Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные философские идеи Вед




Предмет философии.

Исторический анализ показывает, что философия возникает как предельно общее теоретическое мировоззрение, центральным вопросом которого является вопрос о природе Абсолютного и отношении к нему человека.

1. Если абсолютным является материя(природа)- материализм.

2. Если абсолютным является дух(сознание, разум, воля) – идеализм.

3. Если абсолютным является Бог- религиозные философы (религиозная философия)

Абсолютное на языке философии выражается в нескольких значениях:

1.Под абсолютным понимается необусловленное ничем(безусловное, первичное)

2.Под абсолютным понимают единое(неделимое) во всем многообразии бытия(того, что существует) проявленного и непроявленного.

3.Всеобщее

4.Бесконечное.

5.Постоянное, непереходящее

6. Совершенное бытие, т.е. то, чтовмещает в себя всю полноту бытия

Понятие метода в философии. Философское познание специфично и по своему методу, который отличается от методов конкретных наук.

Метод – есть способ теоретического или практического овладения предметом. Характер метода, его важнейшие особенности зависят от:

1) предмета;

2) цели;

3) средств (например, инструментов, приборов, технических изобретений, используемых понятий, концептов и принципов познавательной деятельности);

4) формы деятельности, которая представляет собой последовательности операций, направленных на достижение поставленной цели.

Методы конкретных наук обусловлены содержанием их предмета. В математике применяются математические методы, в геометрии – геометрические, в физике – физические, в химии – химические и т. д.

Философский метод – это способ познания всеобщего и необходимо существующего в природе, обществе и познании (мышлении).

В истории философии сложились два основных метода философского познания: метафизический и диалектический.

Метафизический метод состоит:

• в признании существования вечной и неизменной сущности предмета (конечных вещей, явлений, процессов);

• в абсолютизации отдельных сторон предмета, при этом сам предмет рассматривается вне его всеобщих (универсальных) связей;

• в предположении, что источник (причина) движения (изменения) предмета находится вне самого предмета;

• в рассмотрении предмета без противоречий и развития (т.е. восхождения от простого к сложному, от низшего к высшему).

Диалектический метод прямо противоположен метафизическому. Его существенные черты можно выразить следующим образом:

в признании того, что никакой вечной, неизменной сущностипредмета (конечных вещей, явлений, процессов) не существует, поэтому нет ничего раз и навсегда данного, неизменного;

• в исследовании предмета в его многосторонних и всеобщих связях;

• в предположении, что источник (причина) движения (изменения) предмета находится в самом предмете;

• в обосновании того, что движущей силой изменения и развития предмета является противоречие, а сам процесс развития понимается как движениепутем превращения противоположностей.

 

 

Вопрос №2

«Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии. »
Абсолютное на языке философии имеет несколько строго фиксируемых значений:

1. Первое значение Абсолютного: необусловленное ни­чем или безусловное, т.е. существующее независимо от каких бы то ни было условий (предпосылок). В античной философии Абсолютное передавалось специальным термином «αρχη» (архэ)(начало, основание, конец). Здесь архэ может быть понято как краткое обозначение источника всеобщего рождения и гибели.

В этом своем значении Абсолютное может рассматриваться как первичное и необходимо существующее.

2. Второе значение Абсолютного: единое во всем многообразии проявленного и непроявленного бытия.

Первое начало суть нечто Одно, подобно точке в центре Круга Вечности. Оно неделимо и потому не есть число. Поскольку в нем нет никаких определенных качеств, оно есть ничто (т.е. ничто определенное). С другой стороны, оно есть все, так как Единое, в качестве первоначала, содержит в себе (в возможности) всякое качество и всякое бытие. Его называют безымянным потому, что любое имя не способно будет выразить всей полноты его.

3. Третье значение Абсолютного: всеобщее всех вещей, явлений, процессов и т.д.

