Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация научных исследований




 

Беляев В.И.

2.1. Планирование и организация исследовательской деятельности при работе над диссертациями

 

Итак, тема сформулирована, цели определены, задачи поставлены – следует приступать к проведению исследования. Но, прежде чем порекомендовать с чего надо начинать, и как надо продолжать, следует обратить Ваше внимание, уважаемый читатель, на то обстоятельство, что исследователю, уже в ходе работы, нередко приходится корректировать название своей темы, или даже менять ее. Определить тему диссертационной работы, точно ее сформулировать, не очень-то просто. Требуется согласование многих и многих обстоятельств, параметров, факторов, о чем уже шла речь в параграфе 1.18. Здесь нужно обратить внимание на следующее – к выбору темы диссертационной работы надо подходить точно так же, как и к формулированию проблемы, поскольку тема, зачастую, вытекает из какой-либо проблемы и правильно сформулировать проблему, «значит, наполовину решить ее», а точно определить тему, значит узнать, как следует спланировать и организовать исследование в рамках этой темы.

Любая целенаправленная деятельность начинается с составления плана. «Отсутствие планирования – есть планирование неудач» – сказал кто-то из великих, имея в виду объективный характер планирования, как одной из важнейших функций управления. Поэтому, поскольку работа над диссертацией представляет собой целенаправленную деятельность, после формулирования темы каждому диссертанту надо составить план своей работы над диссертацией (не путать с планом самой диссертации).

Начинать планирование работы над диссертацией следует с составления перечня необходимых процедур (работ). Начинать, очевидно, нужно с планирования выступлений на научных конференциях студентов, которые ежегодно проводятся в каждом российском вузе. Выступления на конференциях и публикации в сборниках статей составляют один из важнейших видов работ над диссертацией, поскольку представляют собой одну из важнейших форм апробации результатов исследований, или намерений соискателя в получении их. Следовательно, выступления на конференциях должны найти отражение в личных планах магистрантов.

При составлении перечня работ по проведению исследования ничего нельзя забыть или пропустить. Все должно найти свое место и время в исполнительской деятельности диссертанта. Каждая процедура, заложенная в методологическую схему научного исследования, должна найти отражение в личном плане соискателя любо как самостоятельная работа (процедура), либо как комплекс работ (процедур).

После определения полного перечня процедур (работ) проведения научного исследования надо осуществить распределение их исполнения во времени. Одним из первых пунктов плана работы над магистерской диссертацией должен стать подбор, чтение и анализ уже опубликованных результатов исследований других ученых по выбранной теме. Хотя Блез Паскаль и сказал, что «только оканчивая задуманное, можно понять, с чего нужно было начинать», любое диссертационное исследование, тем не менее, надо начинать именно с библиографического поиска и вдумчивой работы с литературой. А затем уже можно ставить в план что угодно, поскольку все равно, как следует из указания Б. Паскаля, будет не то. При этом следует подчеркнуть особо, что у каждого соискателя будет не просто свой временной порядок процедур (работ), будут и свои, непохожие на другие планы, процедуры (работы). Во многом это определяется личностными характеристиками диссертантов, а также спецификой темы научного исследования, деятельностью объекта исследования и др.

Из практики сетевого планирования известно, что многие работы могут (и должны!) выполнятся параллельно, что приводит к сокращению времени выполнения всего комплекса работ. Составлять сетевой график работы над диссертацией не обязательно, однако при распределении работ (процедур) во времени распараллелить некоторые виды работ просто необходимо. Иначе можно не успеть вовремя защитить диссертацию. Так, в частности, при подборе и чтении научной литературы, можно выполнять и сбор статистической, и другой, информации об объекте и предмете исследования. Можно проводить, параллельно с подбором и анализом литературных источников, и сбор уникальной информации о предмете и объекте исследования, использование ее в аналитических расчетах и т.п. Заканчивая рассуждать о перечнях работ (процедур) плана работы над диссертацией, следует подчеркнуть, что чем подробнее будет осуществлено подразделение исследования на отдельные составляющие, тем больше у исследователя появится возможностей распараллеливания работ, тем больше окажется возможностей для организации четкой работы над диссертацией. Но, вместе с тем, следует подчеркнуть, более напряженной может оказаться и личная жизнь соискателя. Поэтому, дробить всю исследовательскую деятельность на составные элементы надо с учетом множества обстоятельств.

