражнение-разминка «На колени»

 

Цель: создание работоспособности, формирование групповой сплоченности, ломка пространственных барьеров между членами группы (подготовка к упражнению 21. 4).

Участников просят встать замкнутой в круг колонной (каждый смотрит в затылок стоящему впереди) и всем вместе сесть таким образом, чтобы каждый посадил к себе на колени впереди расположенного участника, а сам сидел на коленях у заднего. Если группа справилась легко, то можно дать дополнительное задание: всем вместе, не вставая, сдвинуться по кругу на метр вперед, потом назад.

10 мин.

 

21. 4 Игра «Скульптура семьи»

 

Цель: осознание своего места в структуре семьи, поиск путей улучшения семейной ситуации.

Одному из участников предлагается «вылепить» свою семью, используя как материал других членов группы и ведущих. Нужно изобразить, где находится каждый из членов семьи, что он делает, какие эмоции испытывает. В процессе «лепки» автор не должен ничего говорить, «лепит» молча. «Глина» подчиняется рукам мастера и сохраняет без изменений приданную форму. «Скульптор» лепит последовательно три композиции:

  1. Моя семья до травмы (факта/ов насилия)
  2. Моя семья сейчас.
  3. Моя семья, какой бы я ее хотел видеть через некоторое время.

Обсуждение:

- комментарии мастера о замысле и вносимых изменениях;

- впечатления участников, изображавших членов семьи

- что я (ребенок) могу сделать для того, чтобы семья приблизилась к скульптуре №3.

Проводится 2-3 аналогичных проигрывания со сменой «скульптора».

50 мин.

 

21. 5 Игра «Карандаши».

 

Цель: повышение групповой сплоченности, умение ориентироваться на партнера в общении.

В этом упражнении нужно удержать карандаши, зажатые между пальцами стоящих рядом участников. Сначала упражнения проводится в парах – ребята располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Не выпуская карандаши, нужно двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. Затем упражнение проводится в кругу – карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

- поднять руки, опустить их, вернуться в исходное положение;

- вытянуть руки вперед, отвести их назад;

- сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед;

- наклониться вперед, назад, выпрямиться;

- присесть, встать.

Обсуждение:

- какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

- как достичь взаимопонимания, научиться «чувствовать» другого человека?

10 мин.

21. 6 Упражнение-релаксация «Тихое озеро».

 

Цель: оптимизация эмоционального состояния.

Ведущий включает спокойную расслабляющую музыку.

Инструкция: Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны, солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...

5 мин.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...