4. Четвертое значение Абсолютного: бесконечное, т.е. неисчерпаемое, не имеющее пределов. Так уже у Анаксимандра: архэ есть «нечто беспредельное». У Лао Цзы – дао (абсолютное) подобно пустоте: ничего не содержит и потому может вместить все. Оно неисчерпаемо: сколько не убавишь из того, что подобно пустоте, столько же и останется.

5. Пятое значение Абсолютного: постоянное, непреходящее (вечное). То, что существует над временем и пространством. То, что всегда существует и никогда не прекращает быть.

6. Шестое значение Абсолютного (чаще всего встречается в религиозно-философском мировоззрении): совершенное бытие, т.е. то, чтовмещает в себя всю полноту бытия. Так, например, катафатическое раскрывает Абсолютное как бытие пре-бывающее в Боге, от Него исходящее, в Нем одном и через Него существующее. Поэтому только Бог вмещает в себя всю полноту бытия или сосредотачивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Ясно, что Абсолютное, если оно мыслится нами как Совершенное, должно быть Безусловным, Необходимым, Едино-Всеобщим, Бесконечным, и Непреходящим.

Итак, подводя итог всему сказанному, можно заключить, что именно в отношении человека к Абсолютному (безусловному, необходимо существующему, едино-всеобщему, бесконечному, непреходящему, совершенному) – корень философского мировоззрения. Таким образом, в самом общем виде предмет философии есть Абсолютное и отношение к нему человека.

Такой взгляд подтверждается и историей философии в лице ее выдающихся представителей.

Кратко можно резюмировать все сказанное следующим определением предмета философии:

Предметом философии является абсолютное и отношение к нему человека: коренные условия и причины всего существующего, всеобщие и необходимые формы всякого бытия, всякой жизни, всякого познания и деятельности. Именно в таком понимании заключена специфика философского познания с точки зрения особенностей предмета философии.

 

Вопрос №3

«Основной вопрос философии и две его стороны."

Основной вопрос философии является конкретизацией более фундаментального вопроса, а имен­но: вопроса о природе[1] всего, что существует, т.е. о природе сущего как такового. Какова природа сущего: объективна она или субъективна, неразумна или разумна?

Сторонники материалистического мировоззрения полагают, что абсолютное есть материя, причем материя, лишенная разума, которая с точки зрения современного материализма способна в своем развитии порождать сначала чувствительность (ощущение, восприятие и т.д.), а затем и разум (мышление, сознание). Отсюда все существующее в своей основе материально. Идеалисты полагают, что абсолютное есть дух или сознание, изначально обладающее способностью мышления, или разумом. Поэтому все существующее есть лишь проявление этой своей сущностной основы.

Таким образом, ясно, что в своей наиболее простой форме основной вопрос философии может быть сведен к вопросу об отношении материи и сознания (разума), природы и духа, бытия и мышления.

Поскольку абсолютное в одном из исходных основных своих аспектов есть первичное, то этот вопрос принимает следующий вид:

Что первично, материя или сознание (разум), природа или дух, бытие или мышление?

Это так называемая первая, или онтологическая, сторона основного вопроса философии. Всякое развитое философское мировоззрение включает в себя онтологию, т.е. учение о бытии и его сущности. Слово «онтология» производно от древнегреческого οντως (онтос) – бытие (или, точнее, истинное бытие, действительность) и λογος(логос) – учение.

Идеализм и материализм существовали и существуют в своей определенной исторической форме. В самом общем виде различают объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм исходит из предположения, что первичным (абсолютным) является безличное вселенское сознание, мировой дух (мышление), космический разум, которыми производится все многообразие конечных вещей, явлений, процессов, включая человека с его сознанием.

Субъективный идеализм исходит из предположения, что первичным (абсолютным) является сознание, дух (мышление), разум отдельного человека (субъекта), а весь предметный мир, бытие вещей, явлений и процессов в природе и обществе производится этим сознанием, духом (мышлением), разумом.