При составлении и исполнении плана работы над диссертацией надо помнить о том, что в мире еще не было ни одного плана, который был бы исполнен до конца без всяких от него отступлений. Всех предстоящих обстоятельств нельзя учесть ни в одном плане, как бы тщательно его не продумывал тот, кто составляет этот план. Объясняется этой динамикой внешней среды, ее способностью быстро и непредсказуемо изменять свои параметры. Не редкими, например, являются появления новых результатов в науке, которые соискатель рассчитывал получить сам. Поэтому исправления в плане, дополнения его, неизбежны. А отсюда, можно сделать, казалось бы, совершенно абсурдный, вывод – планирование должно быть непрерывным, о чем идет речь в отступление 2.1. Из этого отступления можно также заимствовать и порядок плановой работы.

 

Отступление 2.1. Основные элементы планирования

Планирование должно быть непрерывным процессом, следовательно, никакой план не является окончательным, он всегда остается объектом для пересмотра. Таким образом, план – это не конечный продукт процесса планирования, а предварительный отчет. Это протокол сложного набора взаимодействующих решений, который можно разделить на части разными способами. Разные плановики предпочитают разные способы подразделения решений, которые следует принять. Но при условии, что учтены все необходимые решения, те или иные способы разделения плана являются делом вкуса или стиля работы. Поэтому нет нужды обсуждать относительные преимущества и недостатки разных способов разбиения плана на части. Порядок, в котором ниже перечисляются элементы планирования, не является порядком их осуществления…Это порядок, в котором, обычно бывает удобнее начинать думать об элементах планирования.

1. Результаты: определение целей и задач.

2. Средства: выбор политик, программ, процедур и способов действий, служащих достижению целей и выполнению задач.

3. Ресурсы: определение видов требуемых ресурсов и их количеств, а также того, как их произвести или приобрести и как распределить.

4. Внедрение: построение процедур принятия решений и способа их организации для выполнения плана.

5. Контроль: разработка методики предсказаний и обнаружений ошибок плана и его срывов, а также их предотвращений или исправлений на непрерывной основе.

Такая методика применима к планированию любой деятельности, в том числе и к планированию работы над диссертацией.

Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. – М.: Советское радио, 1972. С. 19 – 20.

 

В отступлении 2.1 в виде списка перечислены укрупненные блоки плановой работы вообще. При составлении плана работы над диссертацией надо только эти блоки разукрупнить, выделить в них отдельные взаимосвязанные составляющие. Вряд ли есть смысл подробно комментировать каждый из этих пунктов списка применительно к планированию работы над диссертацией. Все равно у каждого диссертанта получится свой план. Для примера можно остановиться, пожалуй, только на последнем, пятом, пункте списка, связанном с контролем выполнения плана. Применительно к плану работы над диссертацией в этот пункт могут быть включены работы по верификации математических моделей, если таковые имеются, выступления на конференциях с целью выявления правоты своих выводов, чтение научным руководителем промежуточных материалов, представляемых ему на проверку, беседы с ним, консультирования с внешними экспертами и др.

