Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальная работа преподавателя со студентами




Рекомендовано

На заседании кафедры д.ю.н., проф. Рукавишникова И.В.

ТиИПГ

Протокол № __________ _______________________

«____»______________200 __г. _______________________

Зав. кафедрой д.ю.н., проф. Напалкова И.Г «___» ____________200__г.

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины «Юридическая антропология»

По специальности 030501 «Юриспруденция»

 

 

Составитель: к.и.н., доцент каф. Теории и истории права и государства Т.В. Шатковская

 

 

Ростов-на-Дону

 

Содержание учебно-методического комплекса

 

Рабочая программа дисциплины…………………………………………..…..3

Сокращенный курс лекций …………………………………………………...18

Методические рекомендации …………………………………………….…..18

Текущий, промежуточный контроль знаний студентов……………….……21

Сведения о ППС………………………………………………………….….…22

Использование инновационных методов………………………………...…..23

Словари, глоссарии…………………………....................................................24

 

 

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЮРИДИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:

ДИСЦИПЛИНЫ

Проректор Н.П.Маслова

___________________________

ОПД. Юридическая антропология

(индекс) (наименование)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (И)

030501 - Юриспруденция

(код) (наименование)

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ(И)

03050101 - Гражданско-правовая специализация, 03050102 - Уголовно-правовая специализация, 03050103 - Государственно-правовая специализация, - Информационное право, 03050104 - Финансово-правовая специализация.

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ   Юридический
КАФЕДРА   Теории и истории права и государства

(код) (наименование)

ОБЩИЙ ОБЪЕМ* Работы студента в час. ГОС уч. план Очная форма Заочная форма
    5 лет 5 лет 6 мес. 3 года 6 мес.
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:      
- лекций, по семестрам 1 семестр - 18ч.    
  Итого: 18 ч.    
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам      
     
- практические занятия, по семестрам 1 семестр – 18 ч. 4 ч.  
  Итого: 18 ч.    
Индивидуальная работа, час      
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:      
- контрольные работы по семестрам      
- курсовые работы по семестрам      
- курсовые проекты по семестрам      
- др. виды работы по семестрам 1. подготовка к семинарским занятиям   2. написание реферата 3. подготовка к зачету 4. подготовка к экзамену        
Зачеты, по семестрам, час 1 семестр – зачет – 0,25    
Экзамены, по семестрам, час      

* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ

Учебный план специальности 030501 «Юриспруденция» от30.06.2009 г. протокол №9

Нормативные документы и реквизиты (Учебный план, примерная программа и др.,)

 

АВТОР к.и.н., доцент, доцент каф. ТиИПГ   Шатковская Т.В. 30.08.2008
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

 

Кафедрой Теории и истории права и государства   Напалкова И.Г.  
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

 

Учебно-методическим советом специальности      

 

Учебно-методическим управлением      

 

1. Цель и задачи «Юридической антропологии»

1.1. Спецкурс «Юридическая антропология» предназначен для студентов старших курсов юридических факультетов. Юридическая антропология представляет собой особую отрасль в рамках общей юриспруденции, обращенную непосредственно к человеку, его правовому бытию. Юридическая антропология – наука, основанная на принципе познания взаимодействия традиционных и современных правовых систем. Центральным моментом антропологического изучения правовых систем является их культурнообусловленный плюралистический характер, в том числе их частое сосуществование внутри единой национальной «централизованной» правовой системы.

Освоение основных положений юридической антропологии как учебной дисциплины позволит углубить представление студентов о состоянии современного права, его генетических корнях и эволюции, но не абстрактно, а применительно к отдельному человеку или сообществу людей. Юридическая антропология нацелена на изменение логики традиционного юридического мышления, для которого право есть исключительно монополия государства, а человек является объектом правового воздействия государства. Методологию спецкурса составляют: метод институционального анализа – изучение процессов, непосредственно связанных с объектом изучения; метод включенного (полевого) наблюдения людей, служащих объектом исследования; сравнительный метод исследования правового бытия людей разных эпох и разных географических зон с целью более адекватного представления о современном homo juridicus (макро – и микросравнения); функциональный метод, то есть изучение места и функций объекта исследования в конкретной культуре; синтетический метод, предусматривающие рассмотрение правовых норм и правовых отношений в прочном единстве как неразрывные части правовой материи, в которых роль права в обществе получает практическое воплощение; метод структурализма, означающий, что человек не абсолютно свободен в своих действиях, а детерминирован структурами собственного бытия, которые им не всегда осознаются, метод социальной реконструкции.

