Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

К практическому занятию на тему: «Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы»

 

Дисциплина: Топографическая анатомия и оперативная хирургия

Специальность: Лечебное дело (ОЗо), Код 060101

Курс VI

Семестр VII

Количество часов 4

 

Уфа

2013 г.

 

Тема: Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы.

На основании рабочей программы Топографическая анатомия и оперативная хирургия Направление подготовки Лечебное дело (ОЗо), Код 060101

Утвержденной «___» ___________ 2013г.

Рецензенты:

1. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Саратовского ГМУ, д.м.н., профессор В.В. Алипов

2. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Астраханская ГМА, д.м.н., профессор С.А. Зурнаджан

 

Авторы: Профессор И.И. Хидиятов

Ст. преподаватель Р.З. Нуриманов

Утверждение на заседании № ___ кафедры оперативной хирургии и хирургической анатомии от _____ 2013г.

 

1. Тема и ее актуальность. Область головы представляет интерес для специалистов разного профиля: детских хирургов, травматологов, нейрохирургов, оториноларингологов, стоматологов, челюстно-лицевых хирургов, косметологов, офтальмологов и других специалистов.

Область лица отличается рядом анатомических и физиологических особенностей, которые необходимы при выполнении операций. К ним относятся соблюдение косметических требований, поверхностное расположение многочисленных и крупных сосудов и нервов, сложный рельеф костей лицевого скелета, наличие клетчаточных пространств, близость инфицированных полостей - ротовой и носовой с придаточными воздухоносными пазухами. Особое значение для выбора направления разрезов в области лица имеет положение ветвей лицевого нерва, обеспечивающих иннервацию мимических мышц.

Знание топографической (клинической) анатомии лицевого отдела го-ловы необходимо в диагностике патологических процессов, освоении техники хирургических вмешательств, профилактике интра- и послеоперационных осложнений.

2. Учебные цели: Студент должен уметь определять границы изучаемых областей, костные и мышечные ориентиры. Изучить послойное строение мягких тканей, кровоснабжение, иннервацию, критические зоны лица. Выполнять первичную хирургическую обработку ран лица, вскрытие поверхностных и глубоких абсцессов и флегмон лица.

Для формирований профессиональных компетенций студент должен знать:

1. Ориентироваться в слоях мягких тканей при нанесении хирургического разреза.

2. Проводить хирургическую обработку ран лица.

3. Оперативные доступы и критерии их оценки.

4. Вскрыть глубокую и поверхностную флегмону лица и околоушной слюнной железы.

5. Обнажить выводной проток околоушной слюнной железы, ветви лицевого нерва.

6. Обнажить занижнечелюстную вену, наружную сонную артерию в занижнечелюстной ямке.

7. Распознать критическую зону «треугольник смерти».

8. Применять при работе в этой области хирургический инструментарий общего и специального назначения.

Для формирований профессиональных компетенций студент должен знать:

1. Строение костной основы лицевого отдела головы, послойное строение тканей.

2. Анатомия черепно-мозговых нервов.

3. Анатомия конечных ветвей наружной сонной артерии.

4. Анатомия мышц лица и клетчаточных пространств.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки:

1. Деление лицевого отдела черепа на области.

2. Кровоснабжение и иннервация кожи, мимических и жевательных мышц лица.

3. Стенки и содержимое глазницы. Мышцы глазного яблока и их иннервация.

4. Стенки и носовые ходы носовой полости, возрастные особенности. Кровоснабжение и иннервация носа и придаточных его полостей.

5. Границы и отделы ротовой полости. Кровоснабжение и иннервация языка и ротовой полости.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа

6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, музейные и влажные препараты головы.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля

1. Где расположены центры кожной и проприоцептивной чувствительности?

A. В центральной борозде.

Б. В предцентральной борозде.

B. В постцентральной извилине

Г. В латеральной борозде.

Д. В теменно-затылочной борозде,

2. Какая артерия образуется в результате слияния правой и левой позвоночных артерий (аа. vertebrales dextra et sinistra)?

A. Задняя соединительная артерия (а. соттиnicantes posterior).

Б. Передняя соединительная артерия (а. сотти-п ican tes an tenor).

