Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольно-измерительный материал № 2.




Контрольно-измерительный материал № 1.

1. Древний Восток как историко-географическое, цивилизационное и культурно-историческое понятие.

Основные черты исторического развития Древнего Востока. Древний Восток охватывает территории двух континентов — Азии и Северной Африки. Однако это понятие не географическое, а цивилизационное, историко-культурное, социополитическое.

При разнообразии народов, регионов, стран Древнего Востока в их истории можно усмотреть фундаментальную основу и общие черты, которые позволяют говорить о Древнем Востоке как об историческом единстве, общечеловеческой цельности, которая отличает Древний Восток от другой историко-цивилизационной общности — Запада, также зародившейся в древности. История начинается на Востоке, здесь возникли первые государства, первые цивилизации. Расхожим является утверждение, что на Востоке господствовала традиция, делавшая древневосточные общества «неповоротливыми» в социополитическом плане, маловосприимчивыми к разного рода новациям.

Конкретная история Древнего Востока показывает, что там происходило развитие социополитических структур, менялись формы государства, экономической жизни, чередовались эпохи интеграции и дезинтеграции цивилизаций и культур.

Тем не менее можно констатировать наличие таких общих исторических характеристик, как:

— устойчивость основ экономики, носившей традиционалистский характер, стабильность форм социально-экономических укладов;

— возникновение и повсеместное распространение особых отношений собственности, неразрывно связанных с властью (власть-собственность); особые полномочия власти в сфере распределения и перераспределения;

— сакрализация фигуры правителя, сосредоточение в его руках неограниченной власти, освященной божественными установлениями;

— государство в форме восточной деспотии, проникающее во все сферы жизни подданных, создавшее мощный административно-бюрократический аппарат управления и подавления;

— отсутствие личной свободы; жизнь всех подданных государства-деспотии, независимо от социального положения, безраздельно принадлежала государству и олицетворявшему его правителю; это порождало «рабское самоощущение» у подданных; — важная роль общины в хозяйственной жизни; общинники были основными производителями материального богатства, которое перераспределялось властью;

— существование сильных коллективистских начал; сложные и трудоемкие ирригационные работы, строительство грандиозных сооружений требовали объединения массы работников, создания больших трудовых коллективов; совместный труд питал коллективистское сознание;

— духовные устремления людей на Древнем Востоке определялись религией и мифом. Они не знали преобразующей человека рефлексии, форм осмысления и осознания собственного мышления и существования. Цивилизации Древнего Востока после изначальных грандиозных культурных прорывов в течение тысячелетий воспроизводили собственные цивилизационно-культурные основания, конечно, углубляя и расцвечивая их.

2. Источники по истории Древнего Египта.

Долгое время объективному пониманию сущности и места древневосточных цивилизаций во всемирной истории мешала чрезмерная сосредоточенность исследователей на истории Ближнего Востока. Интерес к истории Древнего Египта, Восточного Средиземноморья и Передней Азии объясняется, прежде всего, авторитетом Библии. В то же время следует признать, что Ветхий Завет действительно занимает особое место в разработке приемов внешней и внутренней критики источника. Насчитывающая уже более трех веков научная дисциплина – библеистика, сделала большие успехи в выработке главных принципов источниковедческого анализа этого сложного многослойного литературного памятника, в определении относительной и абсолютной хронологии книг Ветхого Завета. Достижения библеистики служат образцом источниковедческой критики древних священных текстов.

Для египтологов гораздо важнее порою не надписи, а изображения из настенных регистровых росписях из гробниц, дающие живые сцены повседневной жизни. В сухом климате Египта сохранились также древние папирусы, первые из которых относятся еще ко II тыс. до н.э. Потому папирология является важнейшей исторической дисциплиной в изучении истории Нильской цивилизации.

Можно выделить семь больших типов источников: 1. Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции и др. 2. Памятники материальной культуры: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, статуи, различные предметы культа и др. 3. Памятники устного народного творчества (фольклор): песни, сказки, пословицы, поговорки, легенды, эпические сказания. 4. Данные языка: заимствования из других языков, различные временные пласты в языке и т. д. 5. Этнографические материалы: обычаи и нравы, культы, сохранившиеся из далеких времен в более позднее время, б. Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках или рельефах. 7. Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог и др.

Контрольно-измерительный материал № 2.

1. Древний Иран как историко-географическое понятие.

