Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

b. не предоставляют таким предприятиям возможность устранения конкуренции в отношении существенной части соответствующей продукции».

Общая характеристика антимонопольного права ЕС.

Антимонопольное правовое регулирование - это комплекс правотворческих и правоприменительных мер, направленных на поддержание и создание условий для добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках посредством целенаправленного установления и обеспечения соблюдения правил, определяющих запрещенные способы поведения на рынке.

Для конкурентного права ЕС характерно сравнительно мягкое регулирование монополистической деятельности. Нормы конкурентного права ЕС не предусматривают запрет монополизации рынка и любой деятельности, ведущей к такой монополизации запрета. Конкурентное право ЕС сосредотачивает внимание преимущественно на антиконкурентных соглашениях фирм. Контроль над структурой рынка, т.е. над тем, какие доли рынка имеют отдельные фирмы, играет в европейском праве меньшее значение.

Правовые нормы ЕС, посвященные антиконкурентным соглашениям, содержатся, прежде всего, в ст. 85 Римского Договора о создании ЕЭС (1957 г.), являющегося своеобразной конституцией ЕС. Более подробные нормы предусмотрены в предписаниях (регламентах) Совета ЕС, который наряду с Европейским парламентом является его законодательным органом. Среди них наибольшее значение имеет Предписание 17 от 6.02.1962 г. – Первое предписание по применению ст. 85 и 86 Договора.

Положения о защите конкуренции были включены в договор о ЕОУС 1951 г. И в Римский договор о ЕЭС 1957 г. Здесь нумерация статей приводится по версии договора о Европейском сообществе, введенной Амстердамским договором о ЕС 1997 г.

Основными мерами и способами защиты конкурентной среды, применяемыми в законодательстве государств-членов ЕС и в наднациональных правовых актах Союза являются меры, направленные на пресечение соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию; меры, направленные на пресечение злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующими субъектами на соответствующем рынке; меры, направленные на контроль сделок экономической концентрации; меры, направленные на пресечение действий органов государственной власти и соглашений с их участием, которые ограничивают конкуренцию; меры, направленные на пресечение недобросовестной конкуренции на рынке.

Цели национальной антимонопольной политики государств-членов ЕС существенно различаются, но Общий рынок создает основу для формирования своеобразного их консенсуса, отвечающего интересам как Союза в целом, так и его членов. К числу основных целей антимонопольного права ЕС на сегодняшний день относятся: достижение экономической эффективности и экономического роста; рост благосостояния потребителя и защита его прав при оптимальном распределении ресурсов; защита прав малых предприятий от крупных экономических объединений; содействие созданию единого Европейского рынка и предотвращение его разрушения от противоправной деятельности юридических лиц; защита экономических свобод; противодействие инфляционным процессам; обеспечение равноправного и справедливого участия субъектов экономических отношений на Общем рынке.

Часть 1 ст .85 Римского договора запрещает как несовместимое с Общим рынком следующее: все соглашения между предприятиями, решения ассоциаций предприятий и согласованные действия, которые могут причинить ущерб торговле между Государствами-членами и которые имеют своей целью или следствием предотвращение, ограничение или искажение конкуренции в пределах Общего рынка, и в частности которые:

1. прямо или косвенно устанавливают цены купли-продажи и любые иные условия торговли;

2. ограничивают или контролируют производство, торговлю, техническое развитие или инвестиции;

3. делят рынки или источники снабжения;

4. предусматривают различные оговорки к одинаковым сделкам с другими торговыми партнерами, ставя их тем самым в невыгодные конкурентные условия;

Требуют при заключении контрактов принятия другими сторонами дополнительных обязательств, которые по своей природе или в соответствии с обычаями торговли не имеют связи с предметом таких контрактов. Перечень запретов не является исчерпывающим, и поэтому Комиссия и суды ЕС могут признавать антиконкурентными и другие виды соглашений, решений и действий.

Итак, положения ст.85 нарушаются в тех случаях, когда соглашения, решения и согласованные действия предприятий отвечают трем требованиям: 1) имеет место сговор в какой-либо форме между предприятиями; 2) сговор может нанести вред торговле стран-участниц; 3) он имеет целью или следствием ограничение конкуренции в пределах ЕС.

Под соглашением понимают обычно и прежде всего контракты гражданско-правового содержания. И если такой контракт предусматривает действие, запрещенное ст.85, он согласно ч. 2 ст.85 недействителен.

Антиконкурентными признаются и соглашения, не имеющие формы контракта.

Статья 85 запрещает соглашения, решения и действия, которые могут причинить ущерб торговле между странами ЕС.

Соглашение, решение или действие становится правонарушением, если оно подпадает под третье условие ст.85. а именно: «имеет своей целью или следствием устранение, ограничение или искажение конкуренции в пределах Общего рынка». Комиссии достаточно доказать одно: или цель или следствие, чтобы правонарушение существовало.

Последствия ограничения конкуренции должны быть заметны, ощутимы. В целях разъяснения предписаний об ощутимости последствий Комиссия ЕЭС сформулировала в 1970 г указания по малым соглашениям. Согласно этому указанию не преследуются такие соглашения, действия которых распространяется на товары и услуги, составляющие не более 5% всего рынка подобных товаров и услуг, и в которых участвуют предприятия с общим годовым товарооборотом, не превышающим 200 млн. европейских валютных единиц.

Но в ряде случаев положения части 1 ст.85 Римского договора не применяются. Они перечислены в части 3 ст.85, допускающей как индивидуальные, так и коллективные исключения: «Положения части 1 могут быть, однако, объявлены в качестве неприменимых в отношении:

· любого соглашения или категории соглашений между предприятиями;

· любого решения или категории решений ассоциаций предприятий;

· любого согласованного действия или категории согласованных действий, которые содействуют улучшению производства или распределению товаров либо техническому или хозяйственному прогрессу, одновременно обеспечивая потребителям справедливую долю итоговых благ, и которые

a. не налагают на соответствующие предприятия ограничений, ненужных для достижения указанных целей;

b. не предоставляют таким предприятиям возможность устранения конкуренции в отношении существенной части соответствующей продукции».

Немалую опасность для конкурентной среды в ЕС представляет государственная помощь.

В связи с этим ч. 1 ст. 87 Договора о Европейском сообществе предусматривает, что любая предоставляемая государствами-членами помощь в виде дотаций и т.д. будет рассматриваться как несовместимая с Общим рынком.

В качестве государственной помощи могут рассматриваться: прямые субсидии; льготы по налогам и иным платежам; льготные банковские проценты; безвозмездное предоставление права пользования землей или зданиями; гарантии по кредитам, предоставляемые на льготных условиях, и некоторые другие меры

Обстоятельства, при наличии которых Европейская Комиссия может признать государственную помощь правомерной:

1)если помощь оказывается с целью содействия экономическому развитию регионов, в которых уровень жизни ненормально низок или с высокой безработицей (п. «а» ч. 3 ст. 87 Договора о ЕС);

2)помощь, имеющая целью содействовать осуществлению проекта, имеющего общеевропейскую значимость или призванного выправить серьезные нарушения (п. «Ь» ч. 3 ст. 87 Договора о ЕС);

3) помощь, предоставляемая с целью стимулировать развитие некоторых видов экономической деятельности или некоторых экономических регионов, если она не оказывает вредного воздействия на условия торговли в такой степени, что это противоречит общим интересам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...