Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема «маленького человека» в русской литературе.




Черты литературного направления

- Романтический герой – герой-мечтатель, герой-созерцатель, живущий в ирреальном мире. Герой-бунтарь, призывающий к активной борьбе «за угнетённую свободу человека».

- Изображаются исключительные обстоятельства

- Отказ от иерархии жанров эпохи классицизма

- Сюжет не фиксирован

- Отказ от обыденного

- Стремление к фантастическому, нереальному, экзотическому. Поэзия символов.

- Субъективное восприятие и изображение действительности

Представители

Дж. Байрон, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, М.Ю. Лермонтов,А.С. Пушкин

 

 

Реализм

В 30-40-е годы 19 века сначала в русской, а затем и в западноевропейской литературе происходит становление самого плодотворного и популярного литературного направления в мировой литературе – критического реализма.

Могучая сила реализма заключалась в его постоянной и тесной связи с современной действительностью. Если проследить весь исторический путь реализма, он представится нам как процесс все более широкого охвата явлений действительности, процесс познания новых и новых пластов и сторон жизни человека, общества, природы.

Философским основанием реализма является признание объективное, вне нас существующей, развивающейся по своим законам действительности. Писатель-реалист признает возможность познания этой объективной действительности. Мир может и должен быть художественно познан, в этом писатель-реалист видел одну из важнейших задач своего искусства. В этом отношении субъективизм и всякого рода мистика враждебны реализму. Писатель-реалист проникает в реальные связи вещей реального мира, познание жизни всегда проявляется в объективности ее изображения. Художнику реалисту необходимо было отделиться от своего героя, взглянуть на него как на порождение объективной действительности. Свобода воли художника подчинилась законам развития самой действительности.

Объективность состоит в соответствии изображения изображаемому предмету. В единстве внутреннего и внешнего, явления и его сущности.

Писатель стремится преобразовать мир, воздействовать на него, улучшить жизнь общества, человека. Пересоздание мира присуще реализму в форме его нового созидания.

Основой эстетического идеала была великая идея гуманизма, идя свободы и независимости личности человека, любви и уважения к нему, признание за человеком права на счастье здесь, на земле, а не в потустороннем мире.

Критика в реализме опиралась на глубокий, проникнутый трезвым взглядом анализ жизни. Внутренняя потребность реалистического художественного познания состоит в стремлении взять то или иное событие в связи с другими, взять его как можно шире, многосторонне, во всех его проявлениях, на всех его уровнях, почувствовать развитие, переходы, воспринять весь мир как живое, во времени развивающееся бытие.

Народность как эстетическая категория теперь определялась, прежде всего, требованием воссоздания национального характера народа в историческом его развитии, в изображении судеб народных через образы типических его представителей. Необходимо понимание тех социально-исторических форм, в которые отливалась жизнь народа в данную эпоху.

Личность изображается всесторонне, характер человека, его внутреннего мира.

Характер выступает как типический. Поступки и поведение человека обусловлены характерологически, соответствуют особенностям внутреннего мира человека. Эта обусловленность не нарушается вмешательством потусторонних сил или воли самого автора. Социальный характер дается через всю совокупность черт личности и поведения героя в их социальной обусловленности.

Типические обстоятельства представляют собой известные жизненные коллизии и конфликты, которые развиваются и решаются без участия сверхчувственных, иррациональных сил.

Процесс жизни изображается как исторический процесс.

Внутренний мир человека подчинен законам истории. Чаще всего характер изображается в процессе развития.

Реализм окончательно разрушил иерархию жанров эпохи классицизма. Большое значение приобретает проза, которая обладает возможностями в охвате жизни, ее социально-историческим анализом, в воздействии на широкий, более демократический мир, круг читателей, на интеллектуальное, в целом духовное развитие человечества.

Реализм в лирике проявился в расширении сферы лирического творчества, эмоциональном обогащении лиризма. Появляются образы действительного окружения поэта – человеческого, бытового, природного.

Важно единичным, данным жизнью фактам придать значение общего, типичного, воссоздаваемого в художественных образах. Громадную роль в произведении играет деталь.

Развитие реализма в 20-30-е годы 19 века выразилось в обогащении критической палитры писателя, которые вводили в литературу юмор, иронию, сатиру.

В 30-е годы реализм взаимодействовал с романтизмом и находился с ним в теснейших связях.

Черты литературного направления

- Герой реализма – типический характер.

- Изображаются типические обстоятельства. Жизнь как исторический процесс.

- Отказ от иерархии жанров эпохи классицизма

- Сюжет фиксирован

- Приятие обыденного

- Стремление к «правде жизни».

- Объективное изображение действительности

Представители

А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь

  1. Темы дворянства

Многие великие писатели давали широкое изображение дворянства в своих произведениях: это и А.С. Грибоедов, и А.С. Пушкин. В своих работах авторы выступали против угнетения простого русского народа дворянами и помещиками, а так же против крепостного права. В своей комедии "Горе от ума" Грибоедов показал нам фамусовское общество с узким кругозором и смешными идеалами, стремясь высмеять их глупые интересы. Множество писателей первой половины 19 века описывали дворянство не с лучшей стороны. А.С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" рассказывает о разных типах дворянства: петербургском, московском и поместном, показывал отсутствие у этих людей привычки к труду и праздный образ жизни. Для петербургского дворянства характерны суета и мишурность: "везде поспеть немудренно." Люди в Петербурге проводят время в увеселеньях, сменяя развлечения. Главный герой романа Евгений Онегин встает после полудня и к нему сразу несут записки с приглашениями. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут. Евгений посещает театры, балы, а утром уставший возвращается домой. В Петербурге люди заняты модой, а огромное значение имеет общественное мнение - "пружина чести - наш кумир!" В своем романе Александр Сергеевич показал дворянское общество 19 века, причем детально, как жизнь провинциального народа, так и столичного. Основная черта провинции - это верность старине, новые привычки еще не успели дойти до глубинки. Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины. Также, как и в Петербурге, здесь любят балы, и посему хорошо поесть. Еда составляет чуть-ли не самую важную часть деревенской жизни. Обряд известный угощенья, Несут на блюдичках варенья. Провинциальная жизнь однообразна, но она не лишина практического смысла, как в Москве, - она скучна и пуста, отличается консервативностью быта и нравов, ограниченными интересами. Все в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно. Писателей первой половины 19 века очень волновала судьба их родины. Н.В. Гоголь задумывался, спрашивая в лирических отступлениях поэмы "Мертвые души", - "Куда же ты несешься Русь?" Он не мог себе и представить, какое будущее может быть у России, если в ней правит общество, где крепостное право является нормальным жизненным явлением. А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин точно изобразили нравы современного тогда дворянства. В комедии "Горе от ума" главный герой Чацкий пытается противостоять жестокому обществу, но у него ничего не получается, так как он один борется за свои передовые взгляды, прогрессивные идеи, которые совсем не понятны этому обществу. Раздумья этих двух великих писателей в их произведениях заставляют подумать читателей. Изображая дворянство, авторы пытались донести до людей их суть, они хотели, чтобы народ увидел себя со стороны и где-то, может задуматься обо всем происходящем в России.

  1. Темы маленького человека

Тема «маленького человека» в русской литературе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...