Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. 1. Система электронного обмена данными




2. 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ОБМЕНА ДАННЫМИ

Система электронного обмена данными – EDI (Electronic Data Interchange) – позволяет автоматизировать создание, отправку, получение и обработку любых электронных документов и интегрировать их с действующими бизнес-приложениями.

История применения EDI как технологии насчитывает уже более 50 лет. Её изобретателем считается мастер-сержант армии США Эд Гилберт, который придумал, как оптимизировать оформление документов, сопровождающих поставки американской гуманитарной помощи для жителей Берлина. Он разработал стандартную систему коротких сообщений-накладных, предоставляющую возможность конвертировать документы, составленные на разных языках, и передавать их по телефону, телетайпу и телексу. Эта система кодирования операций стала предком современной EDI.

Принцип, на котором она строится, весьма прост. Например, его же использовали биржевые маклеры, обменивающиеся информацией с помощью пальцев, и тонущие корабли, передающие сигналы в виде морзянки.

Начало коммерческого использования EDI относится к 80-м годам XX века. Пионерами применения EDI стали крупные розничные сети Швеции, Великобритании и США.

С 1987 года началась реализация общеевропейского проекта EDI – EANCOM, позволившего связать производителей, ритейлеров, брокеров, оптовиков, перевозчиков, таможенников, владельцев складов и т. д.

Процесс работы EDI выглядит довольно просто: система извлекает данные для отправки из программного приложения отправителя и автоматически пересылает их от одного контрагента к другому (рис. 6).

 

 

Рис. 6. Функционирование EDI

 

При этом бизнес-партнеров может быть неограниченное количество. Процесс пересылки EDI обеспечивает перевод информации в стандартный формат, сохраняя содержание. Совместимость бизнес-приложений различных контрагентов не играет никакой роли. Сообщение отображается и создается в удобном для пользователя интерфейсе. Документы для конечного пользователя выглядят как обычная форма, которую предлагают заполнить для регистрации на сайтах, либо как по формам информационных систем (например, 1С, Microsoft Axapta, Sap).

Следует помнить, что принципиальное отличие рассматриваемой технологии от систем внутреннего документооборота заключается в том, что EDI – межкорпоративная и даже межотраслевая система обмена электронными документами.

В России EDI начал использоваться с 2004 года. Первопроходцами стали крупные западные ритейлеры и ряд мультинациональных производителей, имеющих филиалы в России.

В среднем более 200 поставщиков обслуживают каждую сеть. EDI способствует слаженной работе всех магазинов сети и значительно повышает эффективность взаимоотношений с поставщиками. Технология незаменима, когда ритейлер планирует активное расширение: например, с ее помощью ритейлер может запускать новый магазин в эксплуатацию в течение одного дня.

На рис. 7. показано, как упрощается документооборот при использовании электронной технологии по отношению к традиционной.

Рис. 7. Варианты обмена данными при закупке

 

2. 2. ПЛАТФОРМЫ. СОЕДИНЕНИЯ И СТАНДАРТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБМЕНА ДАННЫМИ

EDI функционирует на любых платформах:

- «облако» - мэйнфрейм - клиент-сервер - персональный компьютер.

 Облачные вычисления (англ. cloud computing) — это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов. А именно, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам — как вместе, так и по отдельности, которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру.

Мейнфрейм (также мэйнфрейм, от англ. mainframe) — большой универсальный высокопроизводительный отказоустойчивый сервер со значительными ресурсами ввода-вывода, большим объёмом оперативной и внешней памяти, предназначенный для использования в критически важных системах (англ. mission-critical) с интенсивной пакетной и оперативной транзакционной обработкой.

Клиент-сервер (англ. Client-server) — вычислительная или сетевая архитектура, в которой задания или сетевая нагрузка распределены между поставщиками услуг, называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми клиентами. Нередко клиенты и серверы взаимодействуют через компьютерную сеть и могут быть как различными физическими устройствами, так и программным обеспечением.

Однако выбор платформы для EDI зависит от конкретных потребностей компании, объема транзакций и количества партнеров, участвующих в EDI-проекте.

Например, торговые сети и их поставщики активно пользуются услугами EDI-провайдера, работающего на платформе Microsoft BizTalk Server 2000.

Чтобы EDI правильно функционировал, требуется единый или совместимый компьютерный язык, поэтому форматы сообщений образуют стандарты EDI. Документы передаются с определённой скоростью через конкретное оборудование.

Российский стандарт отличается от европейского EDI - стандарта, в котором тысячи сообщений, в каждом сообщении – сотни полей.

В российской накладной или счете-фактуре есть поля, такие как ГТД. Их нет, например, во Франции или в Германии, но в европейском стандарте достаточно много полей: Франция использует 15; Англия – 20.

