Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аннотация к выпускной квалификационной работе, 




АННОТАЦИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ,  

выполненной студентом 4 курса, очной формы обучения,

направление подготовки 37. 03. 01 «Психология», профиль «Общий»

Ивановым Романом Владимировичем

на тему: «Влияние самооценки на учебную деятельность младших школьников» 

 

Актуальность выбранной темы. Многочисленные исследования, как в отечественной, так и в зарубежной психологии посвящены прикладным аспектам самооценки (Л. П. Гримак, Б. В. Зейгарник, И. С. Кон, А. И. Липкина, Л. А. Рыбак, Р. Бернс и др. ). Самооценка, являясь прижизненным образованием, формируется и развивается под влиянием различных социальных факторов, что позволяет говорить о ее индивидуальных и возрастных особенностях (А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Ю. И. Фролов и др. ).   

Известно, что к проблемам современного начального образования относится также подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний и при этом, особо значимой является проблема формирования активной позиции учащегося в учебном процессе, превращения его подлинного субъекта учебной деятельности. Однако учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника требует умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, т. е. определенного уровня развития самооценки.  

 Поскольку, на формирование самооценки младшего школьника в значительной мере влияет социальная среда, неадекватная самооценка мешает детям хорошо учиться, быть уверенными в себе, выбирать для себя интересное увлечение. Поэтому исследования, направленные на выявление психологических условий и закономерностей становления самооценки младшего школьника, зависимости его самооценки от уровня сформированности учебной деятельности как ведущего вида деятельности в настоящее время приобретают чрезвычайную актуальность.  

  Цель исследования – изучить влияние самооценки на учебную деятельность младших школьников.    

Задачи исследования:  

1. Проанализировать теоретические походы по изучению влияния самооценки на учебную деятельность.

2. Провести эмпирическое исследование по выявлению влияния самооценки на учебную деятельность младших школьников.

3. Разработать на основе полученных данных практические рекомендации педагогам - психологам в работе с родителями и учителями начальных классов по проблемам учебной деятельности младших школьников.

  Объект исследования - самооценка младших школьников в МОУ СОШ 40 с углубленным изучением отдельных предметов г. Воркуты.

Предмет исследования - взаимосвязь самооценки и учебной деятельности младших школьников.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что самооценка младшего школьника оказывает влияние на его учебную деятельность.

Методы           исследования: теоретический анализ и        обобщение материалов литературных источников для определения содержательной специфики           исследуемого психологического       феномена,       анкетирование, тестирование, статистическая обработка первичных данных. Методики исследования:  

- исследование самооценки: «Шкала           оценки потребности в достижении» (А. Карелин), «Самооценка эмоциональных состояний» (авторы А. Уэссман и Д. Рикс);  

- исследование учебной деятельности: «Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности» (авторы Г. В. Репкина, Е. В. Заика);

- выявление      влияния           самооценки    на      учебную         деятельность корреляция по Пирсону.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в рамках выпускной квалификационной работы проведено исследование по выявлению влияние самооценки на учебную деятельность на базе МОУ СОШ 40 с УИОП (углубленным изучением отдельных предметов) г. Воркуты.

Теоретическая значимость   исследования определена актуальностью темы, направленностью на решение выделенных задач исследования и поставленной проблемы.

Практическая значимость исследования. Материалы проведенного исследования могут быть использованы при работе педагога - психолога с родителями и учителями начальных классов, в процессе индивидуального консультирования психолога по проблемам учебной деятельности и формирования адекватной самооценки младших школьников.

Выводы.

1. Проанализировав теоретические походы по изучению влияния самооценки на учебную деятельность нами сделан вывод о том, что самооценка является фактором формирования и развития успешной учебной деятельности школьников. У обучающихся с адекватным уровнем самооценки уровень успешности в учебной деятельности высокий, а у обучающихся с завышенной и заниженной самооценкой уровень успешности низкий. Самооценка является формой отражения человеком самого себя как объекта познания и эмоционально ценностного отношения к себе, выполняющих регуляторные функции в поведении. В структурном плане самооценка представляет собой сложную систему, состоящую из когнитивного и эмоционального компонентов, функционально образующих неразрывное единство. Выделяют следующие уровни самооценки: адекватная, завышенная, заниженная.

Средствами формирования адекватной самооценки являются: оценка другими успеваемости в процессе обучения, характер взаимоотношения обучающегося со сверстниками и учителем, осмысление деятельности, взаимоотношение с членами семьи, использование различного рода игры, занятия предлагают ребенку такие ситуации, где он должен как-то отнестись к себе и оценить свои умения что-либо делать.