Заканчивая параграф, посвященный планированию и организации работы диссертанта над выбранной темой, следует упомянуть, что для магистрантов может быть предусмотрена специальная форма ежегодной отчетности, представляющий собой специальную форму очень укрупненного плана, по которой можно отчитываться за его исполнение. Следует отметить, что материал данного параграфа никакого отношения к этому документу не имеет. В нем речь ведется о необходимости составления личного плана исследовательской работы, чтобы сделать ее более упорядоченной и организованной. На ближайшие два года для студентов магистратуры этот план может стать планом жизни. Поэтому весьма важно в этом плане правильно расставить приоритеты – на первое место надо всегда ставить работу над диссертацией. Это очень важное обстоятельство потому, что многие студенты магистратуры работают, и у них на первом месте в их личных планах стоит работа, а не диссертация. Результатом является то, что очень многие магистранты приступают к работе над диссертацией в последний момент. Итак, если Вы, уважаемый читатель, хотите обрести степень магистра, отдайте наивысший приоритет в своем личном плане работе над диссертацией.

Составление и контроль над исполнением личного плана работы над написанием диссертации дисциплинирует соискателя, держит его в русле общей целевой установки на получение магистерской степени. Начинать же эту работу надо с подбора и изучения литературы, о чем и пойдет речь в следующем параграфе данной главы.

 

Беляев В.И., Бутакова М.М., Игнатьева Д.В.

2.2. Библиографический поиск и работа исследователя

с литературными источниками

 

Итак, первым пунктом плана работы соискателя над диссертацией является изучение всего того, что уже было сделано другими учеными в данной области знаний. И иного пути, кроме как всестороннего и глубокого изучения литературы на эту тему, здесь нет. Таким образом, соискатель магистерской степени свою исследовательскую работу должен начать с библиографического поиска. Порядок поиска может быть различным. Самый простой из них сводится к знакомству соискателя с библиографическим списком какой-либо известной публикации (монографии или учебника), естественно, после вдумчивого (или одновременного) прочтения этого издания. Иногда библиографический список называют списком использованной литературы. Как правило, он размещается в конце книги. На основе этого списка можно начать составление собственной картотеки по теме, или направлению, исследования. Затем, составленную картотеку, пока еще не очень большую, рекомендуется дополнять другими литературными источниками, последовательно извлекая их из библиографических списков других книг и т.д. После того, как этот источник будет исчерпан, библиографический поиск можно продолжить посредством изучения специальных информационных изданий. Безусловно, поиск литературных источников можно начинать и со знакомства с этими информационными изданиями, составляя на основе почерпнутых в них сведениях свою тематическую картотеку и дополняя ее затем публикациями из библиографических списков читаемых книг. Таким образом, приступать к библиографическому поиску, как уже и отмечалось выше, можно по-разному. Главным требованием здесь является обеспечение как можно более полного (в идеальном случае исчерпывающего) представления на страницах диссертации мнений и суждений ученых (в том числе и зарубежных) по исследуемому предмету, для чего, собственно, и следует изучать литературные источники.

Для обеспечения эффективного библиографического поиска соискатели, разумеется, должны иметь хотя бы самое общее представление об информационных изданиях.

В России выпуском информационных изданий занимаются различные институты, центры и службы научно-технической информации, объединенные в Государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ), охватывающую все отрасли народного хозяйства. Так, в частности, обработкой отечественной и зарубежной литературы по общественным наукам, в состав которых входит и экономика, занимается ИНИОН. Естественной и технической информацией, где так же можно обнаружить сведения по экономическим наукам – ВИНИТИ. Защищенные диссертации, с которыми также необходимо знакомиться соискателям, обрабатывает ВНТИЦ. Научные сведения по экономике содержатся и в патентной документации, которую ведет НПО «Поиск», и в нормативно-технической документации, которую ведет ВНИИКИ. Все перечисленные выше учреждения выпускают три вида изданий: библиографические, реферативные и обзорные. Есть смысл ознакомиться с каждым из них.

Библиографические издания, которые также называют и библиографическими указателями, представляют собой упорядоченную совокупность библиографических описаний, предназначенных для оповещения заинтересованных специалистов и ученых в том, что уже издано по тому или иному вопросу. Такие издания выполняют две функции: сигнальную, оповещающую о появлении нового документа, и адресную, помогающую найти этот документ в море вышедшей литературы. Наиболее известным из таких изданий является «Сигнальная информация ВИНИТИ» (СИ ВИНИТИ).

