Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение диагностических мероприятий




В социальной работе

 

 

Одной из основных причин пробуксовки экономических реформ в России, по мнению ряда аналитиков, является недооценка правительством, административными органами важности развития социальной сферы и одного из главных его инструментов – профессиональной социальной работы. Однако не только в управляющих структурах, но и в недрах общественного сознания до настоящего времени социальная работа отождествляется с деятельностью государственных институтов по выплате пенсий и пособий, содержанию детских домов и интернатов, приютов для инвалидов, престарелых и беженцев, пунктов психологической помощи, организации благотворительных обедов и других одноразового характера акций.

Конечно, такого рода представление не охватывает всей сложности и многообразия социальной работы. Например, здесь абсолютно не учитывается потребность общества в организации социальной защиты граждан, еще не попавших в бедственное положение, но нуждающихся в квалифицированном совете, в необходимой информации и знаниях, в психологической и юридической поддержке.

Кроме того, подлинно профессиональная социальная работа предполагает оптимальное сочетание «профилактики заболевания» с «лечением» социальных недугов. При этом очевидно, что если компетентным социальным структурам удастся достичь определенных успехов в профилактике, то это рано или поздно приведет к снижению числа нуждающихся в социальной помощи.

Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь социальных изменений, их обусловленность разнообразными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности.

Выявление этих причинно-следственных связей и составляет суть социальной диагностики. Качество социальной работы впрямую зависит от того, насколько квалифицированно осуществляются диагностические процедуры, насколько объективно оценивается состояние социального объекта и насколько верно избраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой для социального исследования и измерения. Именно социальная диагностика дает управленческим органам и конкретным социальным работникам необходимые знания, на основе которых разрабатываются и корректируются различные социальные проекты, изучается морально-психологический климат в обществе, составляется прогноз развития социальных систем, разрабатываются перспективные технологии социальной работы.

В книге В. Сусловой «Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления» понятие «социальная диагностика» определяется как «комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития» [54]. Автор делает вывод, что социальный диагноз представляет собой «научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления». Он связан с всесторонним и систематическим наблюдением и изучением, анализом побудительных мотивов поведения объектов или явлений.

В то же время, относительная молодость социальной работы как науки и практики, некоторая промежуточность положения ее в современной общественной жизни неизбежно связаны с интенсивными поисками как в области смыслополагания, технологий и методов социальной работы, так и в области социальной диагностики. Следует сразу отметить, что на фоне уже разработанных в медицине, психологии (в том числе и различных ее отраслей), социологии диагностических методов и процедур, поиск деятелями в области социальной работы «собственного лица» является непростым делом [55]. Поэтому социальная работа, как правило, использует традиционные исследовательские технологии, а специфичность целей скорее реализуется не на уровне технологий и методов диагностики как таковых, а на уровне смыслополагания.

Интересующий нас термин «диагностика» (от греч. diagnostikos – способный распознавать) заимствован из медицины. Он подразумевает общий способ получения исчерпывающей информа­ции об изучаемом объекте или процессе. Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20-начале 30-х гг. XX века. Функции диагностики в области социальных отношений и процессов аналогичны выявлению характера заболевания в медицине: «… если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области соматического (телесного) здоровья относится и к психическому здоровью, в том числе к выявлению уровня знаний, интеллекта (педагогический аспект), а потому диагностика в социальной работе – чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности», – пишут авторы учебного пособия «Технология социальной работы».

Поскольку социально ориентированная практика существует с момента возникновения первых социальных структур, которые создали древние люди (мы здесь имеем в виду уже первые табу, в частности «не убий», естественное разделение труда[56] и т.п.), то можно утверждать, диагностика имеет очень давние корни. Однако попытки разработки научных основ диагностики стали осуществляться лишь в конце XIX – начале XX вв. Вместе с тем, еще достаточно долго она носила научно некорректный, а часто произвольный характер и основывалась на формализованных и полуформализованных интервью, наблюдениях и других способах индивидуального накопления социальных знаний, опыта и информации об объекте исследования. Отсюда и ее результаты часто были неконкретны и оставляли значительный простор для интерпретации.

Сегодня совершенно очевидно и общепризнанно, что проблемы, решаемые социальными работниками в ходе профессиональной деятельности, весьма сложны и многоаспектны. Это, в свою очередь, предполагает, что всякое социальное взаимодействие должно опираться на точное представление о характере, особенностях и структуре объекта, нуждающегося в социальной помощи и поддержке. Проблемы, с которыми сталкиваются клиенты, опосредованы определенными социальными и внутренними причинами. Установление указанных обстоятельств и составляет суть социальной диагностики.

Зададимся, например, вопросом: возможно ли выработать эффективное решение задачи социальной помощи, если диагностика либо не проводится вовсе, либо опирается на сугубо интуитивные, ненаучные критерии? И ответ будет, безусловно, отрицательным. Эффективность профессиональных действий непосредственно зависит от того, насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности. Поэтому авторы учебного пособия «Технология социальной работы» указывают: «Объективность варианта решения проблемы во многом определяется соблюдением апробированной технологии социальной диагностики (что дает некоторые основания надеяться на ее объективность – Е.А.) и зависит от нее».

