Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Библиографическая ссылка на электронные ресурсы




Объектами составления библиографической ссылки также являются электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т. п.).

Ссылки на электронные ресурсы составляют по изложенным выше правилам с учетом следующих особенностей:

§ если ссылки на электронные ресурсы включают в массив ссылок, содержащий сведения о документах различных видов, то в ссылках, как правило, указывают общее обозначение материала для электронных ресурсов:

Например: 2 Жизнь прекрасна, жизнь трагична… [Электронный ресурс]: 1917 год в письмах А. В. Луначарского А. А. Луначарской / отв. сост. Л. Роговая; сост. Н. Антонова; Ин-т «Открытое о-во». М., 2001. URL: http://www.auditorium.ru/books/473/ (дата обращения: 17.04.2006).

§ в примечании приводят сведения, необходимые для поиска и характеристики технических спецификаций электронного ресурса. Сведения приводят в следующей последовательности: системные требования, сведения об ограничении доступности, дату обновления документа или его части, электронный адрес, дату обращения к документу.

§ Для электронных ресурсов удаленного доступа приводят примечание о режиме доступа, в котором допускается вместо слов «Режим доступа» (или их эквивалента на другом языке) использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру «URL» (Uniform Resource Locator – унифицированный указатель ресурса).

§ После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу: после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год:

§ Например: Жилищное право: актуальные вопросы законодательства: электрон. журн. 2007. № 1. URL: http://www.gilpravo.ru (дата обращения: 20.08.2007).

После того, как исследование проведено, и его результаты изложены в диссертации, прошедшей предварительную экспертизу, соискатель выходит на публичную защиту. О процедурах защиты магистерской диссертации, ее предварительной экспертизе, речь идет в следующем параграфе пособия.

 

Беляев В.И., Бутакова М.М.

2.14. Защита магистерской диссертации

 

Защита магистерской диссертации осуществляется публично на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) по заранее составленному руководством и известному соискателю степени магистра графику в установленные учебным планом сроки.

Публичной защите предшествует предварительная экспертиза диссертации, которую осуществляет научный руководитель и внешний рецензент – руководитель пишет отзыв, а рецензент рецензию на диссертацию. Рецензент в своей рецензии отмечает замеченные им недостатки. Процедурой защиты предусматривается личное присутствие на защите руководителя и рецензента и их выступление с оценкой работы. В случае невозможности присутствия того или иного (но только одного из них!), его письменное заключение о диссертации (отзыв или рецензия) зачитываются секретарем ГАК.

Текст диссертации, объемом не более 100 страниц, не позднее, чем за семь дней предоставляется руководителю магистерской программы с письменным разрешением научного руководителя на титульном листе и рецензенту для написания рецензии.

В процессе защиты соискатель степени магистра выступает с докладом продолжительностью 10 – 12 минут, в котором обосновывает актуальность темы диссертационной работы, собственный научный и практический вклад в развитие выбранной темы. Доклад иллюстрируется и дополняется заранее подготовленными материалами (таблицами, графиками, схемами, др.), повышающими его (доклада) информативность. О необходимости использования специальной аппаратуры соискатель информирует руководителя программы за семь дней до защиты.

После доклада члены ГАК и присутствующие задают соискателю вопросы по проблемам проведенного им исследования, на которые соискатель должен дать полные и исчерпывающие ответы. Затем слово последовательно предоставляется руководителю и рецензенту для оглашения ими своего отношения к соискателю и содержанию его работы, полученным им новым результатам, их важности для науки и практики. Проведение защиты при одновременном отсутствии, отметим еще раз, научного руководителя и рецензента не допускается.

Отзыв и рецензия на диссертацию не должны превышать двух страниц. В них следует отмечать актуальность темы, научное и практическое значение, оригинальность идей и предложений автора, составляющих научную новизну его труда, степень самостоятельности работы, логичность рассуждений, целостность труда и др. Важно отметить теоретическую и практическую подготовленность соискателя, знание им научной литературы, умение пользоваться статистическим материалом по теме. Целесообразно также дать оценку его аналитическим выводам, вычислениям, использованию формул, моделей и т.п. В рецензии необходимо обратить внимание на ошибки, неточности и т.п. Безусловно, при оценке диссертации руководитель и рецензент должны отметить качество оформления, его соответствие требованиям, стиль письма автора и его грамотность.

