Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.




 

Римская семья являлась правовым институтом. Исторической предпосылкой римской семьи (фамилии) являлась родовая община. Члены одного рода имели общего предка, носили общее родовое имя и поклонялись культу общих родовых Богов. В ранний классический период наблюдается распад родовой общины и выделение более мелких союзов – семей. По словам Ульпиана «Семьей в строгом смысле мы называем совокупность лиц, находящихся под властью одного лица, подчиненных ему по рождению или по праву». Семьей в общем смысле мы называем совокупность всех агнатов, подчиняющихся власти домовладыки, происходящих их одного дома и рода. Поэтому термин «pater familios» в узком, как глава семьи, а в широком – как глава всех агнатов. Древнейшая римская семья являлась патриархальной. По словам Энгельса это хозяйственная организация известного числа лиц, подчиненных отцовской власти главы семьи. Сущность патриархальной семьи заключается в том, что она представляет собой большую семейную общину, которая охватывает несколько поколений потомков общего предка старшего по мужской линии вместе с их женами, детьми и рабами.

 

Патриархальная семья была основана на началах абсолютной власти домовладыки над женой, детьми и их потомством, боковыми родственниками и их имуществом. Структура внутрисемейных связей (родство) в патриархальной семье была основана не на кровной общности, а на принципе подчинения старшему мужчине. Такая система родства называется «агнатской системой». Формальной основой этой системы являются отношения юридического подчинения, которые называются «отцовская власть».

 

Таким образом, родство устанавливалось только по мужской линии. Агнаты были соединены между собой так называемым гражданским родством. «Агнаты это родственники, соединенные родством через лиц мужского пола, но те, которые соединены кровным родством через лиц женского пола, не есть агнаты». В частности, дочь pater familios, либо его внучка, либо иная родственница, вышедшие замуж и вошедшие в другую патриархальную семью, утрачивали агнатское родство и становились юридически чужой своей прежней семье. Соответственно, они приобретали новое агнатское родство в новой семье. Соответственно сын или внук домовладыки, будучи эмансипированным, также утрачивал агнатское родство и становился юридически чужим. Так называемое когнатское родство или родство по кроки цивильным правом не признавались. Впервые когнатское родство получает признание именно в преторском праве. А уже во второй половине классического периода оно полностью вытесняет агнатское родство. В этот момент патриархальная семья не существует. Она вытесняется «малой парной семьей». Малая парная семья была основана исключительно на когнатском родстве, поскольку здесь учитывались уже обе линии – как мужская, так и женская. Здесь выделяли прямые и боковые линии. Прямые – восходящие от потомка к предку, и снисходящие от предка к потомку (дети и их родители). Боковые – объединяли кровных родственников по отношению к общему предку. Но при наследовании учитывались еще и степени родства – количество рождений между кровными родственниками. При этом в прямых линиях степень родства указывает на количество рождений между предком и потомком. А в боковых – количество рождений между боковыми родственниками по отношению к общему предку.

Брак и его виды. Заключение и прекращение брака.

 

Римский брак базировался на двух принципах: единобрачия и моногамии. Это два разных принципа. Принцип единобрачия означал, что одновременно можно было состоять только в одном законном браке. Принцип моногамии – означает, что в браке только один брачный партнер.

Для вступления в брак требовалось наличие нескольких условий, которые делились на положительные (должны были присутствовать при заключении брака) и отрицательные (должны были отсутствовать, они мешали заключению брака).

 

Положительные условия:

· Наличие соответствующего социального статуса, позволяющего вступать в законный брак – наличие юс конубии. То есть надо быть квиритом, либо древним или провинциальным латином.

· Достижение брачного возраста – 12 (Ж) и 14 лет (М)

· Согласие либо домовладык, если в брак вступают подвластные, либо самих жениха и невесты, если они свободны от отцовской власти.

 

Отрицательные условия:

· Состояние здоровья – психическое нездоровье и некоторые физические недостатки;

· Близкие степени кровного родства – по прямой линии родства (сын и мать, внук и бабушка) и боковое родство в зависимости от степени (второй и третьей степени – не могли полнородные и двоюродные, дядя и племянница; а вот троюродные не могли). Сейчас не могут только полнородные.

 

В Риме исторически существовало два вида брака. В цивильном праве возник «брак с властью мужа», древнейший вид, существовал еще до уложения Юстиниана (cum manu mariti). Второй вид – «брак без властью мужа» (sine manu mariti).