И.Ф. Деватко дает следующее, представляющееся нам достаточно точным, определение, согласно которому социальная диагностика – это «… комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития»[57].

Однако это определение мы не можем признать исчерпывающим, поскольку диагностика в социальной работе не может останавливаться на этапе получения количественных или качественных данных об объекте. Во-первых, эти показатели должны быть грамотно и точно интерпретированы. Во-вторых, эти данные должны быть достаточными для того, чтобы определить степень и меру участия социальных органов в жизни объекта.

Кроме того, следует иметь в виду, что «ресурсы участия социальных служб в жизни клиента[58]», которыми реально располагают социальные органы, отнюдь не безграничны. Т. Шанин справедливо, на наш взгляд, замечает: «Ресурсы, которыми располагают социальные работники, зависят не только от общей экономической ситуации, но также и от идеологических и политических принципов распределения общественных средств. В этом смысле в последнее десятилетие ситуация складывалась особенно неблагоприятно: денег на социальную работу выделялось явно недостаточно и одновременно все более ужесточалась система отчетности, хотя четких оценочных критериев не существовало и сами требования постоянно менялись». В силу этого присущие социальной работе как профессии и научной дисциплине противоречия проявились особенно ярко. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как целесообразно распределить эти «ресурсы участия», реагируя при этом не столько на то, что именно требует клиент от социальных служб, а на то, что ему действительно необходимо.

Социальная диагностика необходима не только как предваряющая социальное взаимодействие процедура. Диагностироваться должен и сам процесс помощи (например, ее эффективность), текущие изменения, которые происходят в объекте в ходе взаимодействия, и, если в этом возникает потребность, то диагноз должен давать основания для коррекции взаимодействия, точнее, для определения количественных и качественных характеристик этой коррекции. Здесь мы можем вести речь о диагностическом мониторинге.

Сказанное позволяет нам прийти к выводу, что социальная диагностика – это методологически значимый инструмент, посредством которого управленческие органы и социальные работники составляют различные социальные прогнозы и проекты, изучают общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. На основе данных социальной диагностики отбираются из арсенала уже имеющихся актуальные ситуации и, если в этом есть необходимость, создаются новые технологии социальной работы. В настоящее время социальная диагностика утвердилась как важное направление научных исследований, цель которых – отработка методов, позволяющих составить объективный «портрет» социального объекта, нуждающегося в социальной помощи и поддержке.

Постановка социального диагноза – творческий процесс. В то же время, в нем можно выделить и определенные алгоритмы[59] действий, стандартные процедуры и средства. Многие выда­ющиеся ученые имели свои творческие, индивидуальные подходы к разработке инструментов социальной диагностики и постановке процедуры диагностических действий. Тем не менее, мы можем прочертить некоторую общую схему, наметив ряд этапов:

· предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

· проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

· проведение специальной диагностики по каждой из взятых для усугубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

· построение выводов, на основе которых делается заключение. Этот этап представляется нам очень важным, поскольку в процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочность их решения.

Определение диагноза – заключительный этап социальной диагностики, а далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Социальная диагностика основывается на ряде принципов. В разных источниках дается различный набор и различная последовательность этих принципов. Поэтому мы постараемся суммировать имеющиеся подходы и изложить собственное видение проблемы. Итак, основные принципы социальной диагностики:

· объективность, смысл которого заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, так как только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

· причинность, обусловленная универсальностью связи и взаимодействий всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

· комплексность, согласно которой социальные явления представляют собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий. При диагностике конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом социальных и психологических проблем;

· научная обоснованность и подтверждаемость, что связано с разработкой научно разработанных критериев и инструментов диагностики, проверкой последних на валидность (достоверность) и надежность;

· конфиденциальность, предусматривающий недопустимость разглашения результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования, а если речь идет о детях, то на разглашение результатов их обследования обязательно тре­буется согласие родителей или заменяющих их лиц;

· не навреди –гиппократовское положение, которое в данном случае интерпретируется как недопустимость использования диагностических результатов во вред человеку или социальной группе, подвергшихся исследованию;

· эффективность, согласно которому не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны или даже могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.

Но, учитывая сложность процесса разработки инструментов и процедур социальной диагностики, далеко не всегда их создателем становится специалист социальной работы. Нередко он пользуется готовыми разработками, однако при этом уровень его профессиональной квалификации должен быть достаточен для того, чтобы дать правильную оценку этим инструментам и процедурам. В настоящее время, например, публикуется достаточно большое количество разнообразных анкет и тестов, авторы которых настойчиво пропагандируют их и декларативно объявляют, что получаемые с их помощью результаты отличаются объективностью. Внимательное же изучение предлагаемых документов приводит к мысли, что в большинстве случаев они являются своеобразным плодом «ума и воображения» авторов и не способны вооружить социального работника точными критериями для анализа ситуации.