Среди исторических форм материализма различают: стихий­ный материализм древних греков метафизичес­кий и механистический материализм философии Нового вре­мени, естественнонаучный материализм (материализм в естествознании) и диалектический материализм

Две стороны вопроса.

1.Монистический или дуалистический

Решение основного вопроса философии по первой его стороне может быть монистическим или дуалистическим. Философский монизм состоит в признании первичным только одного-един­ственного начала бытия: либо материи, либо сознания. Дуализм полагает существование двух первооснов бытия – материи и сознания, которые в этом случае рассматриваются как нечто существующее независимо друг от друга.

Выяснив природу бытия, или окружающего нас мира, дальнейшее философское усмотрение будет состоять в установлении возможности и границ его познания. В самом общем виде этот вопрос формулируется так: познаваем ли мир?

2.Гносеологический

Это – вторая, или гносеологическая, сторона основного вопроса философии. Гносеология, т.е. учение о познании, – еще одна необходимая составная часть философского мировоззрения. Слово «гносеология» производно от древнегреческого γνωσις (гносис) – знание и λογος (логос) – учение.

В решении основного вопроса по второй его стороне оказываются возможными две позиции. Сторонники первой отвечают на вопрос о познаваемости мира положительно, т.е. считают, бытие, весь окружающий нас мир в принципе познаваемым. Сторонники второй позиции ограничивают возможность познания мира, признавая существование вещей или явлений в принципе непознаваемых, т.е. находящихся за пределами естественных способностей человеческого разума. Это философское учение называют агностицизмом. Слово «агностицизм» производно от древнегреческого α(а) – не, отрицание, γνωσις (гносис) – знание.

 

Вопрос №4

«Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.»

В истории философии сложились два основных метода философского познания: метафизический и диалектический.

Метафизический метод состоит:

• в признании существования вечной и неизменной сущности предмета

• в абсолютизации отдельных сторон предмета, при этом сам предмет рассматривается вне его универсальных связей;

• в предположении, что причина движения предмета находится вне самого предмета;

• в рассмотрении предмета без противоречий и развития.

Диалектический метод прямо противоположен метафизическому. Его существенные черты можно выразить следующим образом:

в признании того, что никакой вечной, неизменной сущностипредмета не существует, поэтому нет ничего раз и навсегда данного, неизменного;

• в исследовании предмета в его многосторонних и всеобщих связях;

• в предположении, что причина движения предмета находится в самом предмете;

в обосновании того, что движущей силой изменения и развития предмета является противоречие, а сам процесс развития понимается как движениепутем превращения противоположностей.

Вопрос №5

«Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.»

Следует иметь в виду, что применительно к истории развития философии географическое размещение центров философской мысли, их зарождение и основополагающие идеи, имеют значение и должны быть приняты во внимание не как нечто самостоятельное, но как обусловленное конкретным состоянием и уровнем развития культуры данного народа, тесно связанных с общим характером его мировоззрения.

Общая характеристика

Древнеиндийская философия представляет собой исторически первую форму философского мировоззрения Востока.

Термином «древнеиндийская философия» принято обозначать философские воззрения арийцев периода древней ведийской религии и брахманизма. Этот период известен как период создания Вед и всей непосредственно связанной с Ведами литературы. Он охватывает примерно две тысячи лет: середина II до н.э. – начало I тысячелетия н.э.

Источники: Веды, их структура и содержание

Источником основных идей древнеиндийской философии являются Веды. Слово «Веды» в переводе с санскрита означает «знание». Знания, содержавшиеся в Ведах, сначала передавались из уст в уста, от учителя – ученику. Такой способ передачи назывался шрути (в переводе с санскр. – услышанное). Затем они были записаны и собраны в священные тексты («смрити» с санскр. – запомненное и передаваемое традицией). Их конечный, дошедший до нас литературный вариант датируется весьма разноречиво. Авторство Вед в их современном виде предание связывает с легендарным мудрецом Вьясой.

