Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценообразование на мировом рынке




1. Понятие цены и особенности ценообразования на мировом рынке

2. Система цен мирового хозяйства

2.

 

 

  Цена – это денежное выражение стоимости товара. Стоимость – это определенное количество общественно-необходимого труда, затраченного на производство товара и овеществленного, воплощенного в этом товаре. Стоимость – это денежное выражение ценности вещи.

 

Стоимость товара имеет две характеристики:

– качественную;

– количественную.

Качественная характеристика заключается в выражении всех совокупных экономических отношений. Количественная характеристика отличается тем, что стоимость формируется общественно необходимыми затратами и соизмеряется общественно необходимым временем.

Формирование цены товара начинается с определения себестоимости, которая также является одной из стоимостных категорий.

 

 

  Себестоимость – это затраты предприятия на произ-водство и реализацию.

 

Затраты выражаются в денежной форме, в виде ресурсов, основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, а также труда, используемого в процессе изготовления продукции.

Возмещение через цены затрат на производство и реализацию продукции позволяет обеспечить простое воспроиз-водство на предприятии.

Обоснованность цены продукции зависит от правильного определения себестоимости, которая является расчетной базой (основой) цены.

Себестоимость продукции можно представить в следу-ющем виде:

 

, (1)

 

где – плановая типовая полная себестоимость продукции (усл. ед.);

– цеховая себестоимость (усл. ед.);

– общепроизводственные расходы (усл. ед.);

– общехозяйственные расходы (усл. ед.);

– внепроизводственные расходы (усл. ед.).

 

, (1а)

 

где – производственная себестоимость, (усл. ед.).

 

, (1б)

 

где – полная себестоимость, которая принимается за базу (основу) цены, (усл. ед.).

Величина (уровень) цены товара определяется следу-ющими факторами:

– стоимостью самого товара;

– стоимостью денежного материала (золота);

– соотношением спроса и предложения.

Величина стоимости товара прямо пропорциональна стоимости товара и обратно пропорциональна стоимости золота. Это означает, чем выше стоимость золота, тем ниже стоимость других материалов.

Величина цены определяется под влиянием действия экономических законов и, в первую очередь, закона стоимости

Превышение спроса над предложением вызывает превышение величины цены над стоимостью товара, а превышение предложения ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия. Диспропорция между спросом и предложением оказывает воздействие не только на цену, но и на стоимость, то есть снижение цены в результате падения спроса может поощрять производителей к уменьшению рабочего времени на производство товара и тем самым уменьшить стоимость товара.

Независимо от того, что цены на отдельные товары не совпадают с их стоимостями, в масштабе всего общества сумма цены равна сумме стоимостей всей товарной массы.

Цена является инструментом функционирования любых товарных рынков: потребительских, рынков товаров промышленного назначения.

В ценах на товары аккумулируются такие понятия, как нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок, составляющие основу товарных рынков. В связи с этим цена, по существу, является характеристикой товара на рынке. Поэтому в цене на товар выражается нужда в нем, потребность, запрос, целесообразность обмена. Эффективность выпускаемой продукции апробируется рынком ценой ее реализации. Целесообразность и необходимость данной продукции подтверждается также рынком и только ценой ее реализации на нем.

Цены используются при выполнении следующих операциях:

- при планировании, анализе и контроле макроэкономических пропорций;

- при определении эффективности производства;

- при сбалансированности экономических интересов производителей и потребителей продукции;

- при установлении товарообмена между территориями, отраслями и предприятиями;

- при определении таможенной стоимости ввозимых или вывозимых товаров.

Таким образом, если основной движущей силой рыночного хозяйства является конкуренция, то цена, непосредственно связанная с рынком, является также инструментом конкуренции. Рыночное хозяйство может эффективно функционировать при свободных конкурентных ценах, складывающихся в результате торга и договора купли-продажи между продавцом и покупателем с учетом конкурентного выбора, соотношения спроса и предложения, воспроизводства, равновесия рынка. Без конкурентного равновесия цен рыночное хозяйство не может эффективно развиваться.

 

  Функции цен – это наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена» и характерны для любого вида цен.

Наибольшее распространение в экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи пять функций:

- учетно-измерительная;

- рационального размещения производства;

- распределительная (перераспределительная);

- стимулирующая;

- балансирования спроса и предложения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...