Реферативные издания представляют собой публикации рефератов, т.е. сокращенные изложения содержания первичных документов (или их частей). К таким изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

Реферативные журналы издаются ВИНИТИ и представляют собой единое многосерийное издание, состоящее из тематических томов, в которые входят выпуски, издающиеся самостоятельными переплетами. Однако есть и отдельные выпуски, не входящие в сводные тома. Периодичность выхода тех и других, за исключением немногих, составляет двенадцать раз в год.

Реферативные сборники содержат рефераты неопубликованных документов. Это периодические или непериодические издания некоторых специальных институтов научно-технической информации, которые носят узкотематический характер.

Экспресс-информация представляет собой издание журнальной или листовой (в виде листовки) формы, содержащее подробные рефераты наиболее актуальных материалов, опубликованных, как за рубежом, так и в России. В экспресс-информации можно найти расширенные рефераты наиболее актуальных журнальных статей, описаний патентов, отчетов о научных работах и других документов научно-технического характера. Рефераты в экспресс-информации содержат все основные данные первоисточников, сопровождающиеся рисунками, графиками, диаграммами, таблицами и т.п., а также теоретическими обобщениями, вследствие чего необходимость обращения исследователя к оригиналу зачастую становится необязательной. Периодичность выхода выпусков экспресс-информации различна. Так, например, периодичность серий экспресс-информации ВИНИТИ составляет четыре номера в месяц.

Информационные листки представляют собой оперативные печатные издания, которые содержат подробные рефераты, отражающие информацию о передовом производственном опыте или научно-технических достижениях. Они (информационные листки) издаются региональными центрами научно-технической информации и могут быть интересны для соискателей магистерских степеней еще и тем, что выпускники магистратуры могут черпать в них идеи по формулированию для себя тем диссертаций, или корректировки уже сформулированных тем.

К обзорным изданиям относятся технические обзоры по какой-либо одной проблеме, или направлению. Иногда они издаются в форме сборников обзоров. В этих изданиях обобщаются сведения, содержащиеся в первичных документах. В них можно найти сведения о состоянии развития какой-либо науки с отражением последних результатов, достигнутых в ней.

В данном пособии никак нельзя не упомянуть и библиографические указатели литературы Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ), а также на издания Всероссийской книжной палаты, выпускающей библиографические указатели «Книжная летопись», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись газетных статей» и др. Такого рода указатели издают также и Российская государственная библиотека, и Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы.

Кроме информационных изданий учреждений НТИ в информационном поиске можно использовать автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных. Обращаясь к этим источникам, можно найти монографии, сборники научных статей и т.п., соответствующие по содержанию выбранной теме диссертационного исследования.

Отдельного (и особого) упоминания в качестве источника информации, безусловно, заслуживает всемирная сеть Internet. С помощью поисковых ресурсов Internet можно найти большое количество нужной исследователю информации; для этих целей используются поисковики www.yandex.ru, www.aport.ru, www.rambler.ru, www.yahoo.com, www.google.com и др.

Прежде чем начать производить поиск информации, необходимо грамотно сформулировать запрос. В самом общем виде поисковый запрос в сети Internet – это одно или несколько слов, например, «управление вертикально интегрированной организацией». По такому запросу находятся документы, в которых встречаются все слова запроса. Нужно иметь в виду, что есть ограниченное число слов (союзы, предлоги и т.п.), которые в запросе, как правило, игнорируются, так как не несут сами по себе смысловой нагрузки. Например, по запросу «управление в организации» будут найдены документы, в которых встречаются одновременно только два слова – «управление» и «организация» и не будет встречаться предлог «в». Необходимо отметить одно важное и очень полезное свойство поисковых ресурсов Internet: независимо от того, в какой грамматической форме Вы пишите в запросе слово, оно находится в документах во всех своих формах. Например, по запросу «человек шел» будут найдены, среди прочих, и документы, содержащие текст «люди идут».