В заключение, как в отзыве, так и в рецензии, должна быть дана обобщенная характеристика работы на предмет ее соответствия или не соответствия степени магистра и оценка работы в принятой шкале.

После выступления руководителя и рецензента председатель ГАК предлагает ее членам провести дискуссию по защите, завершающуюся заключительным выступлением соискателя, в котором он отвечает на высказанные замечания и вновь возникшие вопросы.

Решение об оценке магистерской диссертации и ее защите принимается ГАК на тайном совещании. Затем решение ГАК публично объявляется в присутствии всех ее членов соискателю магистерской степени.

Магистерская диссертация, получившая оценку «неудовлетворительно», предъявляется к защите, после доработки и устранения замечания, по решению ГАК в период действия его полномочий, т.е. до 31 декабря текущего года, или через год, на следующем заседании ГАК. Аналогичным образом ГАК поступает и с допуском к защите тех диссертаций, которые не были, по тем или иным причинам, представлены в срок на предварительную экспертизу.

Таким образом, защита магистерской диссертации начинается за некоторое время до заседания ГАК посредством участия соискателя в дискуссии со своим руководителем и рецензентом. Безусловно, соискатель не может не делиться своими результатами со своими близкими: родственниками, друзьями. Следовательно, всю защиту (и явную, и не явную) можно уподобить айсбергу, в подводной части которого находятся все дискуссии, разговоры, советы и т.п., которые соискатель получает накануне официальной защиты, в надводной части – его доклад на защите, ответы на вопросы и т.п. (см. рис. 2.2).

 

 
 

 


Рис. 2.2. Соотношение в защите диссертации официальной части и предшествующих ей дискуссий

 

На рисунке 2.2 представлена полная процедура защиты диссертации. В невидимой части «айсберга» представлены все дискуссии, которые предшествуют официальной защите, и которые, почему-то, многими соискателями не считаются защитой. На самом деле любое выступление соискателя, связанное с представлением им результатов своих исследований уже несет в себе начала настоящей защиты. Ибо дискуссия изначально представляет собой отстаивание своих взглядов, убеждений, суждений.

А с кем же ведутся предшествующие защите диссертации дискуссии? В первую очередь, как следует из рисунка 2.2, который следует читать снизу вверх, со своим научным руководителем. Он является первым читателем диссертации и первым ее критиком. Безусловно, критиком доброжелательным, т.е. желающим помочь своему подопечному, стремящимся выявить слабые места в его работе, допущенные ошибки и т.п., чтобы устранить все недоработки, обусловленные неопытностью начинающего ученого. Очевидно, что руководитель не должен подсказывать, где и как в данной теме можно получить научную новизну, а тем более самому и производить ее. Это задача соискателя, который и должен доказать своему руководителю, что ему, в процессе проведенного им научного исследования, удалось произвести новое знание, т.е. к его предложениям, выносимым на защиту, можно применить слово «впервые». Результатом дискуссии соискателя со своим научным руководителем должны стать две вещи. Первая из них связана с обретением руководителем уверенности в том, что его подопечный действительно произвел новые знания. А вторая – с приобретением начинающим ученым первого опыта публичной дискуссии. И то и другое не просто полезно, но и крайне необходимо для успешной защиты.

Примерно такую же дискуссию соискатель должен выдержать и в беседе с рецензентом. Затем, если руководитель согласен и рецензент дает положительную рецензию, диссертация выносится на обсуждение кафедры, где была выполнена работа, и допускается к защите.

На заключительном этапе, т.е., примерно, за неделю до официальной защиты, соискатель готовит доклад, который должен представить на заседании ГАК и дополнительный материал для презентации результатов своего исследования членам ГАК. Иногда этот материал называется иллюстрационным, или раздаточным. Какова его роль? При подготовке доклада нужно беспокоится о двух, казалось бы, противоречивых обстоятельствах. Первое – доклад должен быть емким и полным. Второе – он должен быть кратким (не более 12-ти мин.). Как соединить эти противоречивые начала в докладе? С помощью иллюстрационного материала. В нем соискатель представляет те таблицы, графики, диаграммы, содержания которых он, так или иначе, касается в своем докладе. При наличии такой иллюстрации вовсе не обязательно подробно говорить об отражаемой в ней характеристике, достаточно только упомянуть о ней и сослаться на раздаточный материал. Таким образом, последний призван повысить информативность устного сообщения соискателя на защите, придать его докладу и краткость, и необходимую полноту.