B. Базилярная артерия (a. basilaris).

Г. Средняя мозговая артерия (a. cerebri media).

Д. Внутренняя сонная артерия {a. carotis interna).

3. Какая анатомическая структура проецируется в передненижнем квадранте, согласно схеме Кронляйна—Брюсовой?

A. Передняя мозговая артерия (a. cerebri anterior).
Б. Средняя мозговая артерия (a. cerebri media).

B. Латеральная борозда.

Г. Внутренняя сонная артерия {a. carotis interna).

Д. Средняя менингеальная артерия (a. meningea media).

4. Какой нерв иннервирует мимическую мускула­туру?

A. Тройничный нерв (п. trigeminus).
Б. Лицевой нерв (п. facialis).

B. Глазодвигательный нерв (п. oculomotorius).
Г. Добавочный нерв (п. accessorius).

Д. Блоковой нерв (п. trochlearis).

5. На что делится поверхностная височная артерия (a. temporalis superficialis) на уровне верхнего края глазницы?

A. На ветви околоушной железы (rr.parotidei).
Б. На заднюю ушную артерию (a. auricularis posterior).

B. На передние ушные ветви (rr. auriculares anteriores).

Г. На лобную ветвь (r.parietalis). Д. На теменную ветвь (г. frontalis).

6. Что расположено в височно-крыловидном пространстве?

A. Средняя менингеальная артерия (a. meningea media).

Б. Нижняя альвеолярная артерия (a. alveolaris inferior).

B. Верхнечелюстная артерия (a. maxillaris).

Г. Глубокая ушная артерия (a. auricularis profunda).

Д. Передняя барабанная артерия (a. tympanica anterior).

7. Через какое отверстие средняя менингеальная ар­терия (a. meningea media) проникает в полость че­репа?

A. Круглое отверстие (foramen rotundum).
Б. Остистое отверстие (foramen spinosum).

B. Овальное отверстие (foramen ovale).

Г. Большое затылочное отверстие (foramen magnum).

Д. Шилососцевидное отверстие (foramen stylomastoideum).

8. С какой анатомической структурой сообщается

A. С лицевой веной (v. facialis) через глубокую вену лица {v. faciei profunda).

Б. С занижнечелюстной веной (v. retromandi-bularis) через верхнечелюстные вены (vv. maxillares).

B. С сигмовидным синусом (sinus sigmoideus).
Г. С пещеристым синусом (sinus cavernosus).
Д. С прямым синусом (sinus rectus).

9. Ветви какого нерва иннервируют мимическую мускулатуру?

A. Тройничного нерва (п. trigeminus).
Б. Лицевого нерва (п. facialis).

B. Добавочного нерва (п. accessorius).
Г. Блокового нерва (п. trochlearis).

Д. Всех перечисленных нервов.

10. Ветви какого нерва иннервируют жевательную мускулатуру?

A. Блокового нерва (п. trochlearis).
Б. Лицевого нерва (п. facialis).

B. Языкоглоточного нерва (п. glossopharyngeus).
Г. Добавочного нерва (п. accessorius).

Д. Тройничного нерва (п. trigeminus).

11. Какие нервы отходят от тройничного узла (ganglion trigeminale)?

A. Глазной нерв (п. ophthalmicus).
Б. Скуловой нерв (п. zygomaticus).

B. Задний ушной нерв (п. auricularis posterior).
Г. Верхнечелюстной нерв (п. maxillaris).

Д. Нижнечелюстной нерв (п. mandibulars),

 

12. Ветвью какого нерва является верхнечелюстной нерв (п. maxillaris) и через какое отверстие полос­ти черепа эта ветвь выходит?

A. Лицевого нерва (п. facialis).

Б. Тройничного нерва (п. trigeminus).

B. Через овальное отверстие (foramen ovale).
Г. Через круглое отверстие (foramen rotundum).
Д. Через шилососцевидное отверстие (foramen stylomastoideum).

13. Что расположено в крылонёбной ямке?

A. Ушно-височный нерв (п. auriculotemporal).
Б. Скуловой нерв (п. zygomaticus).

B. Узловые ветви (rr. ganglionares).

Г. Крылонёбный узел (ganglion pterygopalatinum).

