Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.




В свою очередь выполнение последнего правила во многом зависит от того, насколько глубоко и правильно педагог осознает истинные причины своих конфликтных отношений с учащимися. Нередко эти причины кроются в особенностях его личности, а также в уровне профессионально-педагогической компетентности, касающейся психологической подготовки педагога:

§ ограниченные возможности педагога прогнозировать на учебных занятиях поведение учащихся. Неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход работы, вызывает у педагога раздражение и стремление любыми средствами убрать помехи. В свою очередь недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего сложившейся обстановке тона обращения;

§ свидетелями ситуации являются другие учащиеся, поэтому педагог стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;

§ педагогом, как правило, оценивается не отдельный поступок учащегося, а его личность в целом (глобальная педагогическая оценка). Такая оценка часто определяет отношение к учащемуся других педагогов и сверстников (особенно в средней школе);

§ оценка учащегося часто строится на субъективном восприятии его поступка и малой информативности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни и т.п.;

§ педагог затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать учащегося, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к учащемуся не повредит;

§ немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между педагогом и отдельными учащимися. Личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;

Личностные качества педагога также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, высокомерие, самодовольство, педагогическая беспомощность и др.). Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение педагога при взаимодействии с учащимися, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие педагога, общий психологический климат и организация работы в педагогическом коллективе.

Недостаточная подготовка педагогов, особенно молодых, которые только начинают свою профессиональную деятельность, к конструктивному разрешению конфликтов с учащимися приводят к серьезным деструктивным последствиям. В частности, по данным психологических исследований, 35 - 40% детских неврозов носят дидактогенный, связанный с учебной деятельностью, характер. Поэтому очень важно, чтобы педагог умел правильно определить свою позицию в конфликте. Если на его стороне выступает учебная группа (коллектив класса), ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же группа начинает развлекаться вместе с конфликтующим учащимся или занимает двойственную позицию, это чревато для педагога негативными последствиями (в частности, конфликты могут стать привычной формой педагогического взаимодействия и расцениваться обеими сторонами как своеобразная норма взаимоотношений).

Часто общение педагога с повзрослевшими или уже взрослыми учащимися продолжает строиться на тех же принципах, что и с воспитанниками младших возрастных категорий, обеспечивающих ему возможность требовать от них беспрекословного подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям учащихся, которые в личностном плане стремятся занять равное с педагогом положение. Благополучное разрешение конфликта в такой ситуации невозможно без психологической готовности педагога перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими или взрослыми учащимися. Инициатором таких взаимоотношений должен быть педагог.

Основные рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:

§ контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;

§ не приписывать учащемуся свое понимание его позиции, перейти на «я»-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);

§ не оскорблять учащегося (есть слова, которые, прозвучав из уст педагога, наносят такой ущерб отношениям с учащимися, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);

§ стараться не удалять учащихся из учебного помещения за какие-либо проступки;

§ по возможности не обращаться к административным мерам разрешения конфликтных ситуаций и не привлекать в качестве своих помощников представителей административных структур;

§ не отвечать на агрессию агрессией (это принизит достоинство педагога в первую очередь), не затрагивать личности воспитанника, если дело касается только его конкретного действия или поступка. Давать не абстрактную, а конкретную оценку только его определенным действиям;

§ дать себе и учащемуся право на ошибку, не забывая о том, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;

§ независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения с учащимся (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к учащемуся);

§ не бояться конфликтов с учащимися, брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;

Ценя в учащихся способность понимать вас, во всем соглашаться с вами, необходимо помнить слова, сказанные в свое время Стендалем: «Опереться можно только на то, что сопротивляется».

Не меньше проблем, чем конфликты с учащимися, доставляют педагогу озабоченности конфликтные отношения между учащимися. Если не напрямую, то косвенно, педагог всегда втянут в такой конфликт и обязан участвовать в его конструктивном разрешении, особенно если это происходит во время учебных занятий.

Откуда возникают конфликты? Многие из них – симптомы скрытых, глубоких проблем, и только объективный анализ этих проблем поможет разрешить конфликт продуктивно. Причины конфликтных ситуаций можно сгруппировать в несколько блоков.

Атмосфера соперничества в учебной группе (классе). Если она есть, то учащиеся приучаются работать не друг с другом, а каждый за себя и друг против друга; при этом они не умеют сотрудничать и работать в сообществах (группах).

Атмосфера нетерпимости, вражды и недоверия. Она возникает, когда учащиеся не научились быть снисходительными к другим, не видят достоинств окружающих, не умеют поддерживать и подбадривать друг друга в трудных ситуациях. В такой учебной группе многие учащиеся страдают от одиночества и изоляции, здесь часто возникают споры и ссоры на почве национальных и культурных различий.

Неумение общаться. На этой почве то и дело возникает недопонимание, неверное истолкование намерений, чувств, желаний, действий окружающих людей. Учащиеся не знают, как сформулировать мысль, как выразить свои чувства, иногда они просто боятся это сделать. Они не умеют выслушать собеседника, ненаблюдательны, не замечают его эмоционального состояния и по этой причине проявляют невнимание, что расценивается собеседником как душевная черствость.

Неадекватность выражения эмоций. В каждом конфликте присутствует аффективный компонент. Если учащиеся не умеют владеть собой, конфликт легко разгорается. Бывает, что учащимся просто неизвестны иные способы выражения эмоций, кроме агрессивных (так они проявляют страх или фрустрированность).

Отсутствие навыков разрешения конфликтов. Часто примером грубого и агрессивного поведения служат родители или группы сверстников за пределами учебного заведения. Передачи телевидения также вносят свою лепту. Многое зависит, конечно, и от общей зрелости учащегося, и от его нравственного уровня.

