Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффект водной ряби. На ровном месте




Эффект водной ряби

Если вы бросите камешек в пруд, на воде появятся круги, они будут расходиться все дальше и дальше. Так и с эмпатией – она идет от «центра» и достигает наших групп. Чем отдаленнее от нас группа, тем меньше эмпатии склонен испытывать средний человек к ней и отдельным ее членам. Вот почему вы естественным образом будете испытывать меньше сочувствия к глобальным проблемам – например, к страданиям, причиненным засухой в отдаленном регионе, но проявите эмпатию к проблемам родного города, в котором нет воды. Расстояние и разделение не обязательно должно быть географическим. Внешние «границы» могут зависеть от вашего отношения к миру и к определенной ситуации, от понимания «правильной жизни».

Ваш уровень эмпатии может измениться при общении с одним и тем же человеком или группой – все зависит от обстоятельств. Я считаю, что это особенно верно, когда в дело включается мораль. Например, если пара ваших соседей ведут жизнь, подобную вашей, они попадают в «свою группу». Но если вы узнаете, что одного из соседей арестовали и посадили в тюрьму, то наверняка исключите его из своего списка, как не заслуживающего доверия. Представим, что все происходит при ином стечении обстоятельств, и вам самим доводилось отбывать наказание в подобном учреждении. Возможно, в этом случае вы проявите к соседу эмпатию, поскольку сами знаете, как трудно вернуться к нормальной жизни после пребывания в тюрьме. Вы можете даже подружиться с ним на этой почве. Мы будем обсуждать «моральную эмпатию» более подробно в следующих главах, а пока я лишь отмечу, что она помогает пролить свет на контекст внутренних и внешних групп, очерчивая границы. Если мы будем морально дистанцироваться от других людей, находящихся внутри нашей собственной группы, то не сможем проявлять уважение, не примем другого человека, наши эмпатические способности будут ослаблены осуждением. В идеале «волны эмпатии» одной организации должны пересекаться с волнами другой, образуя сеть эмпатической связи и уважения, разрушить которую не так просто, как бы ни старались отдельные структуры, которые стремятся насадить в обществе ненависть, дискриминацию и предрассудки.

На уровень вашей эмпатии может влиять эмоциональное состояние. Это явление иногда называют «проецируемой эмпатией» – вы проецируете свои чувства на других, основываясь на собственном самочувствии или на эгоцентрических ассоциациях, которые рождаются в вас под влиянием истории этих людей. Недавно, совместными усилиями ученых из Австрии и Швейцарии, были исследованы области мозга, которые активировались, когда участники эксперимента подвергались воздействию определенных зрительных и тактильных раздражителей. Одной группе показывали «отвратительные фотографии» личинок, а второй – «приятные» – щенков на одеялах из мягкой шерсти. Исследователи обнаружили, что люди, просматривавшие «неприятные изображения», проецировали свои эмоции на других и полагали, что коллеги из другой группы были менее счастливы, чем на самом деле. Между тем группа, просматривавшая фотографии со щенками, считала, что остальные участники намного счастливее, чем в действительности. С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии и визуализации головного мозга, исследователи смогли заметить изменения в работе нервной системы участников эксперимента: была обнаружена активность в префронтальной коре, которая обычно отвечает за так называемое «эгоцентрическое искажение». Независимо от того, подвергались участники эксперимента воздействию положительных или отрицательных стимулов, эти участки мозга проявляли активность.

Даже при отсутствии проблем с развитием мозга, способность к эмпатии все равно будет изменяться, в зависимости от текущих условий. Нам постоянно предоставляются возможности проявить эмпатию – нейроанатомия человека идеально подходит для принятия эмпатических решений. Что касается перепадов уровня эмпатии – их можно компенсировать, если вооружиться соответствующими знаниями.

На ровном месте

Как хорошо показывает опыт разделения на «высших» и «низших» по цвету глаз, общество запросто может повесить на кого-то ярлык «не наш» или «плохой», особенно, если такое решение принимает человек, обладающий определенным авторитетом. Когда Эллиотт спросили, как ей пришла в голову идея провести такой эксперимент, она ответила: «Это не моя идея. Я узнала, что так можно сделать, от Адольфа Гитлера: выбрала физическую характеристику, над которой люди не имеют контроля, и присвоила ее обладателям отрицательные черты».

Мы знаем, как происходит такая «группировка». Хотя наше лучшее «я» пытается извлекать уроки из истории, все мы – люди. Следовательно, стремимся делить мир на своих и чужих, иногда даже внутри собственных групп. Поступая так, мы убиваем эмпатию. Когда мы поймем, что все люди достойны уважения и сочувствия, преодолеем свою естественную склонность к разделению, станет возможна мирная жизнь. Эта тенденция уже начинает проявляться, например, во времена чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий – так что, думаю, у нас есть надежда.

Когда жители США увидели, какие разрушения принесло цунами, ударившее по Японии, они начали сопереживать страданиям людей, проживавших в тех регионах. Такое же эмпатическое поведение наблюдалось после землетрясения на Гаити, когда на экранах появились репортажи о разрушениях и кадры с ранеными и убитыми. Звезды эстрады выступали, чтобы собрать средства, правительства и частные лица пожертвовали миллионы долларов… В свою очередь, другие государства поддержали американский народ после опустошения, принесенного ураганами Катрина и Харви.