Веды написаны на санскрите – языке древних ариев и посвященных браминов древней Индии. В целом ведическая литература представляет собой: 1) комплекс разнообразных архаических мифологических и религиозных представлений, которые заключают в себе некоторые философские размышления о мире, его происхождении, сущности жизни и всего живого, включая человека. Характерно, что собственно; 2) философские представления выражаются, как правило, в образной, аллегорической, метафорической форме. Их содержание (идеи и ценности) весьма возвышенны.

Веды в их современном виде разделены на четыре части:

1. Самхиты (сборники гимнов, мантр):

Ригведа (Веда гимнов во славу богов);

Самаведа (веда напевов – сборник мелодий на стихи Ригведы);

Яджурведа (веда жертвоприношений);

Атхарваведа (веда заклинаний благожелательной и враждебной магии).

2. Брахманы (книги, написанные брахманами(жрецами) для брахманов с культовой целью, носят в основном ритуальный характер.)

3. Араньяки (букв. –«лесные» тексты) в основном содержащие правила образа жизни и поведения отшельников, которые удалялись от мира и предавались размышлениям о мире и жизни.

4. Упанишады (букв. – упа-ни-шад, т.е. «сидящий около», например, ученик сидит около учителя и слушает его наставления; есть и другой смысл: «тайное учение», посвящение в которое людям, не принадлежащим к трем высшим варнам, было запрещено). Упанишады нередко рассматривают как собственно философскую часть Вед. Они представляют собой собрание текстов, сочиненных различными и в большинстве своем безымянными авто рами.

Основные философские идеи Вед

Как полагают исследователи, в содержании Вед неизменно присутствуют три главные темы и, соответственно, три ряда взаимосвязанных представлений:

1) относящееся к абсолютному («обожествленному» макрокосму);

2) относящееся к человеку (или микрокосму);

3) относящееся к жертвоприношению (символизирует связь микрокосма и макрокосма, человека и Вселенной, конечного и Бесконечного, относительного и Абсолютного).

Это можно представить следующим образом:

 

Из всех наиболее важных идей, нашедших свое отражение в Ведах, можно выделить следующие философские идеи и представления:

1. Идея Абсолютного, или первоначала.

2. Идея Бога или богов,

3. Идея бессмертия индивидуальной души –Атмы.

4. Идея непрерывности (круговорота) жизни, воплощения и перевоплощения Атмы (колесо самсары).

5. Идея кармы.

6. Идея множества обитаемых миров, материальных и духовных, обретаемых по закону кармы.

7. Идея праведного пути (йоги), ведущего к освобождению (мокше).

Первая идея. Истина восточной философии состоит в утверждении, что Абсолютное есть Брахма(н), который в своих высших аспектациях выступает как Вселенский Атма(н) (Космическая душа), Мысль и Прана. Брахма(н) употребляется в Ведах: 1) в значении всеобще-космическом как высшее творящее начало – первоначало (необусловленное ничем, нерожденное); и 2) в значении высшего аспекта всякой отдельной вещи, явления, формы жизни, индивидуальной сущности всего, что живет.

Вторая идея. Представление о Боге или богах (девах и асурах) в Древней Индии характеризуется следующими особенностями: 1) Бог есть перворожденный; 2) бессмертие богов –не есть изначально данное, а «наработанное» качество; 3) верховное божество (Брахман) присутствует в каждой вещи, следовательно, основной формой философского мировоззрения Древней Индии является пантеизм.

Третья идея. Согласно ведийским представлениям существует индивидуальная бессмертная сущность всего живого – Атма(н). Он не рожденный, изначальный, вечный, постоянный. В вселенском (космическом) смысле Атма(н) и Брахма(н) – одно и то же.