Структура юридической антропологии как науки содержит в себе следующие направления: 1)теория юридической антропологии, которая развивается на стыке философии, социологии и теории государства и права; 2) юридико-антропологическое изучение современных правовых систем; 3) исследование правовых форм традиционных обществ. Исходя из данной структуры сформировано содержание спецкурса, включающее следующие проблемы:

- определение и проблематика антропологии права, ее связь с другими науками: теорией государства и права, социологией, философией, этнологией, сравнительным правоведением; методология, фундаментальные и прикладные аспекты и принципы юридической антропологии;

- возникновение, эволюция и особенности развития антропологического знания; этические уроки истории антропологии права; роль антропологии права в развитии правовой системы государства и защите прав человека;

- теория и практика правового плюрализма и их современные научные оценки;

- человек в социальной организации государственного общества, особенности регулирования поведения людей в традиционном обществе, соотношение права социального и государственного;

- общая характеристика обычного права: определение, структура, принципы, субъекты, регуляторы и санкции; гендерные особенности в обычном праве;

- специфика правосубъектности, наказаний и санкций в традиционном обществе; бытие человека в африканской, индусской, китайской, японской и мусульманской правовых системах;

- современные проблемы антропологии права: взаимоотношения в семье и право, суррогатное материнство, право на половую идентичность, эвтаназия;

- эволюция преступности в традиционном, индустриальном и информационном обществах; задачи юридической антропологии в сфере профилактики преступности в XXI веке.

 

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать:

- основные теоретико - методологические институты, практический потенциал и основные направления юридической антропологии;

- возможности юридической антропологии в процессе совершенствовании современного законодательства и системы правосудия;

- сферы и способы применения данного подхода в современной юридической действительности;

- приемы и методику антропологической экспертизы законодательства.

Студент должен уметь:

- осознанно воспроизводить полученную в ходе спецкурса информацию, приводить примеры, например, в предложениях по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;

- осмысливать учебный материал, сопоставлять различные точки зрения и высказывать свою обоснованную позицию;

- свободно пользоваться понятийным аппаратом науки;

- критически оценивать позиции различных научных направлений в сфере правопонимания;

- выделять особенности разных правовых систем и сравнивать их;

- учитывать правовой опыт различных правовых культур в практической деятельности;

- использовать юридико-антропологические знания при анализе действующего российского законодательства;

- проводить юридико-антропологическую экспертизу действующего российского законодательства;

Студент должен иметь представление о

- различных современных и традиционных правовых системах;

- мировоззренческих и методологических основах юридической антропологии;

- о причинах российского правового нигилизма с позиций юридической антропологии;

- процессах формирования правового общества, демократии, современной защиты прав человека и способах применения полученных знаний на практике.

Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанный действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ 3совения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический – изложение теоретического материала в форме монолога М
Показательный –объяснение материала с приемами показа П
Диалогический– изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами Д
Эвристический (частично поисковый) – под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают делают выводы и решают поставленную задачу Э
Проблемное изложение– поставка проблемы и раскрытие путей ее решения ПБ
Исследовательский– самостоятельное добывание студентами знаний в процессе разрешения проблемы путем сравнения различных вариантов ее решения И
Программированный– организация аудиторной и самостоятельной работы студентов, осуществленная в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств ПГ
Метод, включенного полевого наблюдениялюдей, служащих объектом исследования МПН
Интерактивный метод «мозгового штурма» Интерактивные методы, применяемые в процессе преподавания Истории государства и права зарубежных стран, связаны с «погружением» студента в ситуацию профессиональной деятельности. Это проблемное обучение через действие. Интерактивные методики предоставляют уникальную возможность тренинга профессиональных навыков. Задача интерактивного метода «мозговой штурм» состоит в активизации мыслительной деятельности студентов путем постановки вопроса, который отличается поливариантностью ответов. Преимущества этого интерактивного метода состоят в вовлечении в работу всех студентов группы с различным уровнем подготовки и активности; а также в структуризации изученного материала. МШ