Кроме простых запросов можно строить и более сложные с использованием логических операторов.

Оператор логическое И (AND, &, +) при формировании запроса подразумевается, т.е. его можно опускать: запрос «управление организацией» полностью эквивалентен запросу «управление И организация». По любому из этих запросов будут найдены документы, содержащие оба слова.

Оператор логическое ИЛИ (OR, |) позволяет искать документы, содержащие хотя бы один из операндов. По запросу «управление организацией ИЛИ вертикальная интеграция» будут найдены документы, содержащие любое из указанных словосочетаний или оба словосочетания одновременно.

Оператор логическое НЕ (NOT, ~) ограничивает поиск документами, не содержащими слово, указанное после оператора. По запросу «управление организацией НЕ вертикальная интеграция» будут найдены документы, содержащие словосочетание «управление организацией», но не содержащие словосочетание «вертикальная интеграция».

Круглые скобки () задают порядок действия логических операторов. По запросу вертикальная ИЛИ горизонтальная интеграция будут выданы документы, содержащие либо слово «вертикальная», либо одновременно слова «горизонтальная» и «интеграция» (оператор И, который в данном примере опущен, действует первым). По запросу «(вертикальная ИЛИ горизонтальная) интеграция» будут выданы документы, где встречаются одновременно слова «вертикальная» и «интеграция», либо «горизонтальная» и «интеграция».

Также можно пользоваться операторами расстояния сл2(...) (с2(...),
w2(...), [2,...]); цифра два указана как пример. Если Вам требуется, чтобы заданные Вами слова встречались, например, в пределах шести слов, то надо написать – «сл6(управление вертикальная корпорация)». При этом будут найдены документы, где между словами «управление», «вертикальная» и «корпорация» стоит не более двух других слов (т.е. общее число слов во фрагменте не более шести). Порядок, в котором встречаются заданные слова, не важен.

В том случае, если информация, представленная в каком-либо электронном ресурсе, используется в диссертации, его необходимо включить в список использованных источников литературы (в библиографический список) с указанием конкретного адреса данной страницы, например: http://www.ecommerce.al.ru/works/stat/stat1.htm

Таким образом, библиографический поиск представляет собой работу соискателя со многими разнообразными источниками информации. Результатом такого поиска, как уже упоминалось в начале данного параграфа, должна стать картотека темы исследования. В ее состав следует включать самые разные публикации: монографии, статьи из научных журналов, научные отчеты, диссертации, описания патентов, учебные издания и т.п. Безусловно, каждый из этих видов публикаций имеет, как бы, свой статус по новизне представляемых сведений. На семинаре разработчиков курсов Инновационного образовательного проекта в марте 2003 г. редактор журнала «Социологические науки» Г.С. Батыгин предложил ранжированную по функциональному признаку группировку публикаций, которые можно использовать в научной работе (см. табл. 2.1).

 

Таблица 2.1

 

Ранжированная группировка научных изданий по функциональному признаку

 

 

Компонент текста Функция
Статьи, препринты, материалы конференций, научно-технические отчеты Производство новых знаний
Библиографические указатели, реферативные издания, аналитические обзоры Картографирование научной дисциплины, селекция релевантного материала
Рецензии Экспертиза и селекция значимых материалов
Монографии Производство темы
Учебники, учебные пособия Трансмиссия дисциплинарного и дидактического образцов. Канонизация текстов
Диссертации Стратификация научного сообщества
Справочники, энциклопедические издания Справочное информирование

 

 

