Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация по назначению

ЛЕКЦИЯ

Тема: Понятие и типы информационных систем

План:

1. Понятие информационной системы

2. Классификация информационных систем

Понятие информационной системы

Содержание данной главы посвящено одной из важней­ших прикладных областей информатики — информацион­ным системам. В широком смысле информационной систе­мой можно назвать любую организационную структуру, задача которой состоит в работе с информацией. Примеры таких структур: библиотека, справочная служба железных дорог, пресса (редакция газеты, телецентр, радиостудия). В этом смысле информационными системами являются все подразделения управленческой структуры предприятия: бухгалтерия, отдел кадров, отдел научно-технической ин­формации и пр. Примеры можно продолжить. Все эти служ­бы существовали и до появления компьютеров, существуют и сейчас. Разница в том, что раньше они использовали «бу­мажные» технологии работы с информацией, простые сред­ства механизации обработки данных, а сейчас все шире ис­пользуют компьютеры. В дальнейшем речь будет идти только о компьютерных информационных системах.

Информационная система (ИС) — это система, по­строенная на базе компьютерной техники, предназна­ченная для хранения, поиска, обработки и передачи зна­чительных объемов информации, имеющая определенную практическую сферу применения.

 

Классификация информационных систем

Многочисленные и разнообразные информационные сис­темы, которые существуют сегодня, можно классифициро­вать по разным признакам.

Техни­ческая база

Первый признак классификации — используемая техни­ческая база.

Простейшая ИС работает на одном компьюте­ре. Это может быть персональный компьютер, а также ми­ни-ЭВМ или большая ЭВМ. Вся информация сосредоточена в памяти этой машины, и на ней же функционирует все про­граммное обеспечение системы.

Другой вариант — ИС на базе локальной сети. Обычно это информационные системы, обслуживающие учрежде­ние, предприятие, фирму. В такой системе информация мо­жет передаваться по сети между разными пользователями; разные части общедоступных данных могут храниться на разных компьютерах сети.

 

И наконец, третий вариант — это информационные сис­темы на базе глобальных компьютерных сетей. Все извест­ные вам службы Интернета можно рассматривать как тако­вые. Наиболее масштабной из них является World Wide Web. Имеется также множество так называемых корпора­тивных ИС. Они объединяют между собой ИС, функциони­рующие на базе локальных сетей предприятий одного ве­домства, региона и пр. Если вам приходилось покупать железнодорожные или авиабилеты на дальние расстояния, то, значит, вы пользовались услугами транспортной инфор­мационной системы, работающей на базе специализирован­ной глобальной сети.

 

Классификация по назначению

Другой принцип классификации информационных сис­тем — классификация по назначению, то есть по выполняе­мым функциям. Наиболее старым и традиционным видом ИС являются информационно-справочные, или информаци­онно-поисковые системы (ИПС).

Основная цель в использо­вании таких систем — оперативное получение ответов на за­просы пользователей в диалоговом режиме. Характерным свойством ИПС является большой объем хранимых данных, их постоянная обновляемость.

Обычно пользователь желает получить ответ на свой запрос быстро, поэтому качество сис­темы во многом определяется скоростью поиска данных и выдачи ответа. При работе ИПС не используются сложные методы обработки данных. Хранилище информации, с кото­рой работает ИПС, называется базой данных. Примером справочной системы является ИПС крупной библиотеки, по­зволяющая определить наличие в библиотеке нужной книги или произвести подборку литературы по заданной тематике. Поисковые серверы Интернета — это информационно-спра­вочные системы сетевых ресурсов.

 

Другой тип информационных систем — управляющие системы. Основное назначение таких систем — выработка управляющих решений. Управляющие системы бывают полностью автоматическими или автоматизированными. Системы автоматического управления (САУ) работают без участия человека. Это системы управления технически­ми устройствами, производственными установками, техно­логическими процессами.

Например, САУ используются для управления работой ускорителей элементарных частиц в физических лабораториях, химического реактора или ав­томатической линии на производственном предприятии. В таких системах реализована кибернетическая схема управления с обратной связью. Роль системы управления выполняет компьютер, который работает по программе, со­ставленной программистами. Управление в САУ происхо­дит в режиме реального времени. Это значит, что управляю­щие команды вырабатываются синхронно с управляемым физическим процессом. Поэтому с ростом скорости работы управляемого объекта должно повышаться быстродействие управляющего компьютера.

