Особенности развития позитивизма на российской почве
Стр 1 из 3Следующая ⇒ НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ (4 часа) Лекция 3 1. Особенности развития позитивизма на российской почве. 2. Органицистское направление. Лекция 4 3. Географическое направление. 4. Социологическая концепция Н.Я. Данилевского. Особенности развития позитивизма на российской почве
Позитивизм в России был первым большим и влиятельным учением с момента основания социологии до начала ХХ столетия. Он дал отечественной и мировой науке много крупных имен, внесших ценный вклад в теорию и методологию обществоведения. Главная сила идей О. Конта состояла в отказе от теологии и метафизики. Тем самым: 1) создавался особый настрой на поиски новых путей и средств в изучении общества; 2) вселялась надежда на отыскание для человечества пути к благоденствию. Основным пафосом интеллектуальной жизни России была вера в науку, в возможность разрешения общественных вопросов, средствами научного знания. Все это делало новое учение в глазах русской публики наиболее адекватным духовной атмосфере времени. К моменту зарождения на Западе позитивистского учения в России была уже хорошо подготовленная почва для его восприятия: – здесь сложилась сильная собственная традиция изучения общественно-исторических событий в русле критической школы русской историографии, опиравшейся на идеи Татищева, Болтина и др. Глава этой школы М.Т. Качановский уже в 1809 г. развивал идею трех стадий истории человечества; – в самом начале XIX века в русле антикрепостнических настроений зарождается русский либерализм; – некоторые русские люди 30-40-х годов хорошо знали западную литературу, регулярно следили за прессой, свободно ориентировались в европейских событиях. Они отмечали общность умонастроений французского и русского обществ, но при этом видели огромные трудности, которые стояли на пути общественного движения в России.
Содержание нового учения проникало и через естественно-научную литературу, поскольку среди ученых-естествоиспытателей было много приверженцев позитивистской доктрины. Знакомство с позитивизмом расширялось и благодаря большому интересу в России к теориям социалистов-утопистов (особенно к произведениям Сен-Симона). Первый обстоятельный очерк развития общественных наук в Европе был опубликован в России в 1845 г. Валерианом Николаевичем Майковым (сотрудником Г.В. Белинского) в связи с обсуждением вопроса о законах, управляющих социальными процессами. !!! В статье не употребляется термин «социология»; ему соответствуют: – «философия общества», – «общая наука о социальных явлениях», – «общественная философия».
О новой науке – ей предстоит направлять действие общественных сил по пути достижения порядка и прогресса. Особенности позитивизма в России: – с самого начала своего появления был представлен в виде нескольких вариантов. Но – одни были близки к религиозным течениям, – другие – стояли на противоположных позициях, тяготея к марксизму. В этом разнообразии оттенков получала отражение реальная картина общественной жизни и общественного сознания в стране, составляющих ту объективную основу, на которой происходила трансформация учения позитивизма на начальном этапе его эволюции. Что привлекало в позитивизм: – созвучность интеллектуальным поискам русской студенческой молодежи, стремящейся бороться с идеологической реакцией и архаическими формами деятельности – приемы мышления, – его способность с помощью новых методов преодолеть идеализм В Московском университете к концу 19 века сложилась блестящая плеяда выдающихся ученых-позитивистов:
Н.В. Бугаев, Ю.С. Гамбаров, В.А. Гольцев, И.И. Иванюков, В.Ф. Миллер, С.А. Муромцев, К.А. Тимирязев и др. Возникавшие в русле позитивизма подходы составили основу для образования крупных самостоятельных направлений в русской социологии: – натуралистическое направление – органицисты П.Ф. Лилиенфельд, А.И. Стронин; – географическое – выдвигавшее в качестве главного в социологии метод географического детерминизма – А.П. Щапов, Л.И. Мечников; – субъективная школа – П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, С.Н. Кривенко. Каждое из них претендовало на первенство предлагаемого ими метода. Более того, были и такие ученые, которые не примкнули ни к одному из этих направлений и разрабатывали свои оригинальные концепции: – этико-социологическая концепция Н.И. Кареева (кроме того, был основателем русской школы философии истории; – генетическая социология М.М. Ковалевского (разработал кроме того основы плюрализма в методологии социологии).