Чем выше в ранжированном списке находится вид публикации (компонент текста), тем более свежей (новой) являются изложенные в нем знания. Таким образом, наиболее инновационный характер носит информация, содержащаяся в статьях, материалах конференций, препринтах, научно-технических отчетах. Это и очевидно, ведь на издание монографии уходит гораздо больше времени. Кроме того, в монографиях, как правило, отражаются фундаментальные и проверенные знания, уже неоднократно опубликованные в научных журналах в виде статей, в сборниках научных конференций в виде тезисов выступлений и т.п. Изданию монографии, как показывает практика, предшествует опубликование ее автором десяти – пятнадцати, а иногда и более, статей в различных научных журналах, сборниках и т.п. Так что поиск самой новой научной информации – гипотез, предположений, др. – следует производить именно в научных журналах, сборниках статей и тезисов. При этом, безусловно, не следует игнорировать и другие источники научной информации, в том числе учебные и справочные издания, ибо в них содержатся выверенные фундаментальные научные сведения. Однако ограничиваться только ими никак нельзя. Таким образом, в библиографическом поиске одно должно дополняться другим – недостаточно проверенная на практике новизна предварительных выводов, содержащихся в научных статьях, обоснованностью монографических суждений и фундаментальностью учебных изданий.

Понимание студентами магистратуры и аспирантами функционального предназначения каждого вида научных изданий по классификации Г.С. Батыгина позволит им создать для себя сбалансированную картотеку по теме диссертационной работы, в которой будут представлены и научные статьи, и монографии, и учебники, и научные отчеты, и др.

Следует отметить еще одно очень важное обстоятельство, касающееся библиографического поиска. Работа над выбранной темой диссертации будет продуктивной только в том случае, если личная картотека соискателя степени магистра составит не менее восьмидесяти литературных источников. Ясно, при этом, что каждый из них соискателем должен быть основательно проработан, изучен в сопоставлении разных мнений и суждений по поводу одного и того же изучаемого явления, процесса, предмета, др. Ясно, также и то, что изучение литературных источников и пополнение картотеки должны идти последовательно. Указанное количество – восемьдесят источников, как показывает практика, – является минимальным. Больше можно, сколько угодно, лучше, конечно, до полного исчерпания этих источников, хотя это и трудноосуществимо. Но меньше уже никак нельзя. Как показывает опыт работы с магистрантами авторов пособия, внимательное прочтение восьмидесяти литературных источников, обычно, делает соискателя весьма информированным в исследуемой им теме – количество в данном случае неизбежно переходит в качество. После прочтения этого минимума соискатель уже на равных может вести дискуссию как с экспертами на предзащитной стадии, так и на защите своей диссертации с рецензентами и членами государственной аттестационной комиссии.

Разумеется, немаловажным является вопрос и о том, как следует работать с выбранной литературой и каким должен быть конечный результат этой работы. Здесь нужно обратить внимание на ряд обстоятельств. Во-первых, следует отметить, что чтение научной литературы – это нелегкое занятие, это серьезный труд. Он требует значительных затрат времени, интеллектуального напряжения и должен основываться на каком-то уже накопленном базисе знаний. Поэтому, соискателю, только что приступившему к изучению какой-либо новой для себя темы, с целью создания этого базиса чтение литературы лучше всего начать с учебников и учебных пособий. Если же он эту учебную литературу освоил, обучаясь в вузе – значит у него преимущество, значит, ему легче будет читать монографическую литературу и научные статьи, отчеты и т.п., и начинать работу над темой такому соискателю рекомендуется со знакомства именно с научной литературы. В противном же случае, без затрат какого-то времени обучения в магистратуре на изучение студенческих учебников ему не обойтись. Допустим, тема магистерской диссертации посвящена совершенствованию аттестации персонала на предприятиях какой-либо отрасли. Значит, соискатель, прежде чем начнет читать научные издания по этой теме, должен хорошо освоить учебную литературу по экономике и организации труда, по управлению персоналом. Но если он закончил вуз по направлению экономика, то он эту учебную литературу уже хорошо знает и может сразу же приступить к изучению научных изданий. Если же его вузовская квалификация связана с естественными науками, ему непременно надо будет освоить экономику труда по студенческим учебникам, прежде чем приступать к изучению монографической литературы по аттестации персонала.