Четвертая идея. Согласно Ведам жизнь – непрерывна, а смерть – всего лишь смена жизненной формы. Этих форм бесчисленное множество. Атма(н) воплощается в самых различных формах, от растения до человека. В этом сущность жизни. Жизнь непрерывна потому, что Атман – бессмертен. Три великих перехода совершает каждое живое существо, входящее в этот мир: зачатье, рожденье и смерть как «конечное омовение» этой жизни и переход в другой мир. С этой точки зрения «...главное недоразумение остается в том, что люди готовятся к смерти, вместо того чтобы воспитывать себя для жизни» (Агни Йога).

Пятая идея. Карма является достаточно сложным понятием. Представление о карме основано на признании всеобщности отношения причин и следствий. Она предполагает идею бессмертия индивидуальной души (Атмы), ее воплощения и перевоплощения. По существу каждое новое воплощение Атмы определяется действием этого закона.

Этимологически «карма» (санскрит) – «труд», «работа», «деяние», «действие» или «поступок». Это – одно из основополагающих понятий системы древнего восточного мировоззрения. «Карма несет плод деяния и вызывает срок проявления» (Агни Йога). Когда же наступает срок? Только тогда, когда плод созреет. Плод же созреет тогда, когда последствия содеянного (положительные и отрицательные, добрые и злые) будут не только окончательно выявлены, но и начнут возвращаться к их породителю. Таким образом, карма – космический закон воздаяния, согласно которому все последствия содеянного возвращаются к деятелю.

Чаще всего карма рассматривается как проявление космического закона, который через управление отношениями причин и следствий приводит всякое действие, всякий поступок к такому результату, которым устанавливается непреложность соизмеримости — уравновешивания деяния с плодом поступка и всеми его последствиями. Считается, что посредством этого закона в Космосе осуществляется высшая справедливость.

Действие кармы состоит в том, что сумма последствий определенного результата незримыми нитями вовлекает своего породителя в цепь непреложных отношений, которыми определяется не только его настоящее положение, но и его ближайшее или (что особенно важно) весьма отдаленное будущее. Этой нитью и выявляется действительное значение всего содеянного как для самого деятеля, так и для других людей. Подобно тому, как по плодам определяется всякое дерево, так и по результатам устанавливается действительное видимое и невидимое, сокровенное (мистическое) значение отдельных человеческих поступков и всей его жизни.

Именно с этой точки зрения можно понять смысл завета: не воздавайте злом на зло. Отмщение не может быть делом пострадавшего. Более того, только с точки зрения Высшего, чем земной план положения, можно видеть, где нам воздается добром, а где воздается возмездием, вызванным нашими же деяниями или поступками в прошлом.Таким образом, каждый несет последствия своих собственных действий. В этом смысле карма есть неотъемлемая часть личности деятеля, и каждый человек собственными действиями постоянно создает свою карму. Именно вследствие различия своей кармы люди неодинаковы. Карму может изменить только тот, кто ее создал. Существует карма не только личная, но и групповая (карма определенного народа, сообщества, государства).

Шестая идея. Представление о множестве обитаемых миров как материальных, так и духовных, встречается уже в упанишадах. Эти миры человек обретает по закону кармы. Кармическая предопределенность каждого нового рождения создает наше ближайшее будущее. Ареной деятельности бессмертной Атмы становится обретаемый ею мир.

Седьмая идея. Согласно этой идее смысл и высшая цель жизни состоят в освобождении души.

Философские школы

Принято разделять философские школы Древней Индии на ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика) в зависимости от характера признания ими авторитета Вед. Те школы, которые признают единственный и безусловный авторитет Вед как источник истинного знания, называют ортодоксальными (санкхъя, йога, ньяя-вайшешика, миманса и веданта). Те школы, которые либо не признают авторитета Вед (локаята), либо, помимо Вед, признают еще и иные источники истинного знания называют неортодоксальными (джайнизм, буддизм, локаята). Все ортодоксальные школы связанны с традицией брахманизма и носят религиозный характер. Религиозный характер некоторых неортодоксальных школ, в частности, джайнизма и буддизма, подлежит особой оценке: вера в спасение или, выражаясь более точно, освобождение человека (мокша) не связывается здесь с представлением о Боге.