Иран представляет собой обширное нагорье, центральную часть которого занимают бесплодные пустыни с резко выраженным континентальным климатом. Более благоприятны для развития экономики и культуры оазисы, располагающиеся вдоль окружающих нагорье горных хребтов и орошаемые небольшими речками и ручьями. На севере нагорья возвышается система Эльбруса. К нему примыкают Туркмено-Хорасанские горы, северное ответвление которых проходит уже по территории Средней Азии и носит название Копетдаг. С запада и юго-востока нагорье ограждают Загрос и Южно-Иранские горы. В древности на склонах всех этих гор зеленели богатые леса, дававшие строевую древесину. На возвышенных участках растет ячмень в диком виде и до сих пор водятся горные козлы и бараны. В большинстве районов Ирана земледелие требует искусственного орошения, для этого используются все водные ресурсы — и небольшие речки, и сбегающие с гор ручьи, и даже сезонные водотоки. Сравнительно хорошо обеспечен водой юго-запад Ирана —Хузистан, где протекают реки Карун и Керха, а сухой субтропический климат и плодородная почва дают возможность получать большие урожаи. Из полезных ископаемых кроме нефти, в древности почти не использовавшейся, имеются залежи меди, железа и серебра. Территория Средней Азии в значительной мере состоит из Туранской низменности, по которой протекают реки Амударья и Сырдарья. Однако почти всю низменность занимают две крупные песчаные пустыни — Каракумы и Кызылкумы. На юге между Каракумами и Копетдагом тянется узкая полоска подгорной равнины, орошаемой сбегающими с гор потоками. Далее к востоку текут две довольно крупные реки — Мургаб и Теджен (Герируд), дельты которых затухают в каракумских песках. В междуречье Амударьи и Сырдарьи течет еще одна река — Зеравшан, по ее берегам расположены наиболее богатые оазисы Средней Азии. Весьма удобны для поливного земледелия и лессовые долины правых притоков Амударьи с характерным для них теплым летом и мягкой зимой. На востоке Средней Азии расположены значительные горные массивы — Тянь-Шань и памирская гор- ная система. В разных местах Средней Азии имеются залежи железа, олова и серебра. К югу от Амударьи, в пределах современного Афганистана, находится месторождение лазурита — красивого синего камня, высоко ценившегося на всем Древнем Востоке. В древнейшие времена в Западном Иране жили эламиты, луллубеи, кутии (или гутии), касситы и другие малоизвестные нам племена. Они говорили на различных неиндоевропейских языках. Однако сведения об этих языках очень скудны, за исключением эламского. Эламиты по своему языку и происхождению были родственны жившим к востоку от них дравидийским племенам. Возможно, в IV—III тысячелетиях до н. э. племена, родственные дравидам и эламитам, были распространены доволь- История Древнего Востока: Под ред. В.И. Кузищина.— 3-е изд.— М.: Высш. шк., 2003.— 462 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 224 261 но широко, и к их числу принадлежало древнее население юго-запада Средней Азии. Позднее в этот регион проникают народы индоиранской языковой ветви, называвшие себя ариями. От их имени происходит и само название Иран — сокращенная форма от Арианам — «страна ариев». В Иране и Средней Азии прочно утвер- дились племена иранской языковой группы, тогда как индоязычные арии продвинулись дальше, на территорию Индостана. Повсюду в этих регионах происходила ассимиляция местных племен и переход их на иранские диалекты. Начиная с первой трети I тысячелетия до н. э. ираноязычное население проживало на значительной части Ирана и Средней Азии. Уже на наиболее ранней стадии развития иранских языков, именуемой древнеиранской языковой эпохой и завершившейся в IV—III вв. до н. э., выделяется группа западноиранских диалектов, на которых говорили, в частности, мидийцы и персы, и группа восточноиранских диалектов, распространенных у населения оседлых областей Средней Азии (Бактрии, Согда, Хорезма) и у их кочевых соседей — сакских племен.

2. Источники по истории Древней Месопотамии.

Источниковедческая база локальных цивилизаций Древнего Востока имеет свои особенности для каждого региона. Наиболее обеспеченной источниками предстает история Древней Месопотамии. Ассириологи могут использовать миллионы письменных текстов и вещественных памятников, добытых при раскопках сотен городов и поселений. Особенно большую роль здесь играет достижение вспомогательной источниковедческой дисциплины – эпиграфики, которая изучает надписи на твердых материалах, - камне, металле, глиняных черепках (остраконах). Объект исследования имеет свойства как вещественного памятника, так и письменного источника. Например, стела с законами Хаммурапи.

Несмотря, на огромные затруднения, которые возникают при интерпретации фактического материала, именно ассириология сумела решить многие проблемы, связанные с генезисом и развитием древнейших цивилизаций. Расширение источниковедческой базы, происходящее на протяжении XIX и XX вв. настоятельно требовало совершенствования методов источниковедческого анализа. Надо сказать, что долгое время уровень источниковедческих исследований отставал от стремительного роста числа новых источников, добываемых востоковедами, прежде всего, археологами.

 

Основными источниками по истории Древней Месопотамии являются памятники материальной культуры, письменные документы и литературные произведения, труды античных авторов.

Памятники материальной культуры. Найденные при раскопках древнейших поселений орудия труда, остатки жилищ, погребения, зерна и кости животных, украшения, статуэтки содержат большой информативный материал о ранней истории Месопотамии.