Иллюстрировать свой доклад соискатель может двумя способами: в виде распечаток на листах бумаги формата А4, скрепленных в скоросшивателе и имеющих титульный лист, или с использованием пакета программ PowerPoint, представляя дополняющие доклад иллюстрации на экране.

 

Беляев В.И.

Резюме ко второй главе

 

Таким образом, написание диссертации и подготовка ее к защите составляет весьма существенную часть организационной деятельности соискателя. Мало провести квалифицировано научное исследование и произвести новые знания (в форме элементов научной новизны), хорошо и убедительно написать об этом в диссертации – надо, в добавление к этому, хорошо провести и оформить предварительную экспертизу диссертационной работы, и грамотно выполнить все то, что этому сопутствует.

Для достижения этой цели, диссертанту, в первую очередь, необходимо спланировать всю свою деятельность на несколько лет вперед по проведению исследования, апробации получаемых результатов и т.п. Здесь важно правильно построить методологическую схему исследования и правильно применить включенные в нее методы, о чем речь шла в первой главе пособия. Затем, уже при представлении полученных научных результатов, необходимо соблюсти все требования по оформлению диссертации: правильно оформить текст работы, содержащиеся в ней таблицы и рисунки, графики и диаграммы, библиографический список, приложения.

В дополнение к изложенному выше, соискатель должен всесторонне и тщательно подготовиться к защите. Он должен подготовить доклад, в котором ярко и убедительно представить результаты своих научных изысканий, содержащие элементы научной новизны. Чтобы доклад получился кратким и информативным, его нужно дополнить иллюстративным (раздаточным) материалом, который перед защитой следует раздать каждому члену ГАК. В иллюстрационном материале должны быть отражены те обстоятельства проведенного исследования, которые трудно представить вербально или которые займут в таком представлении много времени. Сюда включаются аналитические таблицы, графики, диаграммы. При представлении своего доклада соискатель обращает внимание членов ГАК на предложенные им иллюстрации, кратко комментирует их, поясняет, что делает его доклад более ярким, интересным и более аргументированным.

Иллюстративный материал может быть представлен либо на бумажном носителе, в виде сброшюрованной папки таблиц, рисунков, т.п., либо в виде презентации для демонстрации полученных результатов на экране.

Разрабатывая иллюстративный материал, соискатель должен стремиться к повышению информативности своего доклада, к тому, чтобы его выступление стало кратким по форме, но емким по содержанию.

 

Беляев В.И., Бутакова М.М.

Научно-исследовательская практики магистрантов:

содержание и организация

 

Магистранты, в процессе своего обучения, принимают участие в двух практиках. Первая из них является педагогической, а вторая – научно-исследовательской.

Научно-исследовательскую магистерскую практику следует использовать для проведения научного исследования, подготовки и оформления диссертационной работы. Этой практике должен предшествовать методологический научный семинар, в проведении которого может быть использован материал первой главы данного пособия. Как следует из заданий семинара, он должен заканчиваться формулированием темы научного исследования (или, хотя бы, направлением научного поиска) и построением его методологической схемы. Это отправная точка научно-исследовательской практики. Без обозначения темы исследования и его методологии нет никакого смысла начинать эту практику.

В течение всей научно-исследовательской практики магистрант должен весьма активно консультироваться со своим научным руководителем. Однако эти консультации не должны носить спонтанный порядок, как это часто бывает. Они должны быть содержательно упорядочены. Суть упорядочения состоит в том, что в определенные сроки времени выпускник магистратуры должен предъявлять своему научному руководителю соответствующий этому сроку материал своих наработок на проверку. Таким образом, если занятия на методологическом семинаре проводятся в группе и упорядочены в своем проведении как тематические семинары, то занятия по научно-исследовательской практике носят индивидуальный характер и их упорядочение предлагается проводить в форме тематических же консультаций. В данном пособии представлен только упорядоченный перечень возможных консультаций, без обозначения временных границ между каждой предшествующей и последующей. Поскольку консультации носят индивидуальный характер, то вряд ли можно обозначить эти границы. Кроме того, некоторым магистрантам могут понадобиться дополнительные встречи для решения проблем, обозначенных в некоторых консультациях. Таким образом, научный руководитель сам определяет временные границы между консультациями, руководствуясь при этом складывающейся у магистранта ситуацией с подготовкой диссертации.