Однако следует особо отметить, во-вторых, многие начинающие исследователи, которые хорошо учились в вузах и хорошо знают учебную литературу, ставят ее (эту учебную литературу) выше всяких приоритетов и пишут первую главу только по учебникам и, что самое печальное, как учебники. Ясно, что мышление вчерашних выпускников вузов структурировано, если можно так сказать о мышлении, учебниками, т.е. они мыслят ясными и четкими категориями, как это обычно излагается в учебных изданиях. А как мыслят, так и пишут. Однако диссертация – это не учебное, а научное издание и при ее написании от стереотипов изложения учебных текстов надо отходить. А уйти от таких стереотипов можно только после прочтения очень большого количества научных изданий, не менее, как уже указывалось выше, восьмидесяти наименований. Чтение научной литературы и сформирует стереотипы написания научных текстов. Без приобретения же этих стереотипов диссертацию не написать.

В-третьих, читая научные издания обязательно нужно делать записи основных, важных для исследуемой темы обстоятельств. При этом на первых порах, пока еще нет опыта и обширного базиса знаний по данной теме, одних пометок на полях книги, как это делают многие исследователи, будет крайне недостаточно. Очень удобно делать записи на отдельных листах (карточках), как бы формируя специальную научную картотеку основных положений исследуемой темы. Безусловно, такие записи можно делать и в блокноте. Однако картотека, все-таки, удобнее, поскольку листы (карточки) можно как угодно перегруппировывать между собою, формируя какие-то взаимосвязанные фрагменты будущей диссертации и т.п. Делая такие записи, не следует забывать об указании фамилий и имен авторов, названий книг или статей, страниц и т.п. Это сэкономит Ваше, уважаемый читатель, время при оформлении текста диссертации.

Работа с литературой и другими источниками по теме диссертационной работы, безусловно, подготовит автора к сбору эмпирических данных, необходимых либо для обоснования сформулированных теоретических обобщений, либо для выявления конкретных проблем в реальной практике, которые еще не нашли отражения в теоретических положениях, либо для поиска новых путей применения уже известных теоретических знаний и т.п. – список можно продолжать. О том, как вести сбор эмпирических данных, предварительно обрабатывать их и, что не менее важно, оформлять, речь ведется в следующем параграфе данного пособия.

 

Беляев В.И., Игнатьева Д.В.

2.3. Сбор, обработка и анализ эмпирических данных

 

Если подбор, чтение, анализ и выведение нового знания из литературных источников является работой соискателя, если можно так сказать, с теоретическими концепциями, постулатами, методическими положениями и т.п., то выведение нового знания из сложившегося положения вещей, которое без специального сбора специфических сведений об объекте и предмете исследования осуществить никак невозможно, принято называть работой исследователя с первичными источниками. Такое название обусловлено тем, что диссертант собирает эту информацию сам и специально для решения задач, поставленных только в его исследовании. Именно для сбора и анализа такой информации и используются методы, о которых речь шла в параграфах 1.10 – 1.16 данного пособия. И здесь существует четкая зависимость – каковы методы, включенные диссертантом в свою методологическую схему научного исследования, таковы и подходы к сбору необходимых первичных сведений.

Важным в этом параграфе является вопрос о характере источников такого рода информации. К ним могут быть отнесены хозяйственные (и другие) документы, имеющиеся на предприятиях, данные статистической отчетности и данные, собранные самим соискателем посредством различного рода научных наблюдений, опросов, анкетирования, глубинных интервью, модельных экспериментов, о чем речь шла в параграфах 1.10 – 1.13 и т.п. Все сведения, получаемые таким образом, и называют эмпирическими. Без них научное исследование в сфере экономики не может быть полным.