Злоупотребление властью со стороны педагога. В этом нелегко признаваться, но поведение педагога тоже может вызвать конфликты. Его непоследовательность, неразумные или чрезмерно завышенные требования могут довести учащихся до фрустрации. Когда педагог постоянно придерживается авторитарного стиля, системы жестких, негибких правил, в любой учебной группе может возникнуть атмосфера страха и недоверия.

Сами конфликты в педагогическом процессе можно разделить на три вида. Первый – конфликты, возникающие из-за недостатка ресурсов (чего-то не хватает на всех: учебных пособий, внимания педагога, дружбы сверстников). Такие ситуации уладить легче всего. Второй – конфликты, связанные с желаниями, стремлениями, потребностями (включая стремление к власти, дружбе, самоутверждению, достижению), которые приходят в противоречие с желаниями других людей. С этими конфликтами справиться труднее, так как причины их скрыты. Третий вид – конфликты между ценностями. Это самый трудный случай. Когда ставятся под сомнение наши ценности, мы ощущаем это как угрозу смыслу своей жизни и становимся совершенно нетерпимыми (совсем необязательно при этом считать, что речь при этом идет о религиозных или политических взглядах). Конфликты между целями относятся к той же категории. У каждого человека есть какие-то цели; наши старания достигнуть цели отражают ее ценность для нас. Когда вступают в противоречие цели разных людей, достичь согласия нелегко.

Как распознать, какой именно конфликт происходит? Например, учащиеся обсуждают какую-то захватывающую проблему и спорят, кому из них высказываться первому. Что это – борьба за власть или за ресурс, то есть право первого голоса? Возможно, то и другое. Но разрешить конфликт можно только тогда, когда ясна его суть.

Американский педагог-исследователь В. Крайдлер предлагает такую «формулу конфликта». Два (или более) человека вступают во взаимодействие и ощущают несовместимые отличия друг от друга или угрозу своим ресурсам, возможностям, потребностям, ценностям. В ответ изменяется их поведение. В этом заключается суть любого конфликта.

Итак, конфликт возник. При каких обстоятельствах он усиливается? Среди таковых можно выделить:

§ если в поведении участников преобладают отрицательные эмоции (гнев, фрустрация и др.);

§ если усилится ощущение угрозы;

§ если в конфликт окажутся втянутыми другие люди;

§ если учащиеся до конфликта не были дружны;

§ если учащиеся не владеют навыками общения и решения конфликтов.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в своей учебной группе. Так, например, в средних классах общеобразовательной школы часто конфликтуют между собой группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного учащегося и всего класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных. К сожалению, в последнее время подобное негативное явление стало все чаще встречаться и в подростково-молодежной среде.

Генезис агрессивного поведения учащейся молодежи связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена связь между количеством агрессивных действий у детей дошкольного возраста и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сирс). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные юноши воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л.Джавинен, С. Ларсенс).

На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностной основы важным становится не агрессия – способ достижения, а агрессия – самоцель. Она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

Кроме того, конфликты в среде учащейся молодежи обусловлены важной особенностью возраста и социального статуса: с одной стороны, учащиеся считают себя взрослыми и пытаются вести соответствующим образом, а с другой, находятся в полной или частичной материальной зависимости от своих родителей, что не позволяет им обрести статус равной с взрослыми личности. Поэтому в среде сверстников они пытаются компенсировать свою неудовлетворенность занимаемым положением и через неадекватно агрессивные формы поведения демонстрируют свою взрослость перед теми, кто в физическом или личностном плане слабее их (проявление реакции компенсации как психологического механизма защиты, как механизма психологической адаптации к жизненным условиям, которые противоречат установкам, взглядам и ориентациям личности). В зависимости от того, насколько успешно в образовательном учреждении осуществляется социализация молодежи, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между учащимися. Духовность во многом детерминирует деятельность и поведение как группы людей, так и отдельной личности.

Как и любые конфликты, возникающие в малых группах, конфликты в среде учащейся молодежи и подростков полностью изжить практически невозможно. Поэтому усилия педагога должны быть в первую очередь направлены на то, чтобы предотвратить конфликтные взаимоотношения учащихся. Заметную роль в этом может сыграть дисциплина – умение обеспечить каждому учащемуся необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку. Большое влияние на конфликтное поведение учащихся оказывает личность педагога. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах. Во-первых, стиль взаимодействия педагога с другими учащимися служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогический так первого педагога (учителя) оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся. Личностный стиль и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения учащихся друг с другом. Большое количество конфликтов характеризует отношения в учебных группах «авторитарных» педагогов. Во-вторых, педагог обязан вмешиваться в конфликты учащихся, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть – просто добрый совет. Положительное воздействие оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учащихся, особенно неформальных лидеров группы, и т.д.

Что нужно для того, чтобы не дать разгореться конфликту? Самое главное – сосредоточиться на проблеме, а не на участниках; погасить проявление отрицательных эмоций и устранить ощущение угрозы. Все это легче сделать, если до конфликта учащиеся были друзьями, если они умеют улаживать ссоры, если есть кому помочь им в решении возникшей проблемы. А таким «арбитром» может и должен стать для них педагог.

Как мы обычно реагируем на конфликт? Отвечаем агрессивно, то есть физически, словесно или любым другим способом стремимся одолеть противника. Или обращаемся к старшим, авторитетным людям или к тому, кто сильнее и может нас защитить. Или просто игнорируем ситуацию. Кроме названных существует множество других способов разрешения конфликтных ситуаций. Принципиально важно, чтобы конфликтующие стороны понимали, что лучшее разрешение конфликта – когда обе стороны выходят удовлетворенными из сложной ситуации. Но, пожалуй, еще более значимым является приобретение опыта поведения в конфликтных ситуациях и формирования личностных ресурсов продуктивного разрешения конфликтов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...