 

Консультация 1. Уточнение темы диссертационной работы и методологии проведения научного исследования

 

Первая консультация является как бы продолжением последнего тематического семинара семестрового методологического семинара. Если в результате работы семинара магистрант сформулировал тему своего исследования, хотя бы в общих чертах, как это и бывает чаще всего, и построил его методологическую схему, первая консультация не может быть сколько-нибудь продолжительной. На ней руководитель и магистрант должны еще раз обсудить предстоящую работу последнего на период подготовки диссертации, уточнить и окончательно установить ее основные позиции и т.п. Но если в процессе работы методологического семинара у магистранта не появилось четкого представления о теме, ее содержании, возможных элементах научной новизны, то первая консультация должна быть длительной и серьезной. Возможно, при этом, одной встречи будет недостаточно и в рамках первой консультации руководитель сочтет необходимым, дав магистранту определенное поручение, продолжить ее (консультацию 1) на другой, повторной, встрече. Таким образом, основным результатом первой консультации должна быть окончательно сформулированная тема диссертационной работы и методологическая схема исследования.

 

Консультация 2. Составления плана работы над диссертацией

 

Следующим шагом научно-исследовательской практики является составление плана проведения научного исследования и оформления его результатов. Составлению данного плана может помочь упорядоченный перечень предлагаемых консультаций, начиная с третьей. Однако такое начало плана возможно только в том случае, если у магистранта уже сформулирована тема диссертационной работы и построена методологическая схема проведения исследования. Если же этого нет, то начинать, безусловно, следует с определения темы и методологии.

 

Консультация 3. Составление библиографического списка. Работа с литературой. Написание первой главы диссертации

 

Одним из первых пунктов плана должна быть работа магистранта с научной литературой. В параграфе 2.2 подробно описаны процедуры и методы такой работы, требования к ней и т.п. Первое, что должен сделать магистрант, если у него уже сформулирована тема, подобрать научную литературу по выбранной теме. Никаких особых количественных требований к литературным источникам исследования нет, но вряд ли магистерская диссертация будет хорошей, если список использованной литературы будет меньше восьмидесяти наименований. Подготовив список литературы, магистрант на третьей консультации должен представить его своему научному руководителю. Он, этот список, безусловно, составит весьма интересный и полезный (!) предмет для разговора между руководителем и соискателем. Возможно, руководитель посоветует включить в список что-то еще, а что-то (например, учебную литературу) изъять.

На эту консультацию магистрант должен прийти не просто со списком литературы, но и с конкретными предложениями по поводу ее использования в своей работе. Поскольку научная литература в диссертациях используется, в основном, в первой главе, то на этой, третьей, консультации необходимо представить и незавершенный вариант этой первой главы, ее отдельные фрагменты. Следует показать руководителю использование подобранной литературы в тексте диссертации, а при необходимости и дать ему почитать отдельные фрагменты первой главы. Самым важным в выполнении этой части диссертационной работы является демонстрация соискателем своих знаний о предмете исследования и своих способностей дополнить это совокупное знание новыми знаниями, произведенными лично им, и составляющими элементы научной новизны его исследовательской работы.

Безусловно, некоторые магистранты составят первый вариант библиографического списка своего исследования еще при участии в работе методологического семинара. В этом случае на третью консультацию они, возможно, представят обновленный или расширенный список научной литературы, а также более или менее завершенный вариант первой главы своей диссертационной работы.

 

Консультация 4. Работа с эмпирическими данными. Написание второй главы диссертации

 

Весьма важным пунктом плана работы магистранта над диссертацией является сбор, обработка и анализ эмпирических данных по теме диссертации. При проектировании методологии научного исследования вместе с предметом определяется и объект наблюдения. Это может быть отдельное предприятие, отрасль, комплекс отраслей (или предприятий), рынок, др. По этому объекту и необходимо собрать данные для того, чтобы, применяя включенные в методологическую схему методы научных исследований, обеспечить возможность выявления новых, еще никем не открытых, истин. Безусловно, включенные в методологию диссертационного исследования методы могут (и должны!) применяться и на этапе сбора эмпирических данных. К таким методам могут быть отнесены наблюдения, опросы, анкетирование и др. К методам же обработки – анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование и обобщения, математическое моделирование, прогнозирование и др.