Однако работа с эмпирическими данными их сбором не заканчивается. Они нуждаются первоначально в накоплении и хранении до достижения некоторого объема, определяемого исследователем, а затем в обработке с применением методов, описанных в параграфах 1.13 – 1.16, и оформлении. Что касается накопления и хранения, то каждый исследователь по-своему решает эти задачи. Разумнее всего, конечно, накопление и хранение эмпирических данных вести на магнитных носителях. Первоначально, как накопление, так и хранение, может иметь бессистемный характер, но впоследствии, по мере накопления больших объемов данных, исследователь приобретает и опыт. У него появляется собственная система ведения своего архива эмпирических данных, которая, при определенных обстоятельствах, может составить элемент научной новизны его исследования. Предложить же какую-нибудь единую систему накопления и хранения эмпирических данных в этом пособии не предоставляется возможным, поскольку вряд ли можно сформулировать общие принципы для осуществления такой работы по всему многообразию научных тем и направлений в области экономики и управления.

Накопленные эмпирические сведения, затем, подвергаются обработке. Именно по отношению к эмпирической базе исследования и применяются описанные в параграфах 1.10 – 1.16 методы. В данном параграфе нет никакого смысла повторять, как нужно применять эти методы. Об этом уже достаточно подробно написано в указанных выше параграфах, а также и в специальной литературе (см. библиографический список). Здесь же следует только отметить, что обработка эмпирических данных может быть предварительной и окончательной. Начинающему исследователю не нужно обольщать себя надеждой – искушенный же исследователь об этом уже хорошо знает, – что однажды собранные данные сразу же и «покажут» ему тенденции, закономерности и т.п. и цель научного исследования будет достигнута. Отнюдь. Истина открывается не сразу. Она требует больших затрат труда. Предварительные результаты анализа и синтеза, дедукции и индукции, а также и результаты применения других методов на первых порах могут обескуражить. Однако отчаиваться не следует. Надо произвести тщательную оценку собранных данных на предмет их объективности, полноты и т.п. Возможно, какие-либо чрезвычайные сведения не вошли в накопленную исследователем базу данных. Значит, надо произвести дополнительный сбор эмпирических данных и пополнить базу необходимыми сведениями. А возможно, какие-то сведения оказались ошибочными и искажают общую картину, что также требует дополнительной работы по сбору эмпирических данных и их проверки. После такой корректировки базы эмпирических данных, вновь производится их обработка и проверка полученных результатов на логику и достоверность. И так до тех пор, пока результаты не будут удовлетворять исследователя и его научного руководителя.

Поскольку к научным результатам относятся те, которые получены впервые, их достоверность и полезность для общества должны быть оценены до того, как соискатель вынесет их на защиту. Другими словами, необходима апробация научных результатов, полученных диссертантом. Об этом – в параграфе 2.5 данного пособия. Но прежде есть смысл рассмотреть вопросы использования математических моделей в научных исследованиях.

Надо бы показать этот параграф О.П. Я кое-где сократил, убрал ссылки на литературу


Мамченко О.П.

2.4. Математическое моделирование в исследованиях экономики

 

Модели и математическое моделирование, как показано в параграфе 1.14, широко используются в научных исследованиях. В данном параграфе представлен наглядный пример подобного применения математики в исследовании экономических проблем и процессов. Знакомство с этим примером позволяет студентам магистратуры представить суть процессов и процедуры математического моделирования применительно к конкретной экономической проблеме и получения на основе такого применения элементов научной новизны.

Современная рыночная экономика требует принятия эффективных решений, основанных на компьютерной технологии обработки оперативных информационных массивов. Экономико-математическое моделирование становится не просто инструментом исследования рыночной экономики, но и необходимой составляющей экономической науки. В последние годы экономические процессы достигли такой сложности и многогранности, что построение их моделей стало возможным то

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...