Д. Ресничный узел (ganglion ciliare).

14. Через какое отверстие из полости черепа выходит нижнечелюстной нерв (п. mandibularis)?

A. Овальное отверстие (foramen ovale).

Б. Остистое отверстие (foramen spinosum).

B. Круглое отверстие (foramen rotundum).

Г. Шилососцевидное отверстие (foramen stylo­mastoideum). Д. Правильных ответов нет.

15. Каков ход ушно-височного нерва (п. auriculotemporalis)?

А. Начинается двумя корешками, охватывает среднюю менингеальную артерию (a. meningea media), образует ствол, идёт позади мыщелко-вого отростка.

Б. Начинается стволом, распределясь на корешки, охватывает среднюю менингеальную артерию

(a. meningea media), идёт позади альвеолярного отростка.

В. Начинается двумя корешками, ствол прохо­дит латеральнее среднюю менингеальную ар­терию (a. meningea media), идёт позади альве­олярного отростка.

16. Что иннервирует язычный нерв (п. lingualis)?

A. Слизистую оболочку передних двух третей языка.
Б. Слизистую оболочку кончика и боковых поверхностей языка.

B. Слизистую оболочку всего языка.

Г. Слизистую оболочку корня языка до желобо-видных сосочков.

Д. Поднижнечелюстную и подъязычную слюн­ные железы.

17. Куда открывается носослёзный проток (ductusnasolacrimalis?

A. В среднюю носовую раковину (concha nasalis media).

Б. Под нижнюю носовую раковину (concha nasalis inferior).

B. В верхнюю носовую раковину (concha nasalis superior).

Г. В нижний носовой ход (meatus nasi inferior).

Д. В средний носовой ход (meatus nasi medius).

18. Какие мышцы начинаются у вершины глазницы от общего сухожильного кольца (annulus tendineus communis)?

А. Нижняя косая мышца (т. obliquus inferior).

Б. Верхняя косая мышца (т. obliquus superior).

В. Верхняя и нижняя прямые мышцы (тт. recti superior, inferior).

Г. Латеральная и медиальная прямые мышцы (тт. recti lateralis, medialis).

Д. Все перечисленные мышцы.

19. Что проходит через пещеристый синус (sinus cavernosus)?

A. Глазодвигательный нерв (п. oculomotorius).
Б. Блоковый нерв (п. trochlearis).

B. Отводящий нерв (п. abducens).
Г. Глазной нерв (п. ophthalmicus).
Д. Добавочный нерв (п. accessorius).

20. Ветви каких артерий участвуют в кровоснабжении стенок полости носа?

A. Наружной сонной артерии (a. carotis externa).
Б. Поверхностной височной артерии (a. temporalis superficialis).

B. Глазной артерии (a. ophthalmica).

Г. Поперечной артерии лица (a. transversa faciei).

21. Где находятся подъязычные слюнные железы?

A. Между слизистой оболочкой дна полости рта и челюстно-подъязычной мышцей.

Б. Во внутреннем межмышечном пространстве.

B. В наружном межмышечном промежутке.

Г. В поднижнечелюстных клетчаточных простран­ствах.

Д. В нижнем межмышечном пространстве.

Ответы: 1 - В; 2 - В; 3 - Г; 4 - Б; 5 - Г, Д; 6 - В; 7 - Б; 8 - А, Б, Г; 9 - Б; 10 - Д; 11 - А, Г, Д; 12 - Б, Г; 13 - Б, В, Г; 14 - А; 15 - А; 16 - А; 17 - Б, Г; 18 - Б, В, Г; 19 - А, Б, В, Г; 20 -А, В; 21 - А.

 

7.2. Разбор узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

1. Фасции и клетчаточные слои лица.

2. Границы, слои, фасции, клетчаточные пространства и сосудисто-нервные образования в околоушно-жевательной области.

3. Позадичелюстная ямка, ее границы, содержимое, анатомические связи и пути распространения гнойных процессов.

4. Околоушная железа, особенности ее капсулы, отношение к переднему отделу окологлоточного пространства, наружному слуховому проходу и пути распространения гноя при паротитах.

5. Анастомозы лицевой артерии как пути распространения гнойных процессов.

