Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика организационных форм обучения. Достоинства и недостатки классно-урочной формы организации обучения. Типы и структура урока, их разновидности.




Применительно к обучению, форма – это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся (Чередов). Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.

По кол-ву учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивид-е.

По месту учебы: школьные (уроки, работа в мастерских, лабораториях) и внешкольные (домашняя, самост. работа, экскурсия).

Самой старой формой учебного процесса, берущей свое начало в глубокой древности, является индивидуальная форма обучения. Суть ее заключается в том, что учащиеся выполняют задания индивидуально, в доме учителя или ученика. Помощь учителя выступала либо непосредственно, либо косвенно, оказываемая ученику через изучение им учебника, автором которого являлся сам учитель. Примером непосредственных и индивидуальных контактов учителя и ученика в современных условиях является репетиторство.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповая (средневековье), взаимное обучение (система обучения в начальной школе, при которой старшие и более знающие ученики под руководством учителя вели занятия с другими учащимися, белланкастерская система в Англии), дифференцированное обучение по способностям учащихся (построенная на фронтальном педагогическом взаимодействии учителя с учащимися, мангеймская система), бригадное обучение (подготовка рабочих непосредственно на производстве путём прикрепления к наиболее квалифицированным рабочим одного или нескольких учеников, которые под его руководством обучаются выполнению работ, в основном начального уровня квалификации, 20-е гг. сов школа), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах (100— 150 чел.), 20% — в малых (10—15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу.

Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертили отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершенствовал систему немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

— постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

— каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

— учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

— каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

— постоянное чередование уроков (расписание);

— руководящая роль учителя (педагогическое управление);

— применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученых-педагогов всего мира. Классно-урочная система обучения, по сравнению с индивидуальным обучением, имеет ряд преимуществ: четкая организационная структура; простое управление процессом обучения; возможность взаимодействия детей между собой; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся; экономичность обучения.

Недостатки: ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого; создает для учителя трудности в учете индивидуальных особенностей; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися.

Наряду с классно-урочной формой, которая является главной (основной), в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному: вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся консультации, доп. занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения урок — законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяются следующие типы уроков:

комбинированные (смешанные) (практикум, конференция, семинар, контрольная работа, лекция);

изучения новых материала (лекция, урок с элементами беседы, лекция с элементами презентации, урок конференция, экскурсия, исследовательская работа);

формирования новых умений (практикум, экскурсия, лабораторная работа, деловая игра, урок дискуссия).

обобщения и систематизации изученного (семинары, конференция, обобщённый урок, урок собеседование, урок дискуссия, диспут);

контроля и коррекции знаний, умений (зачёт, экзамен, контрольная работа);

практического применения знаний, умений (Г. И. Щукина, В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и др.).

Структура урока - это соотношение элементов урока в его строгой последовательности и взаимосвязи. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.

В структуре урока можно выделить три компонента:1) дидактический (цели, задачи), 2) методический (методы, приемы), 3) логико-психологический (хар-р учебн. деят-ти учащихся).

От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: 1) подготовка к усвоению новых знаний; 2) усвоение новых знаний, умений; 3) их закрепление и систематизация; 4) применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного, или смешанного.

Другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации знаний, умений, контроля и коррекции знаний, умений, применения знаний, умений на практике.

Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие с нетрадиционной структурой. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Среди них: деловые игры, пресс-конференции, творческие отчеты, соревнования, типа КВН, конкурсы, театрализованные, бинарные, компьютерные, фантазии, «суды», поиск истины, «парадоксы», концерты, аукционы, диалоги и многие другие.

Современные требования к уроку бывают трёх видов:

1. Дидактические ( чёткое определение места урока среди других уроков, соответствие содержания урока учебной программе и подготовки учащихся, выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения, наличие межпредметных связей).

2. Психолого-педагогические ( формирование памяти, внимания и мышления школьников, воспитание нравственных качеств личности, развитие познавательного интереса и мотивов, развитие творческих способностей, создание проблемной ситуации).

3. Организационные требования к уроку ( наличие продуманного плана проведения урока, чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),создание рабочей дисциплины, использование средств обучения и информационных технологий, завершённость урока, его гибкость и подвижность).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...