Автоматизированные системы управления (АСУ) можно назвать человеко-машинными системами. В них компьютер выступает в роли помощника человека-управ­ляющего. В АСУ задача компьютера состоит в оператив­ном предоставлении человеку необходимой информации для принятия решения. При этом компьютер может вы­полнять достаточно сложную обработку данных на основа­нии заложенных в него математических моделей. Это мо­гут быть технологические или экономические расчеты, то есть компьютер берет на себя определенные инженерные функции. Конечно, в АСУ тоже имеются ограничения на время получения ответа от компьютера на запросы пользо­вателей. Но эти ограничения не такие жесткие, как в ав­томатических системах. Часто в автоматизированных сис­темах управления в качестве подсистем присутствуют ИПС. Крупные АСУ обеспечивают управление предприя­тиями, энергосистемами и даже целыми отраслями произ­водства.

 

Еще одним видом информационных систем являются обучающие системы на базе ЭВМ. Простейший вариант такой системы — обучающая программа на ПК, с которой пользователь работает в индивидуальном режиме. Сущест­вует множество таких программ практически по всем школьным предметам и ряду курсов профессионального обучения. Более сложными являются обучающие системы, использующие возможности компьютерных сетей. В ло­кальной сети можно организовывать обучение с элемента­ми взаимодействия учащихся между собой, используя соревновательную форму или форму деловой игры. Наибо­лее сложными и масштабными обучающими системами яв­ляются системы дистанционного обучения, работающие в глобальных сетях. Дистанционное образование называ­ют образованием XXI века. Уже существуют дистанцион­ные отделения во многих ведущих вузах страны, формиру­ется международная система дистанционного образования. Такие системы открывают доступ к качественному образованию для всех людей, независимо от их места жительст­ва, возраста, возможных физических ограничений. Высо­коскоростные системы связи в сочетании с технологией мультимедиа позволяют организовывать обучение в режи­ме реального времени (on line), проводить дистанционные лекции, семинары, конференции, принимать зачеты и эк­замены.

 

И наконец, экспертные системы системы, основан­ные на моделях знаний из определенных предметных облас­тей. Экспертные системы относятся к разделу информатики, который называется «Искусственный интеллект». Эксперт­ная система заключает в себе знания высококвалифициро­ванного специалиста в определенной предметной области и используется для консультаций, помощи в принятии слож­ных решений, для решения плохо формализуемых задач. Примерами проблем, которые решаются с помощью эк­спертных систем, являются: установление диагноза болезни; определение причин неисправности сложной техники (на­пример, космического корабля); выдача рекомендаций по ликвидации неисправности; определение вероятных послед­ствий принятого управляющего решения и так далее. По­добно ИПС, экспертные системы часто входят в состав АСУ в качестве подсистем.

 

Список рассмотренных нами информационных систем далеко не полный. Существуют еще автоматизированные системы научных исследований (АСНИ), системы автома­тизированного проектирования (САПР), геоинформацион­ные системы (ГИС) и другие. Описывать их подробно в рамках школьного учебника не представляется возмож­ным.

знать

Информационная система (ИС) — это система, построен­ная на базе компьютерной техники, предназначенная для хранения, поиска, обработки и передачи значительных объемов информации, имеющая определенную практичес­кую сферу применения.

Технической базой для ИС может быть один отдельный компьютер, локальная или глобальная компьютерная сеть.

По назначению различаются следующие виды ИС: инфор­мационно-справочные (поисковые) системы; управляющие системы; обучающие системы; экспертные системы и другие.

 

Контрольные вопросы

1. Какие основные признаки современной информационной сис­темы можно выделить?

2. К какому типу ИС относится:

• система прогноза погоды для различных регионов страны;

• система управления беспилотным космическим кораблем;

• система диспетчерской службы крупного аэропорта;

• система диагностики в кардиологической клинике.

3. Придумайте возможные области использования информацион­ных систем в деятельности школы. К каким типам ИС относит­ся каждая из придуманных вами систем?


 

Приложение 1.

Рис. 1. Базы данных и реляционная СУБД MS Access

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...