 

Брак с властью мужа

Главная черта – неравенство личных и имущественных прав мужа и жены. У супрагов есть два вида прав – личность и имущественных. Здесь их неравенство. Мужчина в таком браке обладает гораздо большим объемом личных и имущественных прав.

Личные права. Жена должна была слушаться мужа. За непослушание муж имел право продать жену в рабство. Это не было распространено, но юридически возможно. Женщина имеет право на развод только с разрешения мужа. Если жена сама уходила де-факто, муж мог вендицировать ее как вещь, через вендикационный иск. Если женщина вступала в брак с властью мужа, она утрачивала прежние огнатские связи и приобретала новые. У нее появлялись новые огнатские родственники – мужа. А вот кровные у нее оставались те же.

Имущественные права. В браке с властью мужа отсутствует институт общей и раздельной собственности – потому что все имущество на праве собственности принадлежит мужу. Все нажитое имущество принадлежит мужу. Если женщина совершает в период брака приобретательские сделки (например, принимает в дар что-то), собственник этого тоже муж. Приданное предоставляется всегда мужу. Мужчина в этом браке становится собственником приданного, он им свободно распоряжается. В случае прекращения брака приданное остается у мужа, если, он умер, у его умер – женщина не может востребовать его обратно

 

Брак без власти мужа

С развитием римского общества, в эпоху правления императора Юстиниана, он сменяется браком без власти мужа. Эта форма сильно отличается. Он базируется, как и современный брак, на принципе равенства личных и имущественных прав супругов.

Это выражается и при анализе личных, и имущественных прав.

 

Личные права. Супруги решают вопросы семейной жизни по взаимному согласию, как и сейчас – де-юре муж приказывать не может, хотя де-факто иногда бывает. Во-вторых, женщина имеет право на развод. Она может уйти, вендицировать ее он не может. При вступлении в такой брак огратское родство не меняется, остается прежнем. Мужчина не может продать жену в рабство и наказывать ее за непослушание.

 

Имущественные права. Действует режим раздельной собственности супругов – у мужа свое имущество, у жены – свое. Если имущество приобретено по сделке, оно становится собственностью супруга, который совершил сделку – либо мужа, либо жены. Единственное ограничение – супругам запрещено заключать договор дарения в отношении друг друга. Одна из гипотез – чтобы мужчина не заставил женщину все ему подарить. Третьи лица дарить им могут, а они друг другу нет.

 

Заключению брака предшествовала так называемая помолвка. Совершалась эта помолвка посредством двух стипуляций. По словам Ульпиана «помолвка происходит от термина «обещать», поскольку у древних был обычай через торжественное обещание приобретать себе жен». Участниками помолвки являлись с одной стороны домовладыка невесты и жених (домовладыка жениха). В силу достигнутого соглашения возникала обязанность заключить брак. В случае нарушения этого соглашения лицо, нарушившее помолвку, отвечало по деликтному иску как за личную обиду. В классический период помолвка сопровождалась внесением задатков или залоговых обеспечений. Соответственно лицо, уклонившееся от заключения брака, утрачивало задаток или залог либо возвращало задаток или залог в двойном размере.

 

Прекращение брака.

 

Объективные причины:

· Утрата одним из супругов свободы или гражданства.

· Бесчестие одного их супругов.

· Смерть одного из супругов.

 

Субъективные причины:

· Развод – свобода развода являлась абсолютной независимо от формы брака.

 

При браке под властью мужа брак мог быть расторгнут только по инициативе мужа и только в следующих случаях:

o Измена.

o Пьянство.

o Бесплодие жены.

 

Брак без власти мужа мог быть расторгнут по инициативе любого из супругов как по соглашению сторон, так и по одностороннему волеизъявлению. В случае же одностороннего волеизъявления применялись следующие правила:

o Беспричинное одностороннее расторжение брака. Инициатор развода обязан был вернуть либо приданое (если инициатором был муж) либо предбрачный дар (если инициатором была жена)

o Расторжение брака по вине одного из супругов. Приданое и предбрачный дар возвращались виновной стороной.

 

Особой процедуры расторжения брака не было. Достаточно было заявить перед претором или свидетелем. А в классическом периоде достаточно было выдать так называемое разводное письмо.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...