Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вся жизнь их - подвиг неустанный. Они, не пожалев сердец, Сверкают темой для романа И дали чести образец.




Вся жизнь их - подвиг неустанный. Они, не пожалев сердец, Сверкают темой                         для романа И дали чести образец.

Их жизнь                                             не промелькнула мимо, Не затерялась вдалеке. Их след лежит                                 неизгладимо На времени                                         и на моряке. Они живут свежо                    и пылко, Распорядительны                        без слов, И чувствуют родную жилку B горячке гордых парусов.


Неслучайно многие глаголы звучат в настоящем времени. Герои – наши соотечественники, служившие Богу, Царю                              и Отечеству, с нами. Они тоже помогают русским воинам                                                 в борьбе с «супостатом».  И неважно, что в самом произведении слово «супостат », как в предыдущем, не звучит. Суть                       от того не меняется. А уж тем более, в том ключе,                            в котором поэт говорит о России


И русская судьба безбрежней,
Чем может грезиться во сне,
И вечно остается                прежней
При небывалой                          новизне.
И на одноименной                        грани
Ее поэтов похвала,
Историков ее преданья
И армии ее дела.
И блеск ее морского флота,
И русских сказок закрома,
И гении ее полета,
И небо, и она сама.


Подчёркнутые слова, пусть и не так открыто,                                     как    в «Ожившей фреске», но тоже отражают неразрывную связь Нашего Отечества с Отечеством Небесным.                                     И при внимательном прочтении это становится совершенно очевидным. А Фёдор Фёдорович Ушаков впоследствии будет причислен к Лику Святых. Но и неявленные были великие русские полководцы святы для русского воинства,                   для русского народа. И, ещё, столь же очевидно и очень важно то, что и Святые Воины, и великие флотоводцы «появляются» не в самом начале произведения. Их надо захотеть увидеть и обратиться к ним за помощью в благом деле освобождения Родины  от «супостата».

Та глубинная связь, о которой говорилось в самом начале, духовная реальность и святых воинов, великих флотоводцев становится вдруг совершенно ясной, ощутимой,                                     не вызывающей никаких сомнений.

     И вот пришла долгожданная Великая Победа!


Славно начато славное дело В грозном грохоте,                                в снежной пыли́, Где томится пречистое тело Осквернённой врагами земли. К нам оттуда родные берёзы Тянут ветки и ждут                                                  и зовут, И могучие деды-морозы

С нами сомкнутым                  строем идут.


Эти строки написала великая А. А. Ахматова ещё в 1942году! Какая непоколебимая, святая вера в победу русского воинства, несмотря на всё, что переживала тогда наша Родина! И всё произведение с неисчерпаемым по глубине названием «Победа», особенно приведённые здесь строки первой части, как и у Б. Л. Пастернака, соединяют время и пространство                         и образами «могучих дедов-морозов», и «родных берёз».

 

 Но всё же главное и для самой А. А. Ахматовой, и для многих русских людей, « пречистое тело». И образ этот                                        у А. А. Ахматовой встречается неоднократно. (Об этом будет ещё сказано далее). То, что Россия - Удел Пресвятой Богородицы, и то, что её «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя», очевидно, объяснять ныне уже никому не надо. Но строки великого поэта, великой женщины, благодаря которой многие приходили к вере, ещё раз напоминают об этом великом предназначении России.                                И напоминают именно в годину страшных для Родины испытаний.


Низко, низко небо пустое,
И голос молящего тих:

  «Ранят тело твое                       пресвятое,
Мечут жребий о ризах твоих»


                                                    (Июль 1914)

 Образ этот, как видно даже по названию, создан в годы приближающейся катастрофы, началом которой стала Первая Мировая война. Враги топчут не просто землю,                               а русскую святость. Но, возможно, не только внешние враги – никому не нужно напоминать, в каком духовном состоянии находилась Россия, в которой оскудела молитва, – за что                            и «приблизились» «сроки страшные »; и сбылись пророчества «одноногого прохожего», и стало «тесно от свежих могил».  

Известен случай, когда на фронт был привезён знаменитый Песчанский Образ Пресвятой Богородицы. Пока Образ пребывал в войсках, не было ни одного поражения. Только                    из-за оскудения веры - даже выговорить такое трудно -                                    не состоялся крестный ход, как было изначально задумано, как было это во все времена перед великими сражениями.                                         А дальше… Комментировать незачем.                                                         

Однако, из пророческих уст «одноногого прохожего» звучит и то, что, думаю, выходит за рамки и времени Первой Мировой войны, и любого времени вообще:


«Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:

Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат
».


Как можно объяснить эти слова, если не верой в победу сил добра заступничеством Пресвятой Богородицы и Святых Угодников, даже тогда, когда всё кругом рушится?!


 

В каждом древе распятый Господь

В каждом колосе Тело Христово, И молитвы пречистое слово Исцеляет болящую плоть.


Думаю, не будет ошибкой сказать, что эти созданные вскоре после Великой Победы строки через 30 лет снова возвращают к мысли о святой вере русского народа – и что А. А. Ахматова, как и Н. С. Гумилёв, и их лирические герои – «носители мысли великой» о русской святости и о бессмертии души человека!


  И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами -
 Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет.


Изначально А. А. Ахматова написала: «Для Бога мёртвых нет». (Почему слово было заменено в годы советской власти, объяснять не нужно). Единство мёртвых с живых воплощается на Литургии – главной православной службы, созданной Отцами Церкви ещё  в 4-ом веке! И вот главную литургическую идею воплощает великий русский поэт, свидетель двух мировых войн в страшные годы Ленинградской блокады. Наверное, объяснять что-либо незачем!

И, конечно, невозможно в связи с этим не вспомнить её же слова, сказанные в годы Первой Мировой войны и ставшие пророческими:


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...