2.1. Аудиторные занятия (лекции, семинарские занятия)

неделя кол-во часов Вид занятия, тема и краткое содержание Методы
   
1.   Тема лекции:Теоретические основания юридической антропологии: предмет, структура, методы, функции и история науки: - мотивация изучения курса; - объект, предмет, функции и принципы юридической антропологии; - методы юридической антропологии; - история юридической антропологии как науки; - современное состояние юридической науки и значение антропологического знания. Взаимоотношение юридической антропологии с другими науками. М П Д ПБ
    Тема семинара:Предмет, структура, методы, функции и история юридической антропологии: - сущность, значимость и роль антропологического знания в юриспруденции; - теоретические и прикладные функции юридической антропологии; - американская, британская, французская и индийская школы антропологии права; - особенности распространения юридической антропологии в России. Э И П МШ
2.   Тема лекции:Нормативная система догосударственных и традиционных обществ: - зарождение социальных норм и особенности регулирования поведения людей в архаическом обществе; - общинная модель организации власти и место человека в ней; - смысл подготовки юристов и ценностные установки традиционных обществ. М П Д ПБ
    Тема семинара:Правогенез: становление человека «юридического».Человек в системе архаического и традиционного права: - «идеальный» и «пережитый» правовой порядок: тотем, миф, обычай; - место человека в общинной и вождистско-корпоративной организациях, зарождение личного статуса; - правовой мир индусской общины; - китайская традиция права; - шариат и мусульманско-правовая культура. Э И П МШ
3.   Тема лекции: Теоретико-прикладное значение концепции «правового плюрализма»: - определение понятия «правовой плюрализм», современные подходы и критика теории полиюридизма; - предмет изучения и методология теории правового плюрализма; - феномен правового плюрализма в России; - место различных источников права в истории российской правовой системы. М П Д ПБ
    Тема семинара:Обычное право в российской правовой системе: история и современность: - основные проблемы теории обычного права; - обычное гражданское право в истории России; - российские уголовно-правовые обычаи; - организация правосудия в рамках обычно-правовой системы. Э И П МШ
4.   Тема лекции:Антропология правового конфликта: - критика позитивистской теории преступления; - понятие преступления в традиционных обществах; - проблема источников «живого» уголовного права; - взгляд на преступление с позиций восстановительного правосудия; - границы криминального поведения и современное информационное общество. М П Д ПБ
    Тема семинара:Антропология преступления и преступности в традиционном, индустриальном и информационном обществах: - основные подходы к определению и классификации преступлений в теории уголовного права; - история законодательных конструкций преступления в российском уголовном праве; - проблема нижней возрастной границы уголовной ответственности в истории российского уголовного права; - историко-правовые аспекты проблемы вменяемости в отечественном законодательстве; - уголовно-правовая концепция аффекта в истории российского права. Э И П МШ
5.   Тема лекции:Альтернативные формы правосудия: теория, история и практика: - формы альтернативного разрешения правовых конфликтов; - основные методы альтернативного разрешения споров; - процедура разрешения спора «посредничество – арбитраж»; - альтернатива третейских судов. М П Д ПБ
    Тема семинара:Развитие альтернативных форм разрешения правовых конфликтов: - альтернативные способы разрешения споров; - альтернативные методы разрешения споров; - мировое соглашение в истории российского судопроизводства; - история третейских судов в России. Э И П МШ
6.   Тема лекции:Медиация как метод внесудебного разрешения споров: - история медиации как метода внесудебного разрешения споров; - процессуальная компетенция и границы применимости медиации; - право в медиации и право медиации. М П Д ПБ
    Тема семинара:Медиация: история, этапы, техника и принципы: - история и сферы применения медиации; - цели, формы, методы и участники процесса медиации; - роль адвоката в медиации. Э И П МШ
7.   Тема лекции:Человек в системе современного российского и европейского права: - мифы традиционного и позитивного права; - современная семья и право, мутации семьи и ее устойчивость; - судьба модели неравного положения полов в традиционном и современном праве; - место человека в системе российского права: история и современность. М П Д ПБ
    Тема семинара:Юридико-антропологическая оценка современного российского и западного права: - мифический образ мышления в современном обществе; - кризис супружества и эволюция института семьи; - категория неравенства в традиционном и современном обществах; - роль договора и принуждения в способах урегулирования конфликтов в информационном обществе. Э И П МШ
8.   Тема лекции:Проблемы правового регулирования в РФ и задачи юридической антропологии: - методологические аспекты идеального правового проектирования; - юридическая база концепции «Правовая реформа в России»; - антропологическая проекция правовой реформы; - человек центральное звено правового регулирования. М П Д ПБ
    Тема семинара:Осуществление правовой реформы в России и задачи юридической антропологии: - основные задачи антропологического анализа правового текста; - методы антропологического анализа текста права; - основные вопросы, подлежащие проверке при антропологической экспертизе законодательства и законопроектов. Э И П МШ
9.   Тема лекции:Юридико-антропологические проблемы современной цивилизации: - личностные (соматические) права человека; - возможность человека распоряжаться своим телом с позиции антропологии права; - европейский опыт решения проблемы эвтаназии; - антропологический взгляд на нетрадиционные способы зачатия. М П Д ПБ
    Тема семинара:Современные проблемы права и перспективы юридической антропологии: - природа современных правопритязаний личности; - проблема правового регулирования смены пола; - права человека после смерти; - трансплантация как одна из проблем современного права. Э И П МШ

