Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Сознание, его происхождение и сущность




Материя и сознание — это предель-

Взаимоотношение

но широкие философские категории,

Материи и сознания

определить содержание которых можно только через противопоставление их друг другу в рамках основного воп­роса философии. Однако материя и сознание имеют и нечто общее. Это общее состоит в том, что они существуют реально, но материя и созна­ние — реальности разного рода. Материя есть объективная реальность, т. е. существующая вне и независимо от сознания. Сознание как субъек­тивная реальность вторично по отношению к материи. Это проявляет­ся в том, что сознание есть отражение действительности, существую­щей вне и независимо от человека.

Противоположность материи и сознания обнаруживается при вы­яснении вопроса об идеальном, т. е. отражении материального мира в субъективных образах, понятиях, идеях. Сознание есть процесс отра­жения человеком окружающего мира. Важнейшие философские воп­росы о сущности сознания, о субъективном и идеальном, о социальной природе сознания и его творческой активности решаются в пределах этого аспекта проблемы (схема 10).


Схема 10. Соотношение материи и сознания в трактовке различных философских направлений


МАТЕРИАЛИЗМ: Демокрит, Дидро, Гольбах, Фейербах, Маркс, Энгельс и др.


материя — первична сознание — вторично


 


ИДЕАЛИЗМ:

Платон, Фома Аквинский,

Гегель,

Беркли, Мах и др.


сознание — первично материя — вторична


 


ДУАЛИЗМ: Декарт


Материя и сознание — само­стоятельные начала


 


ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ: Бюхнер, Фогт, Молешотт


Сознание — разновидность материи (мозг выделяет мысль так, как пе­чень — желчь, желудок — пищевари­тельный сок)


 


ГИЛОЗОИЗМ: Дидро, Робине, Спиноза


Всей природе присуще свойство со­знания


Возникновение сознания есть естественный результат прогрессив­ного развития материальных систем. Диалектико-материалистическая теория происхождения человека и теория отражения раскрывают эво­люцию форм отражения на качественно различных уровнях развития материального мира. В этих теориях содержится необходимая основа для научного представления о закономерностях становления социаль­ной формы отражения, т. е. сознания (схема 11).

Схема 11. Диалектико-материалистическое понимание материи в ее отношении к сознанию




ПЕРВИЧНА Объективная реальность Самообусловлена

Субстанция

ВТОРИЧНО
Субъективная реальность

)

Обусловлено материей / 1 Атрибут материи

■'Ч



Существование и функционирование сознания непосредственно связано с деятельностью мозга. Сознание активно участвует в преоб­разовании объективного мира, оно активно и относительно самостоя­тельно по отношению к материи. Сознание — свойство человеческого мозга, проявляющееся в активном отражении, прогнозировании, твор­честве, организации всей деятельности по преобразованию объектив­ного мира.

Сознание есть отражение материального мира в мозгу человека. Сознание — это образ, копия материального, но само оно не матери­ально. Сознание существует как особое внутреннее состояние высоко­организованной материи — мозга, обусловленное воздействием на че­ловека материального мира. Сознание объективно по своему источнику, ибо оно отражает существующую независимо от человека реальность, однако субъективно по форме, ибо не существует вне субъекта.

Таким образом, сознание — это свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в форме идеальных образов. Дан­ное определение прямо противоположно идеалистическим представ­лениям о сознании.

Дуализм исходит из признания самостоятельного, независимого существования двух субстанций — материи и сознания (Р. Декарт и др.). Нельзя считать, что дуализм существовал только в прошлом. В настоя­щее время его представляет теория «психофизического параллелизма». Ее сторонники утверждают, что наряду с материальными, физиологи­ческими процессами в мозгу протекают психические процессы, совер­шенно не зависимые от материальных.

Одинаково недопустимо с точки зрения диалектического материа­лизма как отождествлять, так и абсолютно противопоставлять мате­рию и сознание. Сознание неразрывно связано с материей. Основой этого единства является материя, сознание выступает как ее свойство. Материализм исходит из того, что материя существует вне и независи­мо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вто­рично (но не второстепенно), производно от материи. Вторичность со­знания рассматривается в трех аспектах:

1) историческом (сознание как особое свойство материи возникает на определенном этапе ее эволюции);

2) психофизиологическом (сознание — функция головного мозга человека);

3)гносеологическом (сознание — высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправлен­ностью).