6. Топография глубоких клетчаточных пространств лица. Сосудисто-нервные образования в этих клетчаточных пространствах. Анастомозы венозного крыловидного сплетения с синусами твердой мозговой оболочки. Практическое их значение.

7. Связи клетчаточных пространств лица по ходу ветвей верхнечелюстной артерии, тройничного нерва и вен.

8. Методы вскрытия флегмон клетчаточных пространств лица.

9. Придаточные пазухи носа, их сообщение с носовыми ходами, отношение их к полости глазницы и черепа.

10. Возрастные особенности строения и топографии лицевого отдела головы. Врожденные аномалии развития лицевого отдела, принципы хирургического лечения.

 

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов.

 

1. Первичная хирургическая обработка ран лица, наложение кожных и внутрикожных швов на раны лица.

2. Оперативные доступы для вскрытия абсцессов и флегмон лица: ретробульбарная флегмона, флегмона глубокой области лица, поверхностная флегмону лица, абсцесс околоушной слюнной железы, абсцесс подбородочной области.

3. Обнажить выводной проток околоушной слюнной железы, ветви лицевого нерва.

4. Оперативное лечение «короткой уздечки языка».

 

7.5. Контроль освоения темы занятия.

 

Задача №1.

Больной О., 48 лет, в экстренном порядке прооперирован по поводу язвы луковицы 12-перстной кишки, осложненный гастродуоденальным кровотечением (аррозия гастродуаденальной артерии). На 4 день после операции у больного развился провосторонний гнойный паротит. Консультация стоматолога: пародонтоз, кариозные полости 5 и 7 верхних зубов. Обьясните причину паротита. Какое направление имеют разрезы при этом заболевании?

Ответ: Лимфоттток от коренных зубов верхней челюсти происходит в околоушные ЛУ. Разрезы от основания мочки уха к углу глаза, к кончику носа, к углу рта.

 

Задача №2.

При операциях в области лица разрезы выолняют в «нейтральных» зонах. Обьясните, что представляют эти зоны? Какие осложнения могут возникнуть при неправильно выполненном разрезе?

Ответ: Данные разрезы не повреждают важные анотомические образования

Повреждение нервов и сосудов.

 

Задача №3.

Больной С., 45 лет, выполняют правостороннюю паротидэктомию по поводу смешанной опухоли. Какой нерв и его ветви должны быть выпрепарированны в процессе операции? Какой метод позволяет идентифицировать (отличить от рубцовых тяжей) ветви этого нерва? Каким образом можно обеспечить гемостаз при выполнении паротидэктомии?

Ответ: Лицевой нерв.

 

Задача №4.

Околоушно-жевательная фасция образует капсулу и ложе околоушной железы. В каких отделах капсула более плотная и толстая, в каких развита слабо? Чем отличается взаимоотношения околоушной и поднижнечелюстной желез с их капсулами?

Ответ: Слабые места: а) место прилегания к наружному слуховому проходу

б) глоточный отросток железы имеет слобовыраженную капсулу.

 

Задача №5

У больного Г., 20 лет, вяло гранулирующая рана (после вскрытия гнойного паротита) в занижнечелюстной ямке осложнилась аррозивным артериальным кровотечением. Назовите источник кровотечения. Каким способом гемостаза должен воспользоваться хирург?

Ответ: Поверхностная височная артерия. Первязка артерии.

 

Задача №6

У больного М., 18 лет, после синусита-этмоидита развился неврит зрительного нерва. Объясните механизм возникновения этого осложнения.

Ответ: Решетчатая кость формирует медиальную стенку глазницы. При его расплавлении возможно развитие вторичного неврита.

 

Задача№8

У больного Б., 29 лет, затрудненное прорезывание 8 правого нижнего зуба и, как следствие этого, воспалительный процесс распространился на нижнечелюстной канал с развитием сильных болей. Какими особенностями взаимоотношений задних зубов с нижнечелюстным каналом можно объяснить вовлечение этого канала в воспалительный процесс, характеризующийся сильными болями?

Ответ: Близкое расположение нижнечелюстного канала и корней «зуба мудрости».

 

Тестовые вопросы для итогового контроля

 

1. Через какое отверстие обеспечивается анатомическая связь вен полости носа с верхним сагиттальным синусом?