Индивидуальная работа преподавателя со студентами

Не- де- ля Кол. час. Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. Ме- то- ды
    Практическая работа: «Разработка формы и содержания опросного листа для проведения юридико-антропологического опроса студентами 25-30 респондентов»: - определение основной проблематики курса и выявление наиболее актуальных вопросов современной юридической практики; - характеристика роли антропологического знания в оценке современных правовых проблем; - человек – центральное звено правового регулирования; - место права в системе ценностей современных россиян. М П Д Э ПБ МПН МШ
    Тема:«Становление «человека юридического». Подготовка докладов на НОК по следующим проблемам: - табу как прототип правового запрета; - человек как объект правовой аккультурации; - правовой статус человека в традиционном обществе; - «право государства» и человек. М П Д ПБ
    Тема: «Анализ исторических форм правосудия». Подготовка докладов на НОК по следующим проблемам: - общинное правосудие: примирительная и карательная модели; - восстановление как цель правосудия; - типологии процедур урегулирования конфликтов; - интерпретативные теории множественности нормативных категорий урегулирования конфликтов; - область вмешательства государства в урегулирование конфликтов. М П Д ПБ Э И
    Контрольная работа по теме: «Сравнение традиционных и современных систем права». Контрольные вопросы: - комплексные системы родства в современных обществах: брачные союзы и запрет инцеста; - природа и отношения родства: антропологический взгляд на нетрадиционные способы зачатия; - различие полов – вопрос права; - категория договора и категория принуждения в способах урегулирования конфликтов в современном обществе; - антропологический взгляд на современную семью; - государство и судебный плюрализм.   Э И ПБ Д
    Практическая работа по теме: «Методы юридико-антропологического анализа законодательства и законопроектов как научная и практическая проблема»: - теоретическое и практическое значение юридической антропологии в деле понимания и оценки законопроектов, действующего законодательства и работы юристов; - методика юридико-антропологической экспертизы; - основные задачи антропологического анализа правового текста; - стадии антропологического анализа законодательного акта; - основные вопросы, подлежащие проверке при антропологической экспертизе. М П Д Э ПБ И МШ
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...