Общим для всех религиозно-философских школ Древней Индии характерно признание того, что:

1) жизнь в любой ее форме имеет ценность и должна уважаться (ахимса);

2) мысль – главный фактор жизни и орудие кармы, потому «каковы наши мысли, таковыми мы и становимся»;

3) карма есть болезнь прошлого, ее исцеление в будущем. А будущее заключено в сознании человека;

4) познание имеет значение не само по себе и не для создания все более совершенных средств господства над природой, удовлетворения материальных потребностей человека, а как средство освобождения (мокши).

5) «Свобода души есть цель всех Йог, и каждая Йога одинаково ведет к этому результату»

 

Различие этих школ более всего касается конкретных путей, средств и методов освобождения. Поэтому в рамках каждой школы есть своя Йога.

Особенностью развития ортодоксальных школ брахманизма является постепенный переход от «дуализма» древней санкхьи и атомистического плюрализма ньяя-вайшешики к последовательному монизму мимансы и веданты.

Санкхъя (число, исчисление)

Основоположником системы древней санкхъи является Капила (VII в. до н. э.).

Согласно онтологии санкхъи мир дуалистичен потому, что в нем существуют два начала: пуруша и пракрити, т.е. дух и природа. В познании это удостоверяется различием субъекта и объекта. Пуруша и пракритинезависимые друг от друга реальности. Пуруша – чистый разум, пракрити – неразумная материя. Взаимодействие этих двух начал выводит мир из состояния равновесия (покоя) и приводит к эволюции, которое завершается распадом и покоем (пралаей). Завершением эволюции пуруши, и пракрити является Махат, выражающий высшее единство мира. Это значит, что безоговорочное признание «дуализма» санкхъи недостаточно корректно и весьма проблематично, так как во всех ортодоксальных школах древнеиндийской философии – Брахма(н) есть Единый Отец всего сущего. Система санкхъи исключает Бога-Творца как Личность, поскольку в метафизике санкхъи Махат – представляет Брахму как Вселенский принцип Высшего единства всего сущего в том виде как это встречается в гимне о сотворении мира.

Йога (путь, слияние, соединение)

Основоположником йоги считается автор «Йога-Сутры» Патанджали (предположительно II в. до н. э.).

В основе йоги лежит онтология санкхъи с некоторыми изменениями. Вселенная не сотворена и вечна. Эволюция происходит по двум линиям («воспроизводится» дуализм санкхъи).

«Йога есть сосредоточение». Сосредоточение – свойство, выступающее на всех ступенях сознания. Нет сосредоточения – нет, и не может быть сознания.

Цель йогипрекращение деятельности сознания путем совершенствования сосредоточения. Путь прекращения деятельности сознания через самосознание. Самосознание и сопутствующая ему практика сосредоточения и есть йога.

В Йога-Сутре Патанджали описываются модальности сознания (блуждающее, тупое, произвольно направленное, собранное в точку, остановленное), и те их свойства, которые являются препятствием на пути к сосредоточению, виды деятельности, обусловленные конкретными состояниями сознания и кармы.

Йога учит, как практически развить и усовершенствовать скрытые психические силы и способности человека. Какие средства использовать и как их применять, чтобы достичь освобождения.

Существует восемь ступеней совершенствования в системе йоги: ахимса, нияма, асаны, пранаяма, пратъяхара, дхарана, дхъяна, самадхи.

Веданта

Веданта –ортодоксальная школа древнеиндийской философии. Она не только признает авторитет Вед, но и рассматривает их как Священные писания. Как полагают, именно веданта тесно связана с религиозной жизнью Индии и намного больше, чем какие-либо другие школы соответствует духу своего народа. Вплоть до настоящего времени она сохранила свою привлекательность (например, неоведантизм).