2. Как называются воспалительные процессы в верхнечелюстных: 1)..., лобных: 2)... придаточных пазухах носа, развившиеся как осложнение катара верхних дыхательных путей?

3. При ранении, какого нерва будет нарушена чувствительность кожи лица?

4. При обследовании больного обнаружено нарушение функции круговой мышцы глаза, асимметрия лица и отвисание угла рта. Назовите нерв, повреждение которого может давать такие симптомы: 1)...

5. Как проходит граница между мозговым и лицевым отделами черепа (спереди-назад)?

6. Какие образования проходят через верхнюю глазничную щель?

7. Какие нервы и нервные узлы расположены в глубокой области

8. Какие образования ограничивают мышечно-апоневротическое ложе околоушной слюнной железы? Снутри: 1)..., 2)..., 3)....; сверху: 1)..., сзади: 1)...,снизу: 1)...

9. Какие вены впадают в пещеристый синус и осуществляют связь с лицевой веной: 1)..., 2)...

10. Куда возможно распространение нагноительного процесса из ложа околоушной слюнной железы: 1)..., 2)...

11. Какие осложнения может вызвать нагноительный процесс в ложе околоушной слюнной железы: 1)..., 2)...

12. Какие сосуды и нервы проходят в толще околоушной слюнной железы: сосуды: 1)..., 2)..., 3)..., нервы: 1)..., 2)...

14. Какие ветви тройничного нерва осуществляют чувствительную иннервацию щечной области?

15. Ветви, какого нерва осуществляют иннервацию мимической мускулатуры лица; 1)...

16. Что проходит через зрительный канал черепа: 1)...,2)...

1 7. Какая артерия и ее ветви проходят в глубокой области лица?

20. С чем сообщается полость глазницы: 1)..,2)..., 3)...

21. Какие образования расположены в крылонебной ямке: 1).., 2)..., 3)...

22. Укажите пути распространения гнойных процессов из барабанной полости: через верхнюю стенку: 1).., через нижнюю стенку: 1)...; через переднюю стенку: 1)..., через заднюю стенку: 1)...; через внутреннюю стенку: 1)..., 2)...,через наружную стенку: 1)...

23. Какие образования проходят через верхнеглазничную щель: 1) 2...,)…, 3)…

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната для самостоятельной работы студентов.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Операции при гнойно-воспалительных заболеваниях и опухолях околоушной слюнной железы.

2. Оперативные вмешательства при травматическом поражении лицевого нерва.

3. Пути распространения одонтогенной инфекции, принципы хирургического лечения.

4. Принципы оперативного лечения остеомиелита нижней челюсти.

5. Врожденные пороки развития лицевого отдела головы. Принципы их хирургической коррекции.

 

Основная литература

1. Каган, И. И. Топографическая анатомия и оперативная хирургия [Электронный ресурс]: учебник / И. И. Каган, С. В. Чемезов. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. - 672 с.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420126.html

2. Топографическая анатомия и оперативная хирургия: учебник для студ. мед. вузов: в 2 т. / В. И. Сергиенко, Э. А. Петросян, И. В. Фраучи; под ред. Ю. М. Лопухина. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2010 -(XXI век). Т 1.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN978597041317584.html

Дополнительная литература

1. Николаев, Анатолий Витальевич Топографическая анатомия и оперативная хирургия [Электронный ресурс]: учебник: в 2 т. / А. В. Николаев. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2009. Т. 1. - 2009. - 384 с.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970412084.html

2. Топографическая анатомия и оперативная хирургия: учебник для студ. мед. вузов: в 2 т. / В. И. Сергиенко, Э. А. Петросян, И. В. Фраучи; под ред. Ю. М. Лопухина. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001 -(XXI век). Т 1.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970417560.html

 

3. Хирургическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, позвоночника и спинного мозга: учебно-метод. пособие для студ., Башк. гос. мед. ун-т; сост.: М. Т. Юлдашев, Г. Т. Гумерова, И. И. Хидиятов. - Уфа: Изд-во БГМУ, 2009. - 62 с. -

Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

10. Подпись автора методической разработки.

«___»____________2013г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...