Россия будет использовать 30, занимая часть текстовых полей. Поэтому здесь главное – договориться о единых правилах чтения этих сообщений.

При прямых EDI-соединениях используются сети:

·VPN (Virtual Private Network);

·FTP (File Transfer Protocol);

·EDIINT (EDI over the Internet);

·VAN (Value-added Network) - сети с дополнительными услугами.

Для построения VAN компания, решившая предоставлять EDI-услуги, арендует линии связи у обычного поставщика коммуникационных услуг, затем улучшает их, применяя средства выявления и исправления ошибок, уменьшения времени ответа, резервирования, обеспечения высокой надежности передачи данных и т. п., позволяет другим использовать эти линии за определенную плату. Различия между частными системами и сетями VAN показаны на рис. 8.

Известно, что круглосуточно работающие VAN не бывают плохими. Но следует помнить, что VAN – привилегия крупных и очень крупных компаний с огромными мэйнфреймами (за 50 – 250 тыс. долларов), которые платят немалые деньги за пересылку документов в частных сетях.

В некоторых случаях стоимость отправления одного электронного документа может составить $ 0, 7. Однако с точки зрения качества у VAN пока не существует конкурентов.

EDI может работать на различном программном обеспечении. Существует множество разработчиков этого продукта: это и гиганты вроде Microsoft и IBM, и менее известные компании (ACT Data Services Inc., blueVertical Inc., ENTRACK; ComArch-ECOD).

 

Рис. 8. Типичные конфигурации EDI

 

По большому счету, серьезных отличий в ПО для EDI нет: все дело в профессионализме поставщиков технологии, в их способности подстроить универсальный софт под нужды конкретного бизнеса, в умении прислушиваться к пожеланиям клиента, в опыте работы на рынке.

Все они сводятся к главному достоинству – экономичности, которая проявляет себя и в не столь очевидных моментах, как снижение затрат в расчете на одну транзакцию. Например, EDI расширяет возможности прогнозирования и оптимизирует управление финансовыми потоками за счет упрощения и ускорения процессов сбора финансовой информации. А также высвобождает время руководящего персонала для стратегического планирования вместо решения мелких текущих проблем.

Передачу EDI-данных характеризуют:

· конфиденциальность информации – гарантия безопасности передачи коммерческой информации обеспечивается благодаря шифрованию данных и использованию интернет - стандартов для EDI – AS1 (позволяет надежно передавать документы электронного обмена по сети интернет через протокол SMTP [e-mail]) и AS2 (объединяет EDI и интернет, позволяет обмениваться цифровыми данными через протокол http);

· достоверность – обеспечивается использованием MDN (оповещений о местонахождении сообщений) для контрольных сумм, что полностью исключает возможность внесения изменений в документ без ведома получателя;

· гарантии доставки – отрицать получение сообщения невозможно, поскольку система автоматически оповещает отправителя о доставке;

· оперативность – около 170 видов сообщений (с их помощью можно описать практически все бизнес-процессы) обрабатываются и передаются в течение 10 минут. Пример: документация по складу хранится в электронной форме и обновляется ежедневно, система автоматически сообщает о сокращающихся запасах. Менеджеры анализируют эту информацию и тут же отправляют заказ поставщику в виде списка, составленного в стандартизированной форме (это исключает возможность несовпадения форматов документации ритейлера и поставщика). В итоге на складе ритейлера не бывает избытка или недостатка страховочных запасов, что позволяет ему сократить издержки и гибко менять ассортиментную политику;

· точность – система выступает в качестве контролера: встроенные интеллектуальные механизмы обеспечивают обработку содержания передаваемых документов и при совершении ошибки в заполнении формы она мгновенно об этом сообщает. Таким образом, достигается полное устранение ошибок уже при вводе данных, что значительно сокращает время на обмен информацией между контрагентами. Например, с помощью EDI процесс согласования цен между ритейлером и поставщиками ускоряется в несколько раз;

· экономичность – потребность в задействованном персонале сокращается минимум на 70 %, а затраты на расходные материалы – на 80 %. Иными словами, внедрение EDI позволяет минимизировать расходы, связанные с составлением документов, до 7–10 % от общей стоимости сделки.

Однако преимущества EDI напрямую связаны только с теми процессами, для которых эта технология используется: оформление заказов; контроль входящих счетов; условия контрактов; финансовые транзакции; каталогизация и т. д.

Решение всех проблем предприятия с помощью EDI не удастся, так как в её основе лежит диверсифицирующий подход и понимание взаимосвязи отдельных бизнес-процессов.

Максимальный эффект достигается при наличии двух составляющих: электронного обмена документами и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Поэтому вопрос ЭЦП весьма существенный, так как при его решении можно полностью перейти на безбумажную технологию документооборота.

Но если организация EDI – это задача, которую компании могут решить самостоятельно, то ЭЦП напрямую зависит от законодательства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...