Термин веданта означает завершение Вед, хотя исторически начало веданты связывают с появлением «Веданта-сутры», или «Брахма-сутры», что обозначает один и тот же литературный источник, который приписывают либо Вьясе, либо Бадараяне. Существует точка зрения, что Вьяса и Бадараяна – это одно и то же лицо (С. Радхакришнан). Годы жизни того и другого точно не установлены. Расхождения даже в примерных датировках весьма значительны.

Наибольший вклад в развитие идей древней веданты внесли Гаудапада и Шанкара (VI в. н. э.).

В отличие от дуализма санкхъи в метафизике веданты пуруша и пракрити –всего лишь проявления одной реальности – Брахмана.

Онтология веданты. Основные положения веданты раскрываются в зависимости от решения вопроса о том, что есть истинное бытие (сат), что реально существует. И что есть неистинное бытие (асат). Учение о реальном и нереальном бытие в дальнейшем, своем развитии приводит к более точному выражению основной идеи веданты.

1. Абсолютное есть Брахман. Брахман есть истинное бытие. Он творец мира. Для чего Брахман создал Все ленную? Брахман создал Вселенную для собственного развлечения (игры). Превращая себя в мир конечных вещей, явлений и сил (пантеизм), он играет сам с собою как дитя Вечности. Таким образом, Верховное Божество (Ишвара) не имеет каких-либо конечных целей по отношению к миру или человеку.

2. Мир, который создал Брахма, есть мир конечных вещеймайя, т.е. нечто иллюзорное, относительное, преходящее. Этимологически относительность связывается с субъектом, его индивидуальным существованием в противопоставлении к абсолютному (санскр. – мной, мое; сравни: англ, me–Я, my– мое). Майя существует постольку, поскольку существует это противопоставление относительного (конечного) абсолютному (бесконечному). Майя – есть асат или не-бытие. Но не-бытие не в смысле отсутствия существования, а именно в смысле несамостоятельности (относительности и конечности) бытия.

Различие добра и зла связано с конечным миром, т.е. Майей. Человек должен разорвать узы с иллюзорной реальностью. Существует только один субъект, постоянный свидетель внутри нас. Это – Атман. Он – не рожденный, вечный, изначальный. Этот Атман – бог внутри нас.

В майе Атман представляет лишь самого себя. Атман и Брахман – одно и то же. Таким образом, реален только субъект. Все, что существует как объект нереально, иллюзорно.

Это основное положение онтологии веданты.

Все, что дано как объект есть майяг иллюзия, неистинное бытие. Таким образом, и жизнь есть сон (сон со сновидениями) в бодрствующем состоянии.

Учение о познании. Внешний мир, согласно веданте, сам по себе не имеет значения, как и наше познание внешнего мира. «Природа существует только для воспитания души, иного смысла в ней нет» (Свами Вивекананда). Явления внешнего мира дают лишь толчок процессу познания. Тогда как источник истинного знания сущности мира каждый из нас несет в самом себе. Человек есть бог, но бог в возможности. Этот бог направил свои чувства наружу и именно поэтому, обращаясь к внешнему, не видит того, что находится внутри него (Катха упанишада. II, 1, 1). Тогда как именно то, что внутри, есть мир более реальный и более истинный, чем внешний. В силу такого своего положения человек видит все как объект, т.е. как нечто внеположенное, в этом, согласно метафизике веданты, тайна объективности вещей и внешнего мира. Отстранить все внешнее – значит отступить во внутрь самого себя. Очень медленным будет это отступление, как медленна и духовная эволюция человека. «Нельзя заставить дух расти», «даже нельзя понудить непрошенными советами». «Можно лишь отвечать на стук чуткого сердца» (Агни Йога). Так, отступая все более и более во внутрь себя, человек, в конце концов, вступает в область духовного. И это познание духа – превыше всего. Освобождение человека заключается в познании Атмана в своей индивидуальной душе. Согласно веданте, только такое познание имеет ценность, и только такая наука ведет к освобождению. Но сама возможность такого познания приходит к нам изнутри по мере готовности, расцветает в определенных условиях, в урочный час подобно цветку. Как же способствовать цветку? «Поставьте цветок в покойном месте, дайте ему свет солнца и запретите трогать и обрывать листья» (Свет на Пути). Здесь главный принцип практического учения древней веданты – принцип духовного уединения. Поскольку истинное познание обращено во внутрь, то оно не порождает привязанностей к внешнему миру, и тем самым не создает кармы, обусловленной физическим существованием. Наше физическое бытие в теле продолжается до тех пор, пока действующие кармы физического мира не истощатся. Мудрость нисходит на человека только после достижения им полного освобождения (мокши).