Памятники материальной культуры III—I тысячелетий до н. э. известны по раскопкам древних городов Месопотамии: Эреду, Ура, Урука, Лагаша, Ниппура, Ларсы, Эшнуны, Мари, Ашшура, Ниневии, Вавилона и др. Важное значение для истории имеют даже небольшие и на первый взгляд не первостепенные вещественные памятники, например цилиндрические печати и их оттиски, в изобилии находимые в Месопотамии. Находки таких печатей в Египте, на Бахрейнских островах, в Индии и в других странах позволяют говорить о существовании торговых связей их с городами Двуречья, установить синхронность событий и восстановить хронологию сразу нескольких государств. Для каждого месопотамского города и для каждой эпохи характерны определенный стиль, принятый в изготовлении печатей, излюбленные изображения, наиболее распространенный и популярный материал (стеалит, лазурит, сердолик и др.). Печати дают богатые данные о мифологии страны, ибо чаще всего на них вырезались мифологические сцены. Они также являются знаками собственности и свидетельствуют о ее развитии.

Письменные источники появляются на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. Они делятся на несколько видов: хозяйственные, юридические, дипломатические документы, записи летописного характера и др.

Огромную роль для реконструкции экономики и социальных отношений древности играют хозяйственные документы, в изобилии найденные при раскопках месопотамских городов.

Наиболее древние хозяйственные архивы (начало III тысячелетия до н. э.), содержащие около 1000 глиняных табличек, дошли из Урука и Джемдет-Насра. Написаны они наиболее ранней формой письма: пиктографическими знаками, или протоклинописью, еще до конца не расшифрованной. По содержанию они представляют собой документы хозяйственной отчетности: учет выдачи и поступления продуктов, количества рабов или работников и т. д.

Обширные хозяйственные архивы I тысячелетия до н. э. (более 10 000 документов) были найдены при раскопках Ниппура, Вавилона, Борсиппы, Сиппара, Ура, Урука, а также за пределами Месопотамии, где бывали ее торговцы (в Сирии, Финикии, Иране). Это храмовые архивы и собрания деловых документов крупных торговых домов нововавилонского и персидского времени, из которых особенно хорошо сохранился найденный в Ниппуре архив «дома Мурашу», датируемый V веком до н. э. (свыше 700 документов). Важнейшим источником по истории Месопотамии являются юридические памятники, и прежде всего своды законов. Ни в одной стране Древнего Востока не сохранилось такого обилия юридических сборников, как в Месопотамии. Древнейшие из них — законы Шульги — относятся к концу III тысячелетия до н. э. Ими пользовались в Шумеро-Аккадском царстве, при III династии Ура. Законы плохо сохранились, от них уцелели лишь введение и несколько статей.

К XX в. до н. э. относятся законы из Эшнуны (периферийного царства, располагавшегося в бассейне реки Диялы), от которых сохранилось введение и 59 статей.

От начала II тысячелетия до н. э. дошли фрагменты законов из Ларсы и Иссина. От свода, составленного при царе Липит-Иштаре, уцелели введение, часть заключения и около 40 статей законов.

Самый большой сборник законов, состоящий из введения, основной части, насчитывающей 282 статьи, и заключения, дошел от времени вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Сначала он был записан на глиняных табличках, а в конце царствования Хаммурапи приобрел «парадную» форму — был высечен на черном базальтовом столбе, увенчанном вверху рельефом с изображением царя-законодателя в молитвенной позе перед богом Солнца, правды и справедливости Шамашем, вручающем ему символы власти. Столб с законами Хаммурапи нашли французские археологи в 1901 г. при раскопках эламской столицы — города Сузы, куда он попал в виде военного трофея эламитов в XII в. до н. э.

К середине II тысячелетия до н. э. относится судебник из Ашшура — древнейшей столицы ассирийского государства с текстом так называемых среднеассирийских законов. Наконец, сохранились и фрагменты законов (около 20 статей), действовавших в Нововавилонском царстве. Возможно, они были составлены в правление Навуходоносора II (605—562 гг. до н. э.).

Один из древнейших дипломатических документов дошел до нас в записи на двух глиняных цилиндрах. В нем дано описание пограничных конфликтов между городами Лагашем и Уммой, которые имели место в XXIV в. до н. э.

XXIII веком до н. э. датируется договор, заключенный между аккадским царем Нарам-Суэном и одним из царей Элама после долговременных военных конфликтов.

К началу II тысячелетия до н. э. относится дипломатический архив, найденный при раскопках дворца царя Мари Зимрилима. Архив содержит обширную переписку между правителями и государственными деятелями Вавилона, Мари, сирийских и финикийских княжеств и др. Из нее явствует, что между государствами курсировали послы и гонцы, велись переговоры о содержании посольств, обеспечивалась их безопасность, осуществлялся обмен письмами и дарами, заключались договоры и т. д. Немаловажную роль в дворцовой корреспонденции занимали разведывательные донесения и секретная информация, особенно о передвижении войск и заключении военно-политических договоров, о чем немедленно осведомлялись заинтересованные стороны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...