Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности предложения. Практическое значение анализа эластичности.
Эластичность предложения по цене характеризует степень чуткости производителей к изменению цены. Формула эластичности предложения по цене выглядит следующим образом: где Es — коэффициент эластичности предложения по цене; ∆Q — изменение объема предложения, ∆P-изменение цены. Положительное значение, которое имеет данный коэффициент, объясняется однонаправленным изменением цены и объема предложения. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время. Для объяснения данной зависимости рассматриваются три периода: мгновенный, кратко- и долгосрочный. В мгновенном периоде производитель не в состоянии отреагировать на изменение цены. В краткосрочном периоде применение переменных факторов при фиксированных производственных мощностях позволит изменить объем производства до определенного предела. В долгосрочном периоде меняются производственные мощности, появляется возможность значительно увеличить масштабы производства. В целом верно утверждение о том, что с увеличением временного интервала предложение становится более эластичным
25. Основы теории потребления. Общая и предельная полезность. Кривые безразличия. Исследованием соотношения спроса и потребностей занимались представители школы предельной полезности, возникшей в последней трети 19 века. В создание этой теории значительный вклад внесли У. Джевонс, Л. Вальрас, К. Менгер, Э. Бем-Баварк и др. в своём анализе они исходили из того, что стоимость блага нельзя сводить к затратам одного фактора (труда) и даже затратам всех факторов производства, она должна определяться полезным эффектом, оцениваемым потребителем. Этот исходный пункт предопределил такие черты их теории, как индивидуализм, субъективизм и маржинализм. Теория предельной полезности рассматривает индивидуальное хозяйство, а экономические явления трактуются как результаты множества индивидуальных воль, сталкивающихся друг с другом в процессе обмена. При этом в основе поведения хозяйствующих субъектов лежит психология конкретного человека и мотивы его поведения. Приоритет конкретного индивида привел к тому, что экономисты в своём анализе стали исходить из приоритета потребления над производством.
Предельная полезность – полезность, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы блага. Общая полезность – сумма предельных полезностей. Правило максимизации полезности потребителем: Правило кардиналистов, в соответствии с которым можно максимизировать удовлетворение потребностей, заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, приносила бы одинаковую предельную полезность. То есть равенство взвешенных предельных полезностей и представляет собой правило максимизации полезности. В такой ситуации ничто не будет побуждать потребителя к изменению структуры расходов, он будет находиться в состоянии равновесия. Более того, ему невыгодно изменять структуру потребления, поскольку всякое такое изменение только ухудшит его благосостояние. Кривые безразличия: Функция полезности, описывающая, в каком порядке потребитель предпочитает ранжировать множество потребительских наборов, называется ординалистской. Она изображается семейством кривых, называемых кривыми безразличия. Каждая кривая безразличия представляет собой геометрическое место наборов товаров с одинаковой полезностью для потребителя. Бюджетные ограничения потребителя. На выбор потребителя оказывают влияние не только предпочтения потребителя, но и экономическе факторы. К экономическим факторам, ограничивающим возможности потребителя при покупке товаров и услуг, относятся цены на товары и доход.
Доход, или бюджет, дает информацию о том, какое количество средств может быть израсходовано потребителем в данный момент времени. Количество приобретенных товаров и услуг зависит от цен на них. На рис. 11.5 АВ — бюджетная линия. Бюджетная линия — это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров X и Y, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход при заданных ценах. Таким образом, любая точка на бюджетной линии означает определенный товарный набор, на который израсходован весь доход целиком, например точка С. Точки А и В означают, что весь доход тратится лишь на один из товаров X или Y. Ордината точки А указывает на максимальное количество товара, которое может приобрести потребитель, израсходовав весь свой доход только на товар Y. Все множество товарных наборов, удовлетворяющее бюджетному ограничению, представлено треугольником ОАВ, который называется бюджетным пространством. Любая точка внутри бюджетного пространства характеризует товарные наборы, на которые доход тратится полностью (точка К). Точки за пределами бюджетного пространства D отражают более желательные для потребителя, но недоступные при данном доходе товарные наборы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|