Этика веданты. Говорят, что истины, попадающие в сердце, не понятны для ума. Но именно в этой своей непостижимости, величественной красоте и простоте выражения они обладают огромной притягательной силой.

Главная идея этики веданты: всякая работа, труд человека должны совершаться как жертвоприношение. «Лишь отдав частичку самого себя на проявление этой Вселенной, я остаюсь» (Бхагават Гита). Человек не должен привязывать себя к результатам своей деятельности как бы он ими не дорожил. Он должен научиться не просить и принимать, а приносить и отдавать. Причем приносить и отдавать лучшее. Только такое приношение есть жертва. Только такая деятельность, согласно веданте, не порождает привязанностей и ведет к освобождению (мокше). Отдание (жертва) – божественный признак человека. Это главное средство совершенствования человека. «Ничего нельзя оставлять в себе для себя – ни одного желания, ни требования, ни мнения, ни даже мысли» (Шри Ауробиндо). Нужно отдать именно все, только тогда божественное в нас будет совершать свою невидимую работу.

Буддизм

Основоположник буддизма – Сиддхартха Гаутама (примерно VI в. до н.э.), нареченный Буддой, хотя само слово «будда» не имя, но определенное состояние сознания, качество ума, обладающего совершенным знанием – мудростью.

Идейные источники

Основоположник буддизма Сиддхартха Гаутама проповедовал свое учение изустно. Ученики записывали то, что говорил учитель и, по-видимому, от века к веку многое дошло уже в существенно переработанном виде. В самой Индии древняя буддийская литература не сохранилась. Самыми первыми документами, упоминающим о Будде и его учении, являются наскальные надписи на стенах дворца Ашоки (III в. до н.э.). Известная сегодня многочисленная литература сложилась в течение многих веков не только в Индии, но и в других странах. Она весьма обширна. Все буддисты сходятся в признании важнейшим источником сведений о раннем буддизме тех сочинений, которые были записаны в начале нашей эры на языке пали на Цейлоне под названием «Типитаки» (или «Три корзины»). Но это неполный комплект. Уточненный текст Типитаки был выработан в 1871 г. и затем вырезан на 729 мраморных плитах (храмовый комплекс Кутодо). Только в конце XIX – нач. XX веков тексты, входящие в «Типитаку» были переведены на европейские языки.

Наиболее древняя часть буддийского канона Винная-питака («Корзина устава») – 111 каменных плит храмого комплекса Кутодо. Большинство текстов не ранее III в. до н.э. Содержит правила поведения монахов, условия приема в Общину (Сангху), исключения из нее, описывает организацию самой общины и ее историю.

Сутта-питака («Корзина поучений») – 410 плит. Излагает основное буддийское учение в форме бесед и притч. Среди этих текстов «Дхаммапада», которая в краткой форме излагает важнейшие вопросы буддийского вероучения.

Абидхамма-питака («Корзина истолкования учения») – 208 плит. Наиболее поздняя часть канона. Содержит тексты религиозно-философского характера, развивающих буддийские идеи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...