Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язык специальности.  как подсистема национального языка




ЯЗЫК СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 КАК ПОДСИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА

    В любой предметной области, любой профессиональной сфере присутствует проблема языка, адаптированного для адекватного отражения и передачи логически систематизированного представления о специальных знаниях. Этим обусловлено особое внимание ученых к функционированию языка в различных областях общественной практики. В научных исследованиях все чаще звучит термин “язык для специальных целей” (или «язык в специальных целях»)[9]. И все процессы развития языка в специальной речи, его адаптация к целям профессиональной коммуникации имеют ярко выраженный социальный характер и в той или иной мере находятся под контролем общества.

Употребление языка в речевых актах, опосредующих и обслуживающих профессиональную деятельность, обусловлено спецификой данной профессиональной деятельности. Как уже отмечалось выше, в отдельных сферах профессиональной деятельности могут функционировать профессиональные языки (в другой терминологии – профессиональные жаргоны, социолекты), характеризующиеся социальной ограниченностью употребления таких разновидностей национального языка. Но применительно к социолектам (профессиональным жаргонам) термин «язык специальности» в лингвистике обычно не употребляется. При этом необходимо заметить, что язык определенной специальности (или подъязык специальности) могут называть профессиональным языком (в расширенном понимании термина «профессиональный язык»).

В отличие от социолектов, включающихся в оппозицию к литературному языку (жаргоны музыкантов, компьютерщиков, наркоторговцев и других социальных объединений), языки специальностей (или подъязыки специальностей) выделяются на иных основаниях.  Термин язык специальности (или подъязык специальности) обычно употребляется для обозначения подсистем языка, выделяемых  прежде всего по предметно-тематическому признаку. Это иная плоскость социальной дифференциации языковых средств, в результате чего возникают частично перекрещивающиеся классификации.  При этом необходимо отметить, что если специальность включена в номенклатуру научных специальностей (язык права, язык экономики и др. ), то обслуживающий ее подъязык являет собой особую подсистему национального языка, использующую преимущественно ресурсы литературного языка. И только на периферии языка специальности могут быть выявлены отдельные профессиональные жаргонизмы или индивидуально-авторские неологизмы. В целом же языковые средства, используемые в языке научной специальности, характеризуются нормативностью, в то время как ресурсы социолектов (профессиональных жаргонов) принципиально вне нормативности.

Таким образом, язык специальности (термины-синонимы: подъязык специальности, подъязык, профессиональный язык , профессиональный подъязык ) – это тематически ограниченная совокупность специальных и общих языковых средств, используемых в определенной сфере человеческой деятельности.

Языковые средства, используемые в актах специальной коммуникации, являются маркерами различных видов когнитивных стереотипов, среди которых можно выделить стереотипы поведения (или стереотипы-действия), стереотипы-представления, стереотипы-суждения. Понятие когнитивного стереотипа в современной науке рассматривается как «содержательная форма кодирования и хранения информации» [Красных 2002: 23], «некий устойчивый фрагмент картины мира, хранящийся в сознании» [Вепрева 2002: 206]. Основными характеристиками когнитивных стереотипов считают относительную устойчивость и повторяемость, схематичность, стандартизированность, однозначность, массовость, оценочность, национально-культурную специфику.

Понятие когнитивного стереотипа профессиональной деятельности неразрывно связано с понятием дискурса. В современной науке термин дискурс характеризуется многозначностью. Его два основных значения:

дискурс – речевая деятельность в единстве с обусловливающими ее семиотически значимыми экстралингвистическими факторами (то есть внеязыковыми факторами, обусловливающими употребление языковых средств);

дискурс – текст как результат речевой деятельности в единстве с обусловливающими его экстралингвистическими факторами.

Речемыслительная деятельность специалиста в значительной степени задана параметрами профессионального дискурса, среди которых прежде всего следует назвать особенности концептосферы, определенные технические правила и приемы (например, в сфере юриспруденции это правила и приемы юридической техники), а также исторически и социально обусловленные правила употребления определенных языковых средств при решении тех или иных задач, актуальных для данной профессиональной сферы.

Процессы речепроизводства в сфере делового общения в значительной степени обусловлены алгоритмами определенных профессионально значимых действий и сопряженных с ними ментальных конструктов (когнитивных структур), которые представлены в профессиональном языке синтагмами различной сложности[10].

В качестве примера обратимся к текстам юридических документов, регулирующих правоотношения в административно-правовой сфере.

Стереотипная схема исполнения государственной функции включает определенные  административные процедуры.

Рассмотрим одну из таких стереотипных схем:

1. Прием и регистрация жалобы, иных документов, связанных с рассмотрением жалобы;

2. Предварительное рассмотрение жалобы;

3. Проведение внеплановой проверки;                 

4. Рассмотрение жалобы по существу;

5. Оформление результатов рассмотрения жалобы по существу и информирование об исполнении государственной функции.

В свою очередь, каждая из пяти вышеуказанных административных процедур имеет свою схему исполнения. Например:

Стереотипная схема исполнения административной  процедуры «Проведение внеплановой проверки»:

1. Определение подведомственности жалобы (Жалоба подана по подведомственности // Жалоба подана не по подведомственности → Жалоба перенаправляется по подведомственности);

2. Направление запросов о предоставлении сведений и документов, необходимых для рассмотрения жалобы;

3. Проведение внеплановой проверки и оформление акта внеплановой проверки;

4. Формирование дела по жалобе;

5. Передача сформированного дела по жалобе.

    Концептуальной доминантой представленных в качестве примеров схем является термин жалоба, включенный непосредственно или опосредованно в ряды клишированных словосочетаний и предложений. В одних клише используются полифункциональные языковые средства (проведение внеплановой проверки), в других – узко специальные стилистически маркированные лексические и синтаксические единицыюридического подстиля официально-делового стиля (исполнение административной  процедуры; Жалоба подана по подведомственности).  

Таким образом, национальный язык, используемый в специальных целях (при реализации целей и задач профессиональной коммуникации), являет собой синтез общеупотребительных и специальных языковых средств. Речевая деятельность в профессиональной сфере интерактивна прежде всего в плане включения речемыслительной деятельности в решение тех или иных практических задач. Любая когнитивная структура, используемая для целей создания, оформления, обработки, хранения, распространения и использования профессиональной информации, эксплицируется под воздействием концептуальных доминант и когнитивных стереотипов профессионального дискурса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...