2. Нами было проведено эмпирическое исследование по выявлению влияния самооценки на учебную деятельность младших школьников на базе МОУ СОШ 40 с УИОП г. Воркуты. В исследовании приняло участие 30 учащихся 3 классов. Нами были сделаны следующие выводы по методике «Шкала оценки потребности в достижении»: более половины учащихся имеют низкий уровень мотивации достижения. Дети удовлетворены тем, что на данный момент достигнуто, у них нет стремления к улучшению результатов и узнать что-то новое, если по какой-либо причине у них что-то не получается – они могут отказаться от идеи, бросить дело не завершив его.

 Выводы по методике «Самооценка эмоциональных состояний»: у большинства учащихся выявлен низкий уровень спокойствия, преобладание тревожности, дети чувствуют свою нерешительность, боязливость, напряженность; преобладает низкий уровень энергичности; преобладает подавленность в самооценке; низкий уровень уверенности в себе. Выводы по методике оценки уровня сформированности учебной деятельности: у детей наблюдает любопытство, интерес к новому, преобладает ситуативные интерес к учебе; преобладает 3 уровень «целеполагания» - переопределение познавательной задачи в практическую; большинство школьников выполняю учебные действия в сотрудничестве с учителем, у части детей неадекватный перенос учебных действий, также у некоторых наблюдается адекватный перенос учебных действий; у детей почти в равной степени преобладают с первого по четвертый уровни сформирвоанности контроля учебной деятельности; 4 уровень сформированности оценки учебных действий: неадекватная прогностическая оценка.

 В ходе анализа полученных расчетов корреляции по Пирсону выявлена прямая положительная корреляция по всем критериям. Однако выявлена значимая корреляция по следующим показателям и шкалам: мотивации достижения влияют на учебный интерес, контроль и оценку учебной деятельности; эмоционально спокойствие учащихся - учебную деятельности влияет на учебный интерес и действия, контроль и оценку учебной деятельности; энергичность положительно - на учебные действия и оценку учебной деятельности. Такие структурные составляющие самооценки как «приподнятость» и «уверенность в себе» положительно влияют на все компоненты учебной деятельности (учебный интерес, целеполагание, учебные действия, контроль, оценка).

Следовательно, при низком уровне мотивации и потребности в достижении наблюдаются снижение учебного интереса, что может привести к его полному отсутствию, также у детей отсутствует контроль в учебной деятельности или он находиться на уровне непроизвольного внимания, также выявлено отсутствие оценки своей деятельности или неадекватная ретроспективная оценка. И наоборот при повышении уровня мотивации достижения учебный интерес повышается, у детей наблюдается реакция на новизну, формируется любопытство и любознательность, формируется контроль учебной деятельности на уровне произвольного внимания, адекватная ретроспективная оценка и появляется на начальной форме потенциально-адекватная прогностическая оценка.

Низкий уровень спокойствия и высокий уровень тревожности способствуют снижению учебного интереса и действий, так учащиеся не проявляют неадекватный перенос учебных действий, не могут оценить и проконтролировать свои действия в учебе, что в свою очередь ведет к отсутствию учебного интереса. Высокий уровень спокойствия способствует формированию устойчивого учебно-познавательного интереса, адекватному переносу учебных действий без сотрудничества с учителем, контролю на уровне произвольного внимания и потенциальному рефлексивному контролю, актуально- адекватной прогностической оценки своей учебной деятельности.

Учащиеся с высоким уровнем энергичности, то есть инициативные, деятельные, предприимчивые, устремленные, активные, отличаются сформирвоанностью таких компонентов учебной деятельности, как адекватный перенос и самостоятельным построением учебных действий и имеют актуально- адекватная прогностическую оценку. У детей с низким уровнем энергичности, то есть застенчивые, нерешительные, запуганные, подавленные, наблюдается отсутствие учебных действий как целостных или неадекватный перенос учебных действий, а также выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем и неадекватная ретроспективная оценка. своих действий.

Дети с высоким уровнем приподнятости и уверенностью в себе сформированы все компоненты учебных действий согласно возрастным особенностям младших школьников. Низкий же уровень этих структурных составляющих самооценки характеризуется отсутствием интереса к учебе, целей, учебных действий, контроля и оценки учебной деятельности.

3. На основе полученных данных нами разработаны практические рекомендации для педагога - психолога в работе с родителями и учителями начальных классов по проблемам учебной деятельности младших школьников.

Данные рекомендации включают в себя общие рекомендации для педагога-психолога и учителя третьего класса, а также отдельно выделены упражнения на формирование адекватной самооценки для проведения тренингов педагогом-психологом. Определены рекомендации для учителя начального класса, направленные на формирования всех компонентов адекватной самооценки и учебной деятельности. Разработаны рекомендации для родителей учащихся для формирования самооценки и устранению.

 

Студент ___ подпись ____ /Иванов Р. В.

 

Научный руководитель ___ подпись ___ /к. п. н., доцент Иванова С. Г.

«____» __________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой ___ подпись ____ /к. п. н., доцент Иванова О. Б.  

«____» __________ 20__ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Лаврик О. В.

 

 

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...