Сбору, обработке и анализу эмпирических данных посвящены параграфы 1.10, 1.11 и 2.3. Разумеется, при выполнении этой части работы не следует ограничиваться только материалом данных параграфов. Ведь очень многое определяется спецификой темы, предметом и объектом исследования, другими факторами. Поэтому значение четвертой консультации трудно переоценить, поскольку знания и опыт руководителя могут весьма значительно дополнить материал параграфов 1.10, 1.11 и 2.3.

Очевидно, что собранный магистрантом эмпирический материал первоначально имеет весьма неупорядоченный вид. В нем, довольно часто, уживаются два противоречивых начала: чрезмерная избыточность сведений при явной недостаточности того, что нужно для решения намеченных в диссертации задач. Поэтому первые советы научного руководителя должны касаться именно этого обстоятельства, т.е. определения того, что наверняка из принесенных магистрантом сведений не пригодится (представляет собой элементарный «шум»), и того, что необходимо еще так или иначе собрать (добыть). Вторая группа советов может касаться интерпретации принесенных на четвертую консультацию данных: как, каким образом их можно представить, какую производную информацию на их основе можно получить и как ее использовать в решении задач научного исследования. Самым важным на этой консультации является определение направлений использования принесенных данных для получения в диссертации элементов научной новизны. Это позволит магистранту и научному руководителю наметить переход от второй главы к третьей.

Безусловно, на четвертой консультации магистрант должен представить своему научному руководителю и первые фрагменты второй главы диссертационной работы. Возможно, это лучше сделать с представлением текста – пусть еще и не законченного – первой главы. Руководитель должен убедиться, что между содержанием первой и второй глав есть содержательная преемственность, что они не представляют собой два непохожих фрагмента, что они логически связаны между собою, что вторая глава закономерно вытекает из первой, что, самое главное, между ними нет противоречия. Это очень важное обстоятельство, поскольку диссертация, в общем и целом, должна быть цельной, единой (диссертация – это монолит научных идей, имеющих практическую значимость). И эту ее цельность (монолитность) необходимо обеспечивать уже в ходе написания фрагментов первой и второй глав.

 

Консультация 5. Генерирование идей и предложений. Написание третьей главы диссертации

 

Во многих диссертациях именно в генерировании предложений по совершенствованию отдельных аспектов предмета исследования и заключается суть научной новизны. Это вполне допустимо. Однако та диссертация выглядит лучше, в которой элементы научной новизны имеются уже в первой главе. Очевидно, что сразу же, после изучения литературы по исследуемой теме вряд ли новые идеи могут появиться. Но после анализа эмпирических данных, вполне возможно. И вполне возможно, что они будут касаться каких-то содержательных, возможно теоретических аспектов темы. Возможно, магистрант, проанализировав в первой главе определения предмета исследования, а затем, сделав анализ эмпирических данных, может сформулировать свое определение, что и составит приращение знаний в исследуемой области. Это, безусловно, будет элементом научной новизны первой главы работы. Но такая идея, подчеркнем еще раз, может быть сгенерирована магистрантом только после глубокого анализа, как литературных источников, так и большого объема эмпирических данных.

Другую группу элементов научной новизны могут составить предложения по совершенствованию предмета исследования на изучаемом объекте, сгенерированные магистрантом на основе опять же сопоставления теоретических положений, изложенных в научной литературе и описанных им, пусть пока фрагментарно, в первой главе, с реальной практикой. Такие предложения, как правило, имеют не только научную новизну, но и практическую значимость, что придает им особую ценность.

Таким образом, на свою пятую консультацию магистрант должен прийти уже с идеями и предложениями, которые могут составить научную новизну его работы. Возможно, к этой консультации идеи и предложения магистранта еще не будут иметь завершенный, законченный вид. Возможно, они еще не будут выглядеть убедительными, зрелыми. Но для того и консультации, чтобы в беседах с более опытным коллегой довести свои идеи и предложения до требуемого уровня.

 

Консультация 6. Апробация полученных результатов

 

В каждом учебном заведении проводятся свои научно-практические конференции. На этих конференциях практически всегда формируется секция для магистрантов. Для соискателя магистерской степени будет весьма полезно представить свои достижения публично, посредством своего выступления на научной конференции. Такое выступление, во-первых, позволит ему приобрести первый опыт общения с научной общественностью, участия в дискуссиях и т.п. Во-вторых, выверить результаты своих изысканий на аудитории. Узнать, почувствовать, как научная общественность вуза, где он обучается, относится к его работе, к полученным им результатам. Если отношение будет положительным, это придаст ему уверенности. Если критическим, то позволит ему внести некоторые коррективы либо в методологию исследования, либо в эмпирический материал и исправить положение – время для этого еще есть. Кроме того, на аудитории, перед которой будет выступать магистрант, он может апробировать свой доклад, который вынесет на защиту перед государственной аттестационной комиссией. В любом случае, пользу от участия магистранта в работе конференции трудно переоценить. Выступление на конференции составляет суть его «неявной» защиты (см. рис. 2.2).