Сформулируем типичные задачи, которые призвана решать социальная диагностика:

· выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента (в социальной психологии и конкретной социологии это называется конструктами);

· определение степени развитости выделенных конструктов, их выраженности в количественных и качественных показателях;

· описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

· ранжирование (то есть упорядочение в ранге по степени возрастания или убывания определенного признака) специфических свойств клиента.

Для реализации указанных задач технология социальной диагностики предусматривает ряд процедурных этапов:

· ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;

· измерение и анализ показателей;

· формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.

Итак, выстроим технологическую цепочку социальной работы: диагноз – прогноз – программа – внедрение. Обратим внимание, что именно на основании диагностических данных формируется представление о социальной коррекционной работе. Она направлена на частичное изменение или исправление недостатков и связана, как правило, с определенными клиентами социальных служб, имеющих некоторые отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это, например, могут быть люди с ограниченными возможностями или девиантным поведением[60], люди, в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус.

При этом коррекционное воздействие может идти в разных направлениях: восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения; компенсирование заключается в усилении тех качеств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений; стимулирование направлено на активизацию положительных качеств в жизнедеятельности социального объекта через формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, на создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме; исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта положительными.

Далее необходимо остановиться еще на двух важных вопросах, впрочем, непосредственно связанных между собой: 1) выработаны ли в рамках социальной работы специфические диагностические методы, которые отличаются от методов, используемых в других социальных и психолого-педагогических науках?; 2) какие методы исследования объекта используются в социальной работе?

Отвечая на поставленные вопросы, мы должны заметить, что методы, непосредственно используемые в диагностических процедурах в рамках отрасли социальной работы, не имеют принципиальных отличий от тех, которые широко применяются в других гуманитарных научных отраслях. Во-вторых, практика социальной работы широко заимствует инструменты и технологии из наработок в социологии, социальной психологии, психологии, дефектологии, педагогике и др.

Например, в учебнике «Основы социальной работы» указывается, что «… диагностическая функция психологии органически включается в социальную работу по двум позициям – диагностика личности ее социальных качеств, диагностика групп и их развития». И далее: «Социальная работа выигрывает оттого, что систематически ведется прогностическая психологическая работа, делающая эффективной социальную реабилитацию. Не менее важно сформулиро­вать социально-психологические проблемы и задачи социальной работы, тесно увязанные с социальной психологией. Таким образом, психология вносит существенный вклад в теоретические и методологические основы социальной работы, придавая ей системный характер» [61].

По отношению же к роли социологии в социальной работе указанный выше источник сообщает следующее: «Как бы ни рассматривали социологию в различных концепциях и школах, в любом случае она является более фундаментальной, теоретической по сравнению с социальной работой, функция которой как науки состоит в выработке и теоретической системати­зации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере как специфического вида деятельности. Короче говоря, теоретическая социология выступает методологией по отношению к социальной работе (как и к другим конкретным общественным, социальным дисциплинам). Иными словами, она призвана помогать социальным работникам ориентироваться в том, в какой социальной среде ведется социальная деятельность (т. е. что собой представляет конкретное общество, в котором живут люди, его основные институты), какова социальная структура этого общества в целом и что собой представляют те группы и слои, которые считаются социально слабо защищенными. Социальная работа как наука по сравнению с социологией является преимущественно прикладной или, можно сказать, в большей степени прикладной, чем социология [62].

В этом разделе работы мы лишь перечислим основные исследовательские методы, применяемые в социальной работе, чтобы затем перейти к более подробной характеристике некоторых из них: наблюдение, беседа, анкетирование, экспертные оценки, социометрия, мониторинг, тестирование, биографический метод, анализ документов и др.

Однако здесь следует сделать весьма существенное, с нашей точки зрения, замечание. Дело в том, что социальная работа как научная дисциплина – отрасль относительно молодая, находящаяся в периоде становления. Возможно, именно поэтому вопросы диагностики в рамках этой специфической научной отрасли описаны еще явно недостаточно. Интересно, что предпринятый нами анализ степени освещенности интересующей нас проблемы в научно-методических источниках, увидевших свет в последние годы, показал, что, подчеркивая важность диагностических инструментов и процедур, они лишь едва намечают, очень кратко характеризуют наиболее часто используемые технологии.

Вот почему для характеристики избранных нами диагностических средств мы вынуждены были воспользоваться социологическими, психологическими, педагогическими и медицинскими источниками, попытавшись переосмыслить содержащуюся в них информацию под углом зрения социальной диагностики и социальной работы. В то же время, поскольку количество диагностических средств достаточно велико, то мы вынуждены были, учитывая небольшие рамки нашей работы, выбрать их некоторый круг, на котором и сосредоточили свое внимание.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...