Телевизор, интернет и социальные сети обычно разделяют людей, «стирают» ключевые эмпатические компоненты наших взаимодействий. Вспомните трагический случай на курорте Диснея, когда мальчика схватил аллигатор. Пользователи Twitter, Facebook и Snapchat начали осуждать родителей и писать про отдельные факты, чтобы подтвердить свою точку зрения. Цель была одна – показать, что родители никуда не годятся. Вместо того чтобы представить, каково было самим родителям, потерявшим ребенка, все решили заклеймить их как безответственных людей, хотя отец отчаянно пытался вырвать ребенка из пасти хищника. Но многие предпочли изображать судей и присяжных в разделе комментариев, не обращая внимания на последствия недобрых слов и необоснованных выводов.

Несмотря на то что экраны отделяют нас друг от друга, они могут поспособствовать и обратному процессу. Когда мы, сидя дома, можем включить новости и наблюдать за болью и страданиями людей из городских трущоб или отдаленных мест, таких как Сирия, Сомали или Руанда, их боль становится для нас более реальной. Некоторые из нас чувствуют, как включается «человеческая связь» и «запускается» эмпатия. Возможно, если трагедия происходит вблизи и на более личном уровне, чувства будут сильнее – люди перестают быть безымянными и безликими. Подробнее о возможностях и ограничениях эмпатии в цифровом мире мы поговорим в восьмой главе.

Одна из причин, по которой нам так важно соприкоснуться со своими эмпатическими способностями – возможность лучше понять свою принадлежность к «всеобщему человечеству», без разделения на группы. Когда мы записываем себя в подгруппу, то упускаем из виду очевидный факт – все люди имеют значение, все мы связаны. Универсальная мораль, основанная на эмпатии, в конечном итоге должна повлиять на более древние, с точки зрения эволюции, мотивационные механизмы мозга, которые ориентированы на племенные и внутригрупповые отношения. Теперь становится ясно, почему эмпатия не относится к морали напрямую и может порой приводить к аморальным действиям.

В отличие от наших предков, мы живем не в маленьких племенах, разделенных километрами лесов, пустыни или океана, а в гиперконтактном, глобальном мире. Проблемой человечества является рост масштаба «племени», от семьи до группы, от группы – до внутренних и международных сообществ, от сообществ до всего человечества.

Развитие морали может помочь нам расширить круг «своих» людей.

Хотя теперь мы способны с легкостью взаимодействовать практически с кем угодно из любой точки планеты, чаще всего такая коммуникация не позволяет нам использовать инструментарий методики Э. М. П. А. Т. И. Я.

О «ловушках эмпатии» выходит множество книг, некоторые авторы критикуют эту человеческую черту, подчеркивая нашу тенденцию отдавать предпочтение группам, выдвигая опасения насчет проявлений эмпатии, не обращая внимания на страдания в глобальном масштабе. Такой подход кажется мне недальновидным. Генетике и эпигенетике потребуется много времени, чтобы внести свой вклад в изучение человеческого мозга. Но благодаря взаимодействию когнитивных и эмоциональных факторов мы начинаем понимать – племенные решения неэффективны в современном взаимозависимом мире. Перенастройка сознания требует времени. Поскольку племенные решения ведут к новым войнам и разрушениям, мировым лидерам необходимо подумать о том, что концентрация внимания исключительно на интересах их стран, если эти интересы не приведут к событиям глобального масштаба, больше не является жизнеспособным вариантом. Вместо того чтобы клеймить эмпатию и называть ее «ненужной», гораздо лучше заняться расширением понимания человечности. Кто принадлежит к нашему племени, а кто – нет? Кто будет это решать?

Возмущение, вызванное решением администрации Трампа закрыть Соединенные Штаты для мусульман, отказаться от Парижского соглашения о климате и называть соседей нашей страны «убийцами и насильниками», является реакцией людей, сочувствующих внешним группам. Нынешняя администрация продолжает называть моральное возмущение либеральных избирателей «болью поражения» – ведь их кандидат не победил на выборах. Но столь близорукое объяснение не позволяет понять истинную причину – игнорировать других людей опасно, это ведет к моральному поражению. В стремлении к созданию «внешних» групп Белый дом готов свести на нет годы работы по развитию эмпатии, сойти с пути, который ведет к объединению людей в одно большое племя.

Миру нужны лидеры, которые понимают, что все мы связаны. Если страны не найдут способ сотрудничать в таком ключе, наша цивилизация будет становиться все более варварской.

Самый неприятный парадокс в кампании Трампа заключается в том, что она мобилизовала, по сути, забытых людей, лишенных гражданских прав. Из-за появления новых технологий они систематически теряли рабочие места и веру в американскую мечту. Эта важная часть общества нуждалась в признании и глубоком понимании их культуры, сути их работы, которая давала средства к существованию нескольким поколениям. Требовалось удовлетворить потребности этих людей в нашем меняющемся мире. Но вместо того чтобы узнать, какие ресурсы и средства нужны были этим гражданам для адаптации к новым условиям, их настроили против других групп, лишенных гражданских прав. Возможность призвать к радикальному уничтожению барьеров и предоставление доступа к американской мечте для многих людей трагически переросли в появление нового менталитета, разделившего людей на «своих» и «чужих». Это разрушило надежды и мечты многих, кто приехал в Соединенные Штаты в поисках новых возможностей, желающих повторить путь ранних переселенцев.

Эмпатию часто называют важной межличностной чертой. Очевидно, что именно она обеспечивает особое ви́ дение, касающееся всех поколений, межрасовых и международных отношений. Это ви́ дение следует ценить и культивировать в глобальном масштабе. Без распространения эмпатии за пределы наших групп и границ цивилизация не выживет. Обучение эмпатии является ключевым и преобразующим элементом пути к человечности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...