На шестой консультации магистрант и представляет своему научному руководителю текст своего выступления на конференции. Руководитель может прочесть его, а может просто послушать. Причем, второе предпочтительнее первого, поскольку после прослушивания руководитель может дать некоторые советы начинающему ученому по манере выступления и т.п., а не только по его содержанию. Рекомендации, как готовить выступления для конференций, представлены в параграфе 2.5.

 

Консультация 7. Содержание диссертации и оформление ее текста

 

К седьмой консультации магистрант готовит практически завершенный текст своей диссертационной работы. О том, как он должен выглядеть, написано в параграфах 2.9 – 2.13.

К моменту проведения седьмой консультации у магистранта должно быть готово все: и введение, и три главы, и заключение, и библиографический список (правильно оформленный!), и приложения (если они имеются). Безусловно, текст еще может быть в чем-то не совершенен. Руководитель должен прочесть диссертацию и сформулировать свои замечания к ней, которые магистрант должен исправить. Замечания могут касаться как содержательных аспектов, так и оформления работы. В этом, собственно, и заключается смысл седьмой консультации. Возможно, если замечаний по диссертации после первого прочтения ее руководителем получится много, тогда возникнет необходимость в еще одной встрече по этой консультации.

 

Консультация 8. Подготовка документов к защите магистерской

диссертации

 

Процедура защиты магистерской диссертации описана в параграфе 2.14. Согласно этой процедуре к защите предъявляется сама диссертация, а также отзыв научного руководителя и рецензия рецензента. Это и есть документы, которые надо подготовить магистранту и его руководителю к защите. Руководитель, естественно, сам готовит отзыв на своего подопечного. Что же касается рецензии, то магистрант встречается с назначенным ему рецензентом, дает ему диссертацию на рецензирование, затем, после прочтения работы рецензентом, встречается с ним снова, беседует, отвечает на вопросы рецензента, если необходимо отстаивает свою точку зрения (см. рис. 2.2), выслушивает замечания рецензента по работе и т.п. и получает от него готовую рецензию. После этого он и приходит к своему руководителю на восьмую консультацию. На ней они вместе обсуждают полученную рецензию, готовят ответы на замечания рецензента. Безусловно, будет лучше, если магистрант сам, без помощи своего научного руководителя, подготовит ответы на замечания рецензента, а на консультации только обсудит их со своим научным руководителем. Однако и первый вариант отнюдь не считается не приемлемым.

 

Консультация 9. Подготовка магистерской диссертации к защите

 

Это последняя консультация магистранта со своим научным руководителем. К ней он должен подготовить окончательный вариант своего доклада на защите. Доклад, по объему, не должен превышать 10 – 12 мин. В нем соискатель магистерской степени в краткой, но очень емкой и выразительной форме должен представить результаты своих исследований.

На девятой консультации магистрант должен представить своему руководителю и диссертацию, и рецензию, и текст доклада. На этой консультации производится, как бы, «генеральный смотр» накануне выдающегося события в жизни магистранта – защиты диссертации. Весьма полезно на этом «смотре» устроить хорошую тренировку магистранту, суть которой заключается в демонстрации им своего доклада, иллюстративного материала к ней (он должен представить свой доклад устно, т.е. выступить перед руководителем). Следует также потренировать его на ответах на вопросы. В этом случае руководитель пытается предугадать те вопросы, которые могут возникнуть у членов ГАК по данной диссертации и заставить магистранта ответить на них. Безусловно, невозможно угадать вопросы, которые возникнут на защите, да к этому и стремится не надо. Главным здесь является обретение диссертантом уверенности в том, что он подготовил вполне приемлемую работу, хорошо знает ее содержание и не будет поставлен в тупик вопросами членов ГАК.

 

Примечание. Работа над диссертацией, как уже не раз подчеркивалось на страницах данного пособия, процесс творческий. И работу над ней, ее написание, вряд ли можно формализовать в виде конкретной инструкции, выполняя которую каждый может получить готовый научный продукт. Поэтому предлагаемую методику организации научно-исследовательской практики магистрантов, в рамках которой должна появиться магистерская диссертация, можно считать только примерной схемой, отталкиваясь от которой каждый магистрант и его научный руководитель могут выбрать свой уникальный путь в решении намеченных в диссертации задач. Другими словами, при проведении научно-исследовательской практики в каждом конкретном случае предложенная схема может быть несколько видоизменена, в частности, некоторые консультации могут изменить свою очередность. Например, консультация 6, посвященная апробированию результатов исследования, может быть поставлена выше. Это определяется тем, когда, в какие месяцы года проходят конференции в вузе и как это соотносится со временем научно-исследовательской практики. Может быть применена и несколько другая система консультирования, выражающаяся в уменьшении числа консультаций, что может быть обусловлено командировками или болезнью соискателя или его научного руководителя. Увеличение же числа консультаций вряд ли будет оправдано. Увеличение числа встреч в рамках одной темы консультации вполне возможно, но число тем консультирования, предложенное в данной схеме, вполне приемлемо. Таким образом, предложенная схема прохождения научно-исследовательской практики магистрантов отнюдь не является чем-то обязательным. Она просто представляет собой один из возможных вариантов организации работы магистранта над диссертацией.

 

Беляев В.И.

Заключение

 

С защитой магистерской диссертации процесс обучения в магистратуре завершается – выпускникам магистратуры присваивается степень магистра, они могут успокоиться и ждать вручения им соответствующего диплома. Но, при этом, для всех, без исключения, выпускников магистратуры завершение обучения в магистратуре является только началом интересной и увлекательной работы в сфере организации и проведения разнообразных исследований. Таким образом, чтение данного учебного пособия студентами магистратуры никак не следует отождествлять только с одноразовым чтением для ознакомления с тем, что собой представляет диссертация, как ее правильно написать, как защитить и т.п., чтобы получить диплом магистра. Скорее всего (и лучше всего!), пособие нужно использовать как первый шаг в знакомстве с исследовательской работой вообще. Нужно помнить, что, как не раз отмечалось на страницах пособия, исследования бывают не только научные, но и профессиональные. Например, маркетинговые, или исследования систем управления с целью совершенствования организационных структур предприятия, др. Исходя из этого, можно заключить, что те выпускники магистратуры, которые пойдут на производство, а не в науку, не в сферу образования, все равно будут заниматься исследовательской деятельностью. Таковы требования времени. Их суть сводится к тому, что в современных условиях каждый менеджер, кроме исполнения им своих традиционных функциональных обязанностей, связанных с планированием, организацией, распорядительством, координацией и контролем, должен решать и новые функциональные задачи – исследовательские. Другими словами, каждый менеджер должен стать исследователем: он должен уметь организовать исследование по выявлению дополнительных возможностей для предприятия во внешней среде, по мобилизации его внутренних ресурсов, др. Это не научные исследования; это исследования профессиональные. Но это тоже исследования! В их процессе менеджер-исследователь производит не научные знания, актуальные для всего общества, а профессиональные знания, актуальные только для его предприятия. И навыки, полученные таким менеджером-исследователем при написании магистерской диссертации, здесь ни как не могут оказаться лишним.

А если выпускник магистратуры выберет для себя научную, или преподавательскую деятельность, то для него работа с пособием и тем более будет началом всей его трудовой карьеры, ибо в данном пособии заложены основы организации исследовательской деятельности: от выбора темы и построения методологии, до подготовки научного труда.

 

Беляев В.И.

Аннотированный библиографический список

(для использования при подготовке магистерских диссертаций)

 

Книги в списке расположены в алфавитном порядке. Однако, по содержательным признакам, их можно было бы подразделить на две группы. В первую из них могли бы войти книги, в которых можно найти советы по поводу того, как следует работать над диссертациями, оформлять их и защищать. Книги этой группы можно использовать как дополнительный материал ко второй главе данного пособия. Вторая группа книг посвящена методам научных исследований, методологии. Эти книги предназначены для использования в процессе изучения первой главы данного пособия и самостоятельной подготовки обучающихся к тематическим семинарам семестрового научно-методологического семинара. Поскольку список небольшой, формального подразделения его на эти группы не сделано – все книги представлены в алфавитном порядке. В списке представлены книги разных лет издания, в том числе и довольно давних. Но изложенный в них материал, посвященный методам научных исследований, не ус

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...