Относительность противопоставле-

Сознание — высшая

ния материи и сознания находит свое

Форма отражения

конкретное выражение в том, что вся

Действительности

материя обладает свойством отражения,

по существу сходным с ощущением. Если бы в самом «фундаменте ма­терии» не было свойства, родственного с ощущением, то были бы необъяснимыми более высокие формы отражения, присущие органи­ческой материи, которая возникла из неорганической.

Отражение есть особый продукт действия одной материальной системы на другую — продукт, заключающийся в воспроизведении осо­бенностей одной системы в особенностях другой системы. Одна из них выступает в роли отражаемой, другая в роли отражающей. Это опреде­ление отражения носит универсальный характер; оно справедливо для отражения на всех уровнях организации материи. Действительно, возьмем в качестве отражаемой системы воздух в помещении. Пусть отражающими системами будут ртутный термометр и человек. Изме­нение температуры воздуха вызовет изменение положения ртутного столбика в термометре и самочувствия человека — он может задрожать от холода или, напротив, вспотеть. В одном случае изменение темпера­туры отражается неодушевленным предметом, в другом — живым орга­низмом. Отсюда и особенности воспроизведения отражающими сис­темами изменений в отражаемой системе.

Прослеживая эволюцию форм отражения, необходимо выявить качественное различие и усложнение процесса отражения на различ­ных уровнях развития материи (схема 12). Так, неживая природа обла­дает элементарными формами отражения. Процессы взаимодействия тел, воздействия одних на другие могут находить свое выражение в виде изменения скорости, направления движения и т. п. Очевидно, что фор­мы отражения в неживой природе могут быть различны, как различны и формы движения материи на данном уровне — механическая, физи­ческая, химическая.

На уровне живой материи форма отражения приобретает особые черты. Появляется способность отвечать на воздействия внешней сре­ды избирательным образом — раздражимость. Она, в свою очередь, является предпосылкой более высоких форм отражения, которые реа­лизуются в животном мире, и завершает собой этап развития допсихи-ческого отражения.

Процесс отражения в животном мире непосредственно проявляется в форме ощущений. Последние, наряду с восприятиями и представле­ниями, рассматриваются как формы психического отражения дейст-


вительности. Содержанием психического отражения является не сос­тояние рецептора, а содержание объектов внешнего мира (предметное содержание). Психическое отражение совершается в форме образа предмета и возникает у живых организмов вместе с возникновением нервной системы.

Схема 12. Развитие форм отражения


ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ


СОЗНАНИЕ


 


ОТРАЖЕНИЕ

В НЕЖИВОЙ

ПРИРОДЕ

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ


ДОПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ

РАЗДРАЖИ­МОСТЬ

:t)


ОЩУЩЕНИЕ

ВОСПРИЯТИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

'х i

ЖИВАЯ МАТЕРИЯ (организмы, обладаю­щие органами чувств)


 

>. _ ^

\ i

ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК


 


•j}


ЖИВАЯ МАТЕРИЯ

(одноклеточная

структура)


НЕЖИВАЯ МАТЕРИЯ

В органической природе общее свойство отражения является гене­тической основой, предпосылкой появления раздражимости, а затем и психического отражения. Примерами допсихического отражения яв­ляются зеркальное, следовое отражение в неживой природе, реакция растения на свет, тепло, влагу, «поведение» растений-хищников.

Предметное содержание психического отражения выражено Л. Фейербахом: горечь или вкус есть субъективное выражение объек­тивного свойства соли.

Для понимания специфики психического отражения важно усво­ить понятие «психика». Психика — продукт специфического взаимо­действия высокоорганизованного существа с материальным миром, в ходе которого в мозгу животного или человека формируются системы нервных связей. Эти системы обеспечивают отражение действитель­ности и регулируют этот процесс, позволяют ориентироваться в окру­жающем мире. Возникновение психики связано с развитием и услож-


нением взаимодействия живых существ с окружающей средой, с появ­лением сигнальных связей организма и среды (нервная клетка — нерв­ные узлы — нервная система).

Психику животных нельзя отождествлять с сознанием человека. Психика животных помогает им ориентироваться в окружающей сре­де, приспосабливаться к ней. Однако животные не способны целена­правленно и систематически преобразовывать среду своего обитания, окружающий мир (схема 13).

Схема 13. Качественное отличие сознания человека от психики животных

Развивается и функционирует по социальным законам

Развивается и функционирует по биологическим законам

Активно преобразующее отраже­ние объективного мира

Активно приспособительное отражение

 

  Наличие I и II сигнальных систем. Связь мышления и языка    
    Наличие I сигнальной системы  
Возможность чувственного и логичес­кого отражения действительности. Познает явления и сущность   Возможность лишь чувственного отражения действительности
             

Сильно развито опережающее отражение. Способность предвидеть


Слабо развито опережающее отражение


 


Наличие самосознания, нравственных и эстетических чувств


Отсутствие самосознания, нравственных и эстетических чувств


 


Способность систематического, целенаправленного познания мира


Способность лишь случайного «позна­ния» отдельных вещей, явлений


Психическое отражение, свойственное человеку, отличается от пси­хического отражения животных прежде всего наличием сложной («удво­енной») сигнальной системы: наряду с первой сигнальной системой, т. е. высшей нервной деятельностью, у человека функционирует и вто­рая — язык. Сознание как психическое отражение непосредственно свя­зано с языком, имеет общественную природу и активно участвует в преобразовании внешнего мира.


Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать, человек делает это мысленно, в идеальной форме. Идеальное — свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический способ существования (бытия) объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслитель­ных образах, проектах и схемах деятельности, духовных ценностях, идеалах и программах.

Идеальное есть характеристика сознания как противоположности материи. В этом плане она предстает как субъективная реальность, про­тивостоящая реальности объективной. В отличие от материального, об­ладающего свойствами вещности, пространственности, временности, идеальное обозначает непротяженность, невещественность, содержа­тельное сходство образа и соответствующего предмета. Иными слова­ми, сознание двуполюсно. С одной стороны, оно опирается на матери­альное, имеет его в качестве своей предпосылки и в этом отношении оно вторично. С другой — оно устремлено на новое материальное, опредмечиваясь и объективируясь в новых результатах человеческой деятельности, выступает в этом плане как первичное.

Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создание нового. Многие философы опреде­ляют сознание как величайший дар человеку, чудо из чудес мирозда­ния, отмечая при этом, что сознание одновременно и крест, и тяжесть, ибо в нем дана вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душев­ную и физическую), отключают сознание.

Понятие сознания предполагает раз-

Естественнонаучные

граничение естественнонаучных и фило-

Представления

софских представлений о нем. Сознание

О сознании

имеет сложную внутреннюю структуру,

включающую различные уровни и элементы своего существования. И вместе с тем сознание есть целостный процесс, так как все его со­ставляющие находятся между собой в закономерных связях.

В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении челове­ком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, интуиция. Так, ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней сторо­ны предметов. Мышление противопоставляется чувственному позна­нию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов. Воля — это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществлять


намеченное. Исключительно важное место в структуре сознания зани­мает память как способность запечатлевать, сохранять и воспроизво­дить информацию. Тем самым память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности.

Эмоции — это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний (предчувствия, смутные видения, стрессы, гнев, страх, восторг, любовь, ненависть, симпатия, антипатия).

Огромный познавательный потенциал обнаруживается в интуитив­ной способности сознания человека. Интуиция — это способность не­посредственного постижения истины путем прямого ее усмотрения без соответствующего доказательства. Особенность интуитивного «виде­ния» («озарения», «вспышки») сознания проявляется в неожиданнос­ти решения проблемы, в неосознаваемости путей и средств ее реше­ния, в непосредственности постижения истины. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения.