Термин «социология» стал появляться на страницах российских изданий в 1850-е годы в значении «философия истории, разработанная на научной почве».
В целом позитивистская социология в России – явление самобытное, весьма разноликое, нередко смешанное с другими течениями, – прошла в своем развитии несколько этапов. Созданные российскими позитивистами теории отличаются большим разнообразием решаемых задач и оригинальностью подходов.
Натуралистический подход к обществу был характерен для социологической науки на раннем этапе ее формирования, когда в условиях бурного развития и успехов естествознания, особенно биологии, она стремилась широко использовать в обоснование своего предмета не только многочисленные материалы и обширные данные по самым различным сферам природной жизни, но и богатый арсенал естественно-научных методов. Считалось, что такой подход позволит поставить социальное знание и саму социологию на почву строгой научности. Социологический натурализм (термин введен Н.И. Кареевым) не ограничивается в социальных науках лишь органицизмом, в широком плане он включает все попытки связать напрямую общественную жизнь с природной средой и понять ее с помощью естественных сил.
В качестве методов познания выступали прямые аналогии природа – общество и научные средства, используемые естествознанием. С этой точки зрения к социологическому натурализму относится и географическое направление – школа географического детерминизма, сложившаяся в России к последней трети XIX века. Под влиянием географического детерминизма формировалась концепция Л.И. Мечникова. Эта школа в русской социально мысли сложилась из попыток обосновать своеобразие культурно-исторического развития народов, опираясь на географические факторы: климат, почву, систему рек и др. Географическое направление в России имело свои особенности, новые идеи и не было однозначным.
Среди современных ученых-социологов нет однозначной классификации социологических направлений в России. Так, в рамках академической социологии профессор Владимир Павлович Култыгин отмечает, что в ранней российской социологии были представлены почти все основные направления так называемых «школ одного фактора», кроме расово-антропологической. Это – механицизм, органицизм, юридическая социология, социогеография, психологическое направление, плюралистическая социология (М.М. Ковалевский), социология П.А. Сорокина. Механицизм Распространение механистического направления в мировой и отечественной социологии второй половины века было связано с огромными успехами физических и вообще естественных наук, их влиянием на общественное мнение. Прогрессивно настроенные обществоведы стремились найти социальные закономерности, которые были бы столь же убедительно доказаны научно и столь же применимы для решения практических вопросов общественной жизни. Он в свое время сыграл весьма заметную роль в секуляризации [ лат. – «светский» – освобождение от церковного влияния ] социального знания, освобождении его от излишней идеологизации, мифологизации и мистицизма. Самым первым русским социологом, активно работавшим и в России, и в Европе, был Александр Иванович Стронин (1827-1889).
Он разрабатывал метод аналогий в социологии. Наиболее известны его книги «История и метод» (1869), «Политика как наука» (1872), «история общественности» (1886), «Природа и люди» (1896).. Он окончил историко-филологический факультет Киевского университета, работал учителем, занимался революционной деятельностью. Почему его концепцию можно отнести к механистическому направлению? Он считал, что структура общества пирамидальна, поскольку для наиболее удачного рассечения пробегаемой среды, согласно законам механики, требуется, чтобы тело было обращено в сторону движения своей наименьшей поверхностью, а для сообщения движущемуся телу наименьшего сопротивления и для достижения наиболее заостренной поверхности геометрия не знает иных фигур, кроме пирамиды или конуса. Вместе с тем без широкого и стабильного основания нет, по законам физики, устойчивости предмета. Детально проанализировав вертикальное строение общества, Стронин выделяет в нем и горизонтальную структуру, носящую круговой характер. Круговая горизонтальная структура объясняется им тем обстоятельством, что смещение центра тяжести на периферию грозит нарушением равновесия. В его социологическом учении объединены географический и исторический типы мышления. Согласно его круговой концепции общества один индивид может одновременно входить в состав нескольких социальных союзов. Союзы, социальные группы и составляют при этом общественные концентрические круги – семью, общину, государство.
В русле механицизма разрабатывали концепции социальной механики Николай Воронов («Основы социологии», 1909), Евгений Сперанский, Евгений Спекторский. Л. Винярский предпринял попытку сформулировать математико-функциональную «чистую социологию».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|