Единство и всесторонняя активизация названных выше и многих других психических процессов обеспечивают достижение истины, адек­ватное отражение мира. Современное естествознание (физиология высшей нервной деятельности, биохимия, биофизика и др.) и ряд наук гуманитарного профиля (психология, логика, педагогика, лингвисти­ка, этнография) изучают процессы и явления, которые, по сути дела, представляют собой систему материальных носителей сознания.

Диалектическая взаимосвязь материального и идеального, а также физиологического и психологического выявляются лишь при органи­ческом соединении философского подхода к сознанию с естественно­научным. Современное естествознание позволяет сделать следующие выводы относительно природы сознания: во-первых, все самые слож­ные явления психики имеют свою материальную, нейрофизиологичес­кую основу; во-вторых, нейрофизиологическая деятельность человека сформировалась исторически в процессе человеческих отношений под влиянием общественной среды и трудовой деятельности (схема 14).

Трудность понимания взаимосвязи психических и нейрофизиологи­ческих процессов связана с большой сложностью разработки способов описания сознания. Психологический способ опирается на описание субъективных состояний сознания отдельного человека. Нейрофизио­логический способ дает более объективную картину происходящих в мозгу человека процессов, но расшифровка их, перевод на уровень, позволяющий проникнуть в сущность идеального, затруднены.


В настоящее время ведутся поиски путей преодоления односторон­ности способов описания сознания. Большую роль здесь играет кибер­нетика — наука об управлении сложными саморегулирующимися динамическими системами. Моделирование психических актов воспро­изводит построение нервных сетей, структуры мозговых информаци­онных процессов. Информационно-кибернетический подход позволя­ет определить многоуровневость человеческой психики, раскрыть внутренний механизм творческой активности сознания. Создание си­стемы кибернетических устройств привело к возможности механиза­ции и автоматизации некоторых аспектов умственного труда. Однако не следует делать вывод о том, что созданный человеком «искусствен­ный разум», т. е. кибернетическая машина, способен мыслить. Она — творение человека и работает по заданной программе.

Схема 14. Психика человека



навыки

автоматические действия

 


Трудности, связанные с уяснением сущности сознания, создают определенные предпосылки для существования вульгарного материа­лизма. Философской предпосылкой его был метафизический матери­ализм (схема 15).

Схема дает представление о том, что для метафизического матери­ализма в целом характерна попытка представить познание всеобщим свойством материи (пантеизм, гилозоизм) или рассматривать его как обычный физиологический процесс.

Метафизический материализм не учитывает диалектическую вза­имосвязь материи и сознания, их единство и относительную противо­положность. Для доказательства этого положения следует обратиться


к критическому анализу учения вульгарного материализма. В свое вре­мя одно из его положений о том, что мысль материальна, было направ­лено против дуализма. Но объективно оно выступает и против матери­ализма, ибо не признает качественного различия сознания и материи, психического и физиологического, а главное — «снимает» основной вопрос философии, что на руку дуализму и идеализму.

Схема 15. Метафизический материализм и сознание

Метафизический материализм


Пантеизм- Бог растворен в природе, присутствует в ней как внутренняя целесообразность развития (Д. Бруно)


Гилозоизм - вся материя мыслит, ибо ей присуще свойство отражения (Б. Спиноза, Д. Дидро, Ж.Б. Рабине)


Вульгарный материализм — материализация сознания: сознание как физиологический процесс (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт)

Разновидностью вульгарного материализма является бихевиоризм. Его особенности: а) сведение сознания к поведению; б) отождествле­ние психики человека и животного; в) сведение психики к физиологи­ческим реакциям.

Диалектический материализм утверждает, что материальную осно­ву сознания составляют биохимические, биофизические, физиологи­ческие процессы, происходящие в мозгу человека. Однако содержани­ем сознания является воспроизведение внешних предметов, событий, процессов, а не строения и функций мозга. Только через выявление отношений человека к внешнему миру проясняется природа психичес­кого. Сознание как субъективный образ внешнего мира возникает на основе энергетических процессов, но само таковым не является. Связь с внешним миром осуществляется через ощущения. Психическое есть специфическая форма отражения действительности.

